Профессиональное совершенствование психологов после окончания высшего учебного заведения

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Профессиональное развитие психолога не заканчивается с получением диплома об окончании вуза. Необходимость профессионального совершенствования обусловлена тем, что, приобретя теоретические знания, выпускник не имеет в полном объеме того опыта, который позволял бы эти знания эффективно применять в разноплановой по своему характеру профессиональной деятельности. Осознание этого факта происходит достаточно быстро.

В данной связи показательным является период, совпадающий с началом самостоятельной деятельности после окончания вуза, когда значительно изменяются тип и характер взаимодействия начинающего психолога с другими субъектами. Относительно структурированная (в плане целенаправленного и контролируемого освоения содержания профессии) учебная среда вуза сменяется обстановкой, в которой резко возрастает самостоятельность психолога в решении реальных проблемных ситуаций, с которыми он сталкивается в своей деятельности. Здесь и проявляются его личностно-профессиональный потенциал, его способность на основе собственного понимания ситуации обеспечить адекватный выбор способов деятельности. Таким образом, процесс вхождения психологов в новую должность оказывается на деле достаточно сложным.

Как показывают исследования [238], трудности начального этапа профессиональной карьеры обусловлены следующими видами противоречий: между реальным уровнем профессиональной компетентности психолога и нормативными требованиями профессии; между самооценкой результатов собственной деятельности, ее целей и критериев эффективности и оценкой их со стороны должностных лиц; между стремлением психолога к специализации в определенной области психологической науки и практики и необходимостью выполнять многофункциональные обязанности; между стремлением офицера к профессионально-служебному росту в рамках избранной специальности и несовершенством организационно-штатной структуры; между высокой интенсивностью социальных контактов, необходимостью постоянного эмоционального «выкладывания» и ограниченной способностью психологов сохранять свой эмоционально-психологический потенциал; между ориентацией на интересы воинской деятельности и ориентацией на личность военнослужащего.

По оценке самих военных психологов в числе факторов, затрудняющих процесс их становления, наибольшее негативное влияние оказывают: отсутствие системы и необходимого минимума профессионального общения между психологами различных уровней; неопределенность и формальность критериев оценки эффективности профессиональной деятельности психологов; большой объем разноплановых функциональных обязанностей; выполнение поручений и обязанностей, не связанных напрямую с задачами профессиональной деятельности; недостаточная осведомленность командования о специфике деятельности психолога; субъективность в оценке его труда; некорректная постановка задач; недостаточная методическая и материальная обеспеченность психологической работы в ряде воинских частей.

Таким образом, сталкиваясь с суровой реальностью, вчерашние курсанты, получившие в вузе одинаковые стартовые возможности для карьеры, начинают по-разному оценивать сложившуюся ситуацию и свои возможности. Одни ищут иные сферы приложения своим знаниям, другие сужают функциональный контур своего «присутствия» в профессии, выполняют главным образом те виды деятельности и поручения, которые наименее трудозатратны, которых ждет начальство, третьи делают акцент на собственное профессиональное развитие, восполняя и развивая необходимые профессиональные знания и умения.

Варианты этого профессионального развития всегда индивидуал изированы, но имеют и общие основания. Прежде всего следует отметить, что возможность для такого развития реально существует: речь идет о включенности психолога в те или иные организованные формы обучения, научно-исследовательской деятельности, повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Например, по окончании вуза любой начинающий офицер-психолог, проявивший склонность к исследовательской деятельности, может поступить в военную адъюнктуру, при этом предусматриваются варианты очной и заочной форм подготовки. Время обучения в адъюнктуре (по очной форме подготовки — 3 года, по заочной — 4 года) предоставляется для разработки диссертационного исследования по проблеме, имеющей научную и практическую значимость для военно-психологической теории и практики. В случае успешного окончания адъюнктуры и на основании публичной защиты диссертации в диссертационном совете психологу присуждается ученая степень кандидата психологических наук. Данная ученая степень в совокупности с имеющимися у офицера личностными склонностями к педагогической деятельности предоставляет возможность преподавания психологии в высших учебных заведениях.

В дальнейшем не исключен вариант продолжения научно-изыскательской деятельности на более высоком уровне — при разработке докторской диссертации. Для этого существует возможность поступить в докторантуру при одном из вузов, где имеется профильный диссертационный совет. Срок подготовки в докторантуре составляет 3 года.

Защита кандидатских и докторских диссертаций проводится по следующим специальностям:

19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии;

19.00.02 — психофизиология;

19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика;

19.00.04 — медицинская психология;

19.00.05 — социальная психология;

19.00.06 — юридическая психология;

19.00.07 — педагогическая психология;

19.00.10 — коррекционная психология (психология слепых, глухонемых и умственно отсталых детей);

19.00.13 — психология развития, акмеология.

Заниматься разработкой диссертационных исследований можно и без отрыва от военной службы — в виде соискательства. Соискатель, в отличие от кандидатов на поступление в адъюнктуру, не сдает вступительные экзамены. Ему предоставляется право использовать один рабочий день в неделю для работы над диссертацией, а также один раз в год предоставляется возможность оплачиваемого проезда к месту соискательства для консультаций с научным руководителем и сдачи кандидатских экзаменов.

Кроме работы над диссертационными исследованиями военный психолог может принимать активное участие в деятельности военно-психологического сообщества — в работе научных конференций, семинаров, круглых столов, публиковать результаты собственных исследований и практической деятельности в научных журналах и методических сборниках. Все это способствует обогащению его опыта, расширяет горизонты видения перспектив развития психологии и своего профессионального развития.

Вариант профессионального совершенствования, связанный с получением специализации в определенной области психологической теории и практики, предполагает окончание соответствующих курсов переподготовки или повышения квалификации. В этих целях при Военном университете МО РФ создан и функционирует специальный факультет, обучение на котором ежегодно проходят сотни офицеров — как вновь назначенные на должности, так и получившие определенный опыт деятельности по специальности. Для военных психологов, проходящих военную службу в крупных научно-образовательных центрах, существует возможность обучения на аналогичных курсах при других военных или гражданских вузах.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие трудности характерны для этапа профессионального становления военного психолога?
  2. Какие возможности для профессионального совершенствования представляет адъюнктура?
  3. По каким специальностям осуществляется защита кандидатских и докторских диссертаций?

Литература

Абрамова Г. С. Практическая психология. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург, 1998.

Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. — М., 2000.

Бархаев Б. П., Сыромятников КВ. Введение в профессию: от социальной роли к профессиональной субъектности. — М., 2003.

Банков В. В., Гришпун И. Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». — М., 2003.

Карандашов В.Н. Как стать психологом: введение в профессию. — Вологда, 1999.





Комментарий к статье