«Современную семью можно определить как институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание».
Вырастить из ребенка семьянина, т. е. человека, способного к созданию собственной семьи и оптимальному эмоциональному и деловому сотрудничеству в ней,— это относительно самостоятельная задача полового воспитания, не покрываемая общими его целями и не подменяющая его в целом [Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1986а]. Подготовка к семейной жизни в структурном плане — одна из главных смысловых осей полового воспитания, а в плане динамическом — его завершающий аккорд, но не средство компенсации его недостаточности или неадекватности. Это не значит, что она должна быть только последним этапом в серии последовательных воспитательных влияний. Как и половое воспитание в целом, она начинается с раннего возраста. Более того, первые представления о половых ролях, об отношениях мужчин и женщин ребенок получает в образах семейного и родительского поведения.
Участие врача в подготовке к семейной жизни предполагает не только знание ее общих медико-психологических аспектов, но и реалистическое представление о современной семье и тенденциях ее развития. Первое помогает оценить воспитательный потенциал семьи и соотнести его с задачами внесемейной подготовки к жизни в семье. Второе — выработать реалистические цели подготовки к семейной жизни, ориентированные не на закрепление устаревших семейных стереотипов и не на навязывание произвольных стандартов семейной жизни, а на строительство семьи нового типа в новых условиях. Сегодня легче сказать, какой мы хотим видеть семью будущего, чем какой ока будет. Но тенденции ее развития подсказывают и пути подготовки к ней.