Без воображения невозможна осмысленная деятельность человека. Если мы возьмем такой вид деятельности людей, как искусство, то роль воображения здесь выступает с особенной ясностью. Гениальное произведение великого русского писателя Л. Н. Толстого «Война и мир» могло появиться только потому, что писатель обладал исключительной силой творческого воображения, обеспечившего ему возможность проникнуть в глубину человеческих переживаний в самых различных условиях жизни: в бою, в труде, в быту и т. д.
Воображение играет не меньшую роль в живописи, скульптуре. Картина, написанная художником, тем именно и отличается от фотографического снимка, что фотография просто копирует, художник же перерабатывает натуру, пользуется ею как средством выражения какой-то идеи. То же можно сказать о сценической деятельности, о творчестве композитора и т. д.
Неправильно было бы думать, что воображение имеет значение только в искусстве. Наука также невозможна без воображения. Всякое научное открытие всегда предполагает известный момент предвидения, которое зиждется на воображении. В. И. Ленин писал: «Напрасно думают, что она (фантазия. — Т. Е.) нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие Дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии» (В. И. Ленин, Соч., т. 33, стр. 284.)
Что касается военной деятельности, то роль воображения здесь трудно переоценить. Обратимся к примеру. Возьмем встречный бой. Несмотря на то, что командир заранее знает порядок ведения встречного боя, тем не менее это не снимает с него необходимости проявлять самостоятельность и инициативу, а наоборот, предполагает их как обязательное условие. Командир обязан изучать обстановку, соотносить ее условиям местности, временам года, учитывать особенности подчиненных ему командиров частей и подразделений, предполагать возможную тактику противника, планировать бой и на основании всего этого проводить его. Легко видеть, что такая работа немыслима без творческого воображения, которое лежит в основе мышления и обеспечивает нам возможность предусматривать события.
Не менее важна роль воображения также в условиях военного обучения и воспитания. Воображение необходимо уже для того, чтобы овладеть соответствующей суммой военных знаний и умений. Ряд выдвигаемых в учебном процессе положений мы не в силах’ показать наглядно и должны преподносить их через описания; многое дается в виде общих идей. Для того, чтобы учащиеся поняли и усвоили все это, оно должно быть творчески переработано ими. Но задача обучения и воспитания состоит не только в том, чтобы дать учащимся необходимый минимум знаний, но и чтобы научить их использовать эти знания в практике жизни. А овладеть умением соединять теорию с практикой без воображения нельзя. Только в творческих, опирающихся на воображение устремлениях личности военная теория превращается в ту силу, которая движет вперед военное Искусство.