Ведущая деятельность — общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми, чтобы «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе.
Отличительные признаки подросткового периода таковы:
- интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;
- неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;
- самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, вероятность возникновения конфликтных отношений со взрослыми;
- формирование самооценки, характера,
- возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптационных форм поведения;
- формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
- отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
- развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;
- самоконтроль и планирование деятельности еще затруднены;
- склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;
- появление сексуальных влечений и интересов;
- формирование самосознания своего Я, эгоидентичности;
- избирательность в учении, сензитивность, способствующая развитию общих и специальных способностей.
- Новообразования в личностном ракурсе:
- «чувство взрослости»;
- самосознание;
- самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, предпочтений будущей профессии, выбор ценностных ориентиров, идеалов, жизненного пути) и формирование отношения к себе.