— нарушение верности общему делу, требований солидарности, измена классовым или национальным интересам, переход на сторону врага, умышленное совершение действий, враждебных общему делу и выгодных его противникам.
Предательство, измена… Не правда ли, какие это страшные слова? Наверное, если бы слова имели цвет, соответствующий их смыслу, эти окрасились бы в багрово-черное.
Если бы в ряд, увы, многочисленных человеческих пороков поставить измену, то первое, что приходит в голову, — это измена на войне, в бою, в поединке с врагом, когда трус, спасая свою жизнь, изменяет Родине, товарищам, воинской присяге.
Но мы сейчас прежде всего рассматриваем личность отдельного человека в преломлении древнего изречения: «Познай самого себя» — и поэтому поговорим об одной страшной измене — измене самому себе. Что это значит? Чтобы понять суть этой измены, обратимся вот к какому примеру. Расскажем — Притчу о белом мраморе.
В далекой горной стране среди молчаливых серых утесов летает заблудившийся ветер, и вот что можно узнать, если внимательно прислушаться к его голосу…
Много лет назад шел по пустынной дороге юноша. За плечами у него была котомка, полная бедности, а в груди его билось сердце, отданное Любимой.
И долог, неисповедим был путь юноши к той, которой принадлежала его жизнь.
Он ушел из страны по решению старейшин. У юноши были руки замечательного мастера: из глины и камня делал он сосуды для вина, чаши для пищи, украшения для женщин. И все это раздавал людям. Искусны, поразительны были его изделия — получая их, скупец становился добрее, у лжеца проходило желание лгать, угрюмый невольно улыбался, ленивец тянулся к работе, и самая некрасивая женщина, надев бусы, сделанные юношей, становилась прекрасной.
Но знали мудрые старцы, правители страны, что гораздо большего может достигнуть юноша и тем самым принести высокую радость и себе и людям. Собрались они на совет, а потом сказали юноше свое решение:
— Иди! Ждут тебя испытания и великий труд. В дальних странствиях ты найдешь белый волшебный мрамор, выточишь из него статую своей любимой, вернешься с нею к нам, и только тогда мы благословим ваш союз.
Ибо знали они, что только дальние дороги, страдания, вечный труд и думы на чужбине делают мастера настоящим художником. Если, конечно, художник истинный.
…На четвертый год своих скитаний в диких горах нашел юноша глыбу белого благородного мрамора. Взглянул на нее и увидел свою Любимую — предстала она перед ним как живая, воплощенная в холодном камне. Огнем вдохновения вспыхнуло сердце юноши, загорелись руки жаждой деятельности.
Но не было у юноши резца. И пошел он к кузнецу.
— Хорошо, — сказал кузнец, — но за это ты должен будешь год отработать у меня подручным.
— Год слишком долго, — вздохнул юноша.
— Тогда, — сказал кузнец, — сделай из своего мрамора ошейник для моей любимой собаки.
Подумал юноша и выбрал не год труда, а ошейник для любимой собаки кузнеца — он очень спешил к своей Любимой.
Скоро был готов резец. Им сделал юноша из мрамора искусный ошейник для собаки кузнеца. Красив, диковен, необычен был этот ошейник. Многие люди приходили посмотреть на него. Дивились. Качали головами. Правда, этот ошейник не могла носить любимая собака кузнеца — она в нем задыхалась. Но кузнец был доволен: он стал знаменитым.
И начал юноша вытачивать из белого мрамора образ своей Любимой. Но тут понял он, что нужна ему натурщица, чтобы воплотить в мраморе линии женского тела. Пошел он на базар и нашел там девушку, фигура которой была похожа на фигуру его возлюбленной.
— Будь моей натурщицей, — сказал он ей.
— Я буду твоей натурщицей, — сказала девушка, — но за это иди ко мне в услужение: будешь делать у меня всю черную работу.
— Нет! — сказал юноша и нахмурился: он знал, что уже известен среди людей как искусный мастер. Так пристало ли ему быть черным рабочим!
— Хорошо, — сказала девушка, — я буду твоей натурщицей. Но за это полюби меня хоть ненадолго.
Подумал юноша и согласился. Увела его девушка в свой дом, а наутро стала его натурщицей.
Девушка позировала ему, и он работал.
Прямо среди скал, под палящим солнцем вытачивал он из мрамора свою Любимую. Под его волшебным резцом появлялась дивная женская фигура.
О замечательном мастере разнеслась Слава по всей стране, и многие люди приходили посмотреть на его работу. Они приносили юноше кто чем был богат: лепешку хлеба, горсть горячих каштанов, меру кислого прохладного вина — так люди платили юноше за радость и восхищение.
Пришел день, когда юноша стал вытачивать из мрамора лицо своей Любимой. И тут в смятении обнаружил он, что стерлись в памяти черты ее единственного лица, а под его резцом появляется лицо натурщицы.
«Это все от солнца, — подумал юноша. — От усталости, от плохой пищи. Мне нужны помощники и хорошая мастерская». И отправился он к Правителю той страны, в которой нашел мрамор.
— О Правитель! — сказал он. — Ты мудр и щедр. — Юноша низко поклонился. — Дай мне помощников и мастерскую, чтобы я мог закончить свою работу. Это благодеяние прославит тебя среди других народов как покровителя искусства.
— Я слышал о тебе. — Правитель ненадолго задумался. — Ты получишь лучшую мастерскую, чужеземный мастер, — сказал он и сделал знак рукой, чтобы отрубили голову его придворному скульптору. — У тебя будут умелые помощники, ты будешь жить в роскошном дворце, ты станешь богатым, ты получишь ключ, от моего гарема, ты будешь желанным гостем на всех моих празднествах. И ты закончишь свою работу. Но сначала…
— Я слушаю тебя, Правитель, — юноша поклонился еще ниже.
— Сначала из своего мрамора ты сделаешь мой бюст, — сказал Правитель и улыбнулся.
Юноша подумал немного и согласился.
Стал он жить в роскошном дворце, и ему прислуживали молчаливые слуги. У него теперь было много денег, и он сшил себе яркие одежды. Он ездил в сверкающем экипаже, и люди в страхе разбегались перед ним, потому что на экипаже красовался ненавистный герб Правителя как знак верноподданничества. Вместе с Правителем юноша ездил на охоту, принимал участие в кутежах и сочинял законы.
Глыбу белого мрамора перевезли в огромную мастерскую, и там под руководством юноши десятки помощников вытачивали бюст Правителя.
И наконец бюст был готов. Его торжественно привезли во дворец. В пустынном зале в последний раз юноша осмотрел бюст Правителя — и ужаснулся… Бюст был мертв. Даже искра вдохновения не озаряла его. В страхе сжалось сердце юноши — он испугался гнева Правителя.
Но гнева не последовало: к тому времени Правитель умер, бюст свезли на свалку, а юноша получил новый заказ — выточить статую нового Правителя.
Юноша пришел в мастерскую, и смятение наполнило его — волшебного белого мрамора не было: он весь был истрачен на бюст мертвого Правителя.
Но не страх испытал юноша. Он вдруг вспомнил! Он вспомнил свою далекую Любимую, слова мудрых старцев… Он взглянул на свои белые ленивые руки и ужаснулся: мастерство и вдохновение покинули его.
— Я потерял то, ради чего стоит жить, — прошептал юноша.
И ушел он в дальние странствия — искать новую глыбу белого мрамора, чтобы из него выточить свою Любимую, чтобы вернуться к ней и к своему народу.
С тех пор никто не видел юношу.
Продолжаются его странствия.
Найдет ли он белый мрамор?
А если найдет, что возникнет под его резцом?
Кто знает…
…Вот она, измена: своему призванию в погоне за легким успехом и материальными благами. Измена любимому человеку — это следствие измены себе. Да и в более крупных, общественных отношениях гарантией верности может служить именно верность своей мечте.