Ведущая деятельность в этот период — учеба.
Его характеристики таковы:
- перестройка познавательных процессов: формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);
- развитие мышления (переход от наглядно-образного к словесно-логическому и рассуждениям на уровне конкретных понятий);
- формирование саморегуляции поведения, воли;
- освоение умений читать, писать, делать арифметические вычисления, накапливать знания;
- овладение навыками домашнего труда;
- расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе;
- предпочтение развивающих игр, которым тем не менее отводится второе после учебы место;
- формирование самооценки на основе учительского оценивания и достигнутых результатов в учении; часто снижение самооценки;
- появление уверенности в себе, компетентности; если имеются затруднения в учебе и родители и учителя относятся к этому критически, то возникает неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрации, утрачивается интерес к учению, что приводит к «школьным неврозам».
Новообразования:
- формирование словесно-логического мышления при помощи конкретных понятий;
- возникновение способности выполнять действия в уме — умственный план действий;
- произвольность поведения: развивается умение управлять своим поведением, состоянием;
- появление рефлексии: развивается способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли он это делает;
- развиваются способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания.