X

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОГОНЬ

ЧАСТЬ 7: немного о любви, немного о жизни и о песке с водой

Наши эмоции порождаются нами с молниеносной быстротой, как только появляется объект, на который они направлены.

АнтоненАрто

Средняя часть песочного поля рассматривается как эмоциональное состояние души. Чаще всего расчищается от песка именно средняя часть песочного поля, чтобы почувствовать свои эмоции, а не просто увидеть события. Расчистив песок до голубого дна, создав символ воды, человек ставит в воду, то, что в ней должно жить: рыбы, морские животные, кораллы, водоросли — все это символы любви. Реки, озера и моря, корабли и рыбы, выставленные на поле, подтверждают, что любовь присуща каждому, и каждый в ней нуждается.

У некоторых авторов рыбы выброшены на берег, корабли у причалов, а то и направлены в другую сторону, против течения или упираются в бортик песочного ящика. Говорит ли такое размещение фигурок о том, что любовь куда-то задвинута? Спросите об этом у авторов песочной композиции, и вы услышите, что так оно и есть. Чувства любви (не только к противоположному полу, а любви, как состояния совершенства и божественного начала) спрятаны, отодвинуты или находятся не в своей стихии. Это воздействует на человека не самым лучшим образом. Однако чувства свои он запрятал сам. В таком положении не дождаться от других проявления любви и внимания, пока не разберешься со своими чувствами. Пока не вытащишь их на свет божий, пока не начнешь их проявлять и дарить людям, так и будешь в бесполезном ожидании. Можно ли запереть ветер? Так же бесполезно запирать, задвигать свои чувства, отказываться от них. Они все равно проявятся, если не в естественном, то в искаженном варианте. Самое лучшее состояние — быть адекватным своим эмоциям. В ответ мы получаем только то, что имеем внутри. Если ты сидишь и ждешь, что тебе подарят от всей души букет цветов, и не можешь дождаться, вспомни — сколько раз ты дарила что-нибудь, а сколько раз ты улыбнулась или фыркнула в ответ на чьи-то слова. А сколько хороших слов вы произнес в поддержку другого? Чего же ты ждешь? Сколько раз лучился твой взгляд? Ты что, можешь это сосчитать? А как поживают твои брови? Обрати на них внимание, может, они нахмурились и не знают, как расправиться и разгладиться. Когда и что случилось с тобой такое, что ты потерял аппетит к жизни, вкус к счастью? Песочное поле подскажет тебе, где произошел разлад с самим собой, а психотерапевт поможет разобраться, что к чему, а что ни к чему.

Если в песочной реке появились хищные рыбы, акулы, мурены, то они уж точно являются показателем страха к проявлению своих чувств или страха быть поглощенным. Несоответствие внутренних переживаний их внешним проявлениям часто может быть основной причиной комплексов, зажимов, различных неумений, обид и в результате болезней. Постепенно позволяя себе (предварительное разрешение на выражение чувств вы можете взять у психолога) проявлять все чувства, вы станете адекватным самим себе, перестанете притворяться и просчитывать проявления своих реакций. Вы сможете показать обратную связь, то есть реакцию на слова и события такую, какая у вас есть в настоящий момент. Научившись проявлять свои чувства, вы станете спокойнее за себя и за других и с удивлением заметите, что чувства вам подчиняются, доставляют удовольствие, и вам не надо с ними сражаться, запрещать их или дозировать. Замечено, что если вы сдерживаете какое-то одно чувство, например, обиду, слезы, раздражение, вы автоматически, даже если не хотите, теряете другие чувства, такие как радость, подвижность, смелость, самостоятельность.

Кто-то или что-то берет над вами верх и управляет вами изнутри. Возможно, это всего лишь устаревшая программа, которую вы забыли пересмотреть в соответствии со своим возрастом или опытом. Эмоциональный опыт спонтанен и непредсказуем. Настоящие эмоции испытываешь только тогда, когда переполняешься ими. И проживаешь их в полной мере, каждой клеточкой, каждым атомом, каждой частицей. Так было в детстве. Когда от смеха мы валились на пол, от злости топали ногами, от радости прыгали по всей комнате, от слез теряли силы, от переполнения чувствами всех обнимали, от веселого настроения бежали, раскинув руки-крылья. Если нас отлучили от проявления эмоций и накопления чувств, то придется учиться этому заново. Потому что нет такой силы, чтоб вырвать из сердца любовь. Эмоциональный огонь души проявляется на песочном поле водными пространствами. Их бывает много — целые океаны. Они могут быть поверхностными. Море может оказаться нарисованным на песке. Часто на поле выставляется костер. Это говорит о недостатке эмоционального тепла или о неумении это тепло проявлять.

Эмоции остаются и перегорают внутри. Неумение проявлять чувства приводит человека к кризису. Часто в детстве детям запрещают злиться и плакать, говоря, что нехорошо так себя вести. А каждый человек хочет быть хорошим. Вот и начинает шлифовать программу бесчувствия, поставленную родителями. Они знают как нельзя — им это сказали, а как можно — не показали. Нельзя, и все. А как пережить нахлынувшие эмоции? Остановить! Прервать! Остановили. А чем жить? Бесчувствием? Вот и получается конфликт. Хочу чувствовать, но хочу быть хорошим, без чувств, ровным и спокойным.

