Профессиональное развитие психолога не заканчивается с получением диплома об окончании вуза. Необходимость профессионального совершенствования обусловлена тем, что, приобретя теоретические знания, выпускник не имеет в полном объеме того опыта, который позволял бы эти знания эффективно применять в разноплановой по своему характеру профессиональной деятельности. Осознание этого факта происходит достаточно быстро.
В данной связи показательным является период, совпадающий с началом самостоятельной деятельности после окончания вуза, когда значительно изменяются тип и характер взаимодействия начинающего психолога с другими субъектами. Относительно структурированная (в плане целенаправленного и контролируемого освоения содержания профессии) учебная среда вуза сменяется обстановкой, в которой резко возрастает самостоятельность психолога в решении реальных проблемных ситуаций, с которыми он сталкивается в своей деятельности. Здесь и проявляются его личностно-профессиональный потенциал, его способность на основе собственного понимания ситуации обеспечить адекватный выбор способов деятельности. Таким образом, процесс вхождения психологов в новую должность оказывается на деле достаточно сложным.
Как показывают исследования [238], трудности начального этапа профессиональной карьеры обусловлены следующими видами противоречий: между реальным уровнем профессиональной компетентности психолога и нормативными требованиями профессии; между самооценкой результатов собственной деятельности, ее целей и критериев эффективности и оценкой их со стороны должностных лиц; между стремлением психолога к специализации в определенной области психологической науки и практики и необходимостью выполнять многофункциональные обязанности; между стремлением офицера к профессионально-служебному росту в рамках избранной специальности и несовершенством организационно-штатной структуры; между высокой интенсивностью социальных контактов, необходимостью постоянного эмоционального «выкладывания» и ограниченной способностью психологов сохранять свой эмоционально-психологический потенциал; между ориентацией на интересы воинской деятельности и ориентацией на личность военнослужащего.
По оценке самих военных психологов в числе факторов, затрудняющих процесс их становления, наибольшее негативное влияние оказывают: отсутствие системы и необходимого минимума профессионального общения между психологами различных уровней; неопределенность и формальность критериев оценки эффективности профессиональной деятельности психологов; большой объем разноплановых функциональных обязанностей; выполнение поручений и обязанностей, не связанных напрямую с задачами профессиональной деятельности; недостаточная осведомленность командования о специфике деятельности психолога; субъективность в оценке его труда; некорректная постановка задач; недостаточная методическая и материальная обеспеченность психологической работы в ряде воинских частей.
Таким образом, сталкиваясь с суровой реальностью, вчерашние курсанты, получившие в вузе одинаковые стартовые возможности для карьеры, начинают по-разному оценивать сложившуюся ситуацию и свои возможности. Одни ищут иные сферы приложения своим знаниям, другие сужают функциональный контур своего «присутствия» в профессии, выполняют главным образом те виды деятельности и поручения, которые наименее трудозатратны, которых ждет начальство, третьи делают акцент на собственное профессиональное развитие, восполняя и развивая необходимые профессиональные знания и умения.
Варианты этого профессионального развития всегда индивидуал изированы, но имеют и общие основания. Прежде всего следует отметить, что возможность для такого развития реально существует: речь идет о включенности психолога в те или иные организованные формы обучения, научно-исследовательской деятельности, повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Например, по окончании вуза любой начинающий офицер-психолог, проявивший склонность к исследовательской деятельности, может поступить в военную адъюнктуру, при этом предусматриваются варианты очной и заочной форм подготовки. Время обучения в адъюнктуре (по очной форме подготовки — 3 года, по заочной — 4 года) предоставляется для разработки диссертационного исследования по проблеме, имеющей научную и практическую значимость для военно-психологической теории и практики. В случае успешного окончания адъюнктуры и на основании публичной защиты диссертации в диссертационном совете психологу присуждается ученая степень кандидата психологических наук. Данная ученая степень в совокупности с имеющимися у офицера личностными склонностями к педагогической деятельности предоставляет возможность преподавания психологии в высших учебных заведениях.
В дальнейшем не исключен вариант продолжения научно-изыскательской деятельности на более высоком уровне — при разработке докторской диссертации. Для этого существует возможность поступить в докторантуру при одном из вузов, где имеется профильный диссертационный совет. Срок подготовки в докторантуре составляет 3 года.
Защита кандидатских и докторских диссертаций проводится по следующим специальностям:
19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии;
19.00.02 — психофизиология;
19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика;
19.00.04 — медицинская психология;
19.00.05 — социальная психология;
19.00.06 — юридическая психология;
19.00.07 — педагогическая психология;
19.00.10 — коррекционная психология (психология слепых, глухонемых и умственно отсталых детей);
19.00.13 — психология развития, акмеология.
Заниматься разработкой диссертационных исследований можно и без отрыва от военной службы — в виде соискательства. Соискатель, в отличие от кандидатов на поступление в адъюнктуру, не сдает вступительные экзамены. Ему предоставляется право использовать один рабочий день в неделю для работы над диссертацией, а также один раз в год предоставляется возможность оплачиваемого проезда к месту соискательства для консультаций с научным руководителем и сдачи кандидатских экзаменов.
Кроме работы над диссертационными исследованиями военный психолог может принимать активное участие в деятельности военно-психологического сообщества — в работе научных конференций, семинаров, круглых столов, публиковать результаты собственных исследований и практической деятельности в научных журналах и методических сборниках. Все это способствует обогащению его опыта, расширяет горизонты видения перспектив развития психологии и своего профессионального развития.
Вариант профессионального совершенствования, связанный с получением специализации в определенной области психологической теории и практики, предполагает окончание соответствующих курсов переподготовки или повышения квалификации. В этих целях при Военном университете МО РФ создан и функционирует специальный факультет, обучение на котором ежегодно проходят сотни офицеров — как вновь назначенные на должности, так и получившие определенный опыт деятельности по специальности. Для военных психологов, проходящих военную службу в крупных научно-образовательных центрах, существует возможность обучения на аналогичных курсах при других военных или гражданских вузах.
Вопросы для самоконтроля
- Какие трудности характерны для этапа профессионального становления военного психолога?
- Какие возможности для профессионального совершенствования представляет адъюнктура?
- По каким специальностям осуществляется защита кандидатских и докторских диссертаций?
Литература
Абрамова Г. С. Практическая психология. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург, 1998.
Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. — М., 2000.
Бархаев Б. П., Сыромятников КВ. Введение в профессию: от социальной роли к профессиональной субъектности. — М., 2003.
Банков В. В., Гришпун И. Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». — М., 2003.
Карандашов В.Н. Как стать психологом: введение в профессию. — Вологда, 1999.