Обратите внимание с какими людьми интереснее: с наблюдателями или с активно проявляющимися. Выбор есть. Что вас устраивает, то вы себе и выбираете. Конечно, лучше остаться в прежней привычной программе, пока вам в ней комфортно. Если вы чувствуете, что она вас не устраивает, выбросите старую программу, как одежду, из которой вы выросли.

ИЗЛОЖЕНИЕ НА ПРОЖИТУЮ ТЕМУ

Он рассказал чудесные вещи о Добре и Зле, Истине и Жизни.

АнтоненАрто

Постройте композицию по выбранной теме: любовь, семья, карьера, мечта, в общем, — «Как я провел лето». Потребность человека вписываться в социальную среду и выделяться в ней образует паттерн активной адаптации. Каждый человек выбирает обоснованный стиль жизни. Сознательное и бессознательное не находятся в противоречии друг к другу, они представляют два аспекта единой системы, служащие одной цели. Проблема не в том, что люди не осознают своего бессознательного, а в том, что они не осознают свои ценности и цели, которые приняли или создали сами. Анализ этих отношений в символической форме на песочном поле приводит человека к пониманию самого себя. В данной работе человек не мог осознавать, насколько сильно психотравматическое переживание деформирует отношения, накладывает отпечаток на жизнь. Человек начинает взаимодействовать с жизнью через призму боли и страдания.

В работе красивой статной женщины всего несколько предметов на пустом поле. Посередине высокая гора, которая создает впечатление, что там зарыто что-то, до чего не докопаться. В лексиконе часто звучат слова: копаюсь, покопаться, докопаться. На вершине горы лежит маленькая рыбка. «Лежу бездыханная, помираю медленно. Быстро я не сдамся». Когда она поставила над рыбкой зонтик, мы спросили: «Зачем?» Она ответила тихо. «Закрытая от солнца и от всех. Я в одиночестве. Хочется закрыться от бед, от проблем, от всего». Пока выбирала фигурки, все время повторяла: «Ничего не хочу». Попадая на сеанс, закрывшиеся люди начинают много говорить и своими словами закрывают себя еще больше, хотя им кажется, что от того, что они много говорят, они что-то понимают. Чаще всего они говорят общие фразы или уже рассказанные другим события. Они говорят уже не раз рассказанное, отшлифованное, и в этих рассказах

нет информации. Мы предложили женщине найти на полках фигурки, которые могут быть спрятаны у нее в горе. Она оживилась и стала прятать. Но не в гору, а в «тоннельку» в горе, чтобы было видно. Она спрятала «детское, волшебное»: свет, маячок, сладость, положила камни около колокольчика-души, чемоданчик. «Я же не буду закапывать то, что мне не нравится, не буду прятать страшное». Таким образом, она прячет самое красивое, важное и сокровенное: «Красный цвет — праздник, тепло. Что-то звенит. Предвкушение хорошего, доброго». Такие слова произносит эта женщина, пряча в «тоннельку» то, чем обычно люди живут. В левую часть поля она кладет скорпиона. На вопрос, что значит для нее скорпион, говорит: «Гадость. Миленький, маленький. Но мне его надо было положить обязательно». Мы ничего не комментируем. Но видим, как ценности заменились маленькими гадостями. Только что эта женщина рассказала нам о таких случаях из своей жизни в коллективе. «Почему ты прячешь хорошие ценные вещи? А напоказ — гадость?» — «Боюсь, что кто-то увидит. Не посмеялись бы, — и добавляет, — хочется куличики, как в детстве сделать». — «Доверься рукам. Процесс общения с песком снимает внутреннее напряжение», — говорим мы ей. Женщина словно включается и начинает находить на полке фигурки, ставить их в поле, смотреть на них, комментировать, убирать и менять. Сначала она ставит птиц в клетке в прошлое. «Они что делали — пели или светились? Ни с чем живым они не связаны, петь не будут. Нет, не хочу уже». Возвращает клетку с птицами на полку. Ее руки берут другую птицу — стеклянного голубя с крыльями, готовыми к полету. Она водружает его на зонтик. Затем берет «для экзотики» пеликана и размещает его в будущем. «Захотелось ангела. Хранителя. Хочется на корабль его посадить». Затем взяла парочку лягушек, поставила рядом со спрятанными ценностями. Взяла скульптуру. «Напоминание о Париже, — говорит она, — там в музее скульптура была, красивая, голова откинута. Мне сказали, что она на меня похожа. Красивая. Впрочем, как и всякая женщина, которая так лежит». На горе ставит подсолнух, яркий и большой, как солнце. «Тебе нужно солнце или нужно закрыться от него?» — «Мне нужно убрать зонтик. Потому что я не в одиночестве. Вот птица. Голубь. Весть несет добрую — перемена в будущем. Ассоциация с любовью». Несколько минут назад, увидев на нижней полке оранжевые цветочки, она говорила: «Неужели это кто-нибудь берет? Дикое сочетание». И вдруг, к нашему удивлению, со словами: «Хочется чего-то весеннего. Веселого», —

берет охапку цветов «дикого» сочетания и ставит в пространство будущего. «Хочется яркого», — говорит она. — Может, уже и птиц. Хоть и попугай». Ставит в будущее попугаев. «Хочется положить связку добра». Берет туфельки красивые, ставит и тут же убирает. «Здесь будет озерцо, чтоб рыба в озере была». Разравнивает гору, на ее месте выкапывает малюсенькое озерцо и сует туда рыбку. Убирает попугаев, молча. Берет в руки подсолнух и камешки, и с подсолнухом в руках, ощущая округлость и отшлифованность камешков, говорит: «Вот так вот, вот так вот. Да. Оставлю чашечку — гостеприимство. Домашний очаг со светом. Кораблик сюда пойдет. Оберег рядышком с моим корабликом». Убирает пеликана. Меняет кораблик, предыдущий уже не хочет. Берет маленький из дерева. Правда, ставит его мимо воды. «Свободнее, здесь можно все!» — поощряем мы ее действия. «Может, детей каких посадить, чтоб веселее было? Чтобы цель какая-то была. Может, цель свою обозначить? Нет, не хочу. Бабочку посажу на цветы. Хочу музыки, яркости, красоты. Я устала серо жить. Я засерела». Ах, какое чудное слово произнесла она. Засерела. Какое оно мерзкое и многозначное. «Да, я засерела. Может, птицу сюда. Что-то должно быть другое. Более изысканное». Сложила все в корзинку. Разглаживает песок. «Не хочу трогать левую сторону. Руки не дошли». Разглаживает песок. «Скучно, плохо, неинтересно». Гладит руками поле. «Живность не нравится. Хотелось бурного — не нравится. Теперь скучно совсем». «Ты же все выкинула, — замечают психологи. — Это твое поле. Ты как волшебник. Можешь делать все, что захочешь». Женщина смотрит на поле и снова начинает его заполнять. — Может, мальчика уже какого взять. Нет ни одного приличного мальчика. Они все тематические: либо воин, либо старик, либо очкастый. А это что за мальчик, кто мне скажет?» — «Никто, кроме тебя». Она берет в руки свадебную пару и ставит в будущее, ближе к центру. Она смотрит на свадебную пару и произносит: «Это символ того, что я встречу такого мужчину, который войдет в мое сердце. Чтобы я ему нравилась, чтобы была востребована, чтобы я это чувствовала. Чтобы было обоюдное чувство». Если человек заговорил о чувствах, считайте, что он очнулся, и можно завершать сеанс. Руки женщины продолжали ставить и убирать фигурки. Вот, наконец, композиция завершена.

Мы договариваемся о следующем сеансе. Потому что видим, что будущее перевешивает прошлое, что прошлое зарыто, запрятано и разровненно.

«Да. Ты сравняла прошлое, будто его и нет». — «Ну, да. Я стараюсь забыть все, что было плохое, но и не стараюсь помнить хорошее». Все стерла, будто его и не было, и выставила оберег между собой и прошлым. Мы даем домашнее задание: вспомнить прошлое. Все, что было хорошего, и все, что было плохого. На следующий день она позвонила и сказала, что забыла домашнее задание. Это было не так важно, потому что женщина начала говорить о том, что она забросила себя, как женщину, что нарастила слой жира на животе, что работает много для того, чтобы ничего не чувствовать, что не занимается тем, что ей нравится, сказала, что ей нужно отдохнуть от работы, взять тайм-аут, осознать, что с ней произошло, связать новый свитер, купить косметику, посетить театр или музей и съездить на берег залива. И заметьте, что это было не нашим советом, а ее собственным желанием. Если бы мы посоветовали ей связать свитер или взять таймаут, она могла бы не выполнить наш совет и разочароваться в своей силе воли, уйти в еще более глубокую депрессию. Мы разрешили ей слушать себя, и она услышала свои советы, которым ей хочется последовать и которые для нее естественны. Сделав первый шаг, она сделает второй, и третий, и следующие.

Диссоциированная форма восприятия песочного поля и выстроенной на ней композиции, которая является отражением душевного состояния человека, позволяет увидеть свое состояние со стороны, оценить его и соединиться с ним, осознать, почувствовать себя и интегрироваться со своими ценностями. Самое важное для человека — существовать в настоящем как целостная личность. В момент, когда целостность утрачивается, человек ощущает дискомфорт. Это могут быть апатия, агрессия, раздражение или замыкание в себе, недовольство собой или окружающими, жалобы или нытье, скука или уныние. В таких состояниях человек растерян и несобран. Ему так и говорят: «Соберись!» Собраться можно разными способами, в том числе и на песочном поле. Быть цельным — значит быть здоровым и сильным. В состоянии целостности от прожитого жизненного пути остается ощущение успеха, уверенности, накопленного опыта. Какой опыт вы будете накапливать: опыт целостности или нецелостности, зависит от вас и вашего отношения к себе.

admin: