Период 18-25 лет — время как умственной, так и нравственной зрелости.
Ведущая деятельность: профессиональная учеба, труд, любовь.
Отличительные особенности:
- центральный период становления характера и интеллекта;
- пик интеллектуальных возможностей, индивидуального структурирования интеллекта;
- стабилизация характера;
- убежденность, сложившееся мировоззрение;
- чувство нового;
- смелость, решительность;
- способность к увлечению;
- оптимизм;
- самостоятельность;
- прямолинейность;
- критичность и самокритичность (самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью);
- пора самоанализа и самооценок;
- скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и порядкам в учебном заведении;
- период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств;
- усиление сознательных мотивов поведения, но способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере (нередко он идет на немотивированный риск, не умеет предвидеть последствия своих поступков);
- сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших;
- неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;
- кризис идентичности (он состоит из серии социальных и личностных предпочтений, идентификаций и самоопределений);
- этапы кризиса идентичности:
- «размытая идентичность» (нет четких убеждений, не выбрана профессия);
- «досрочная идентификация» (подчиняется чужому мнению, примеру, авторитету, выбору родителей);
- «этап моратория» (выбор своего варианта развития из множества возможных);
- «достигнутая идентичность» (цели выбраны, переход к практической самореализации);
- в результате может сформироваться неадекватная идентичность, которая характеризуется:
- избеганием тесных межличностных отношений;
- неспособностью строить жизненные планы, страхом взросления;
- неумением мобилизовать свои ресурсы для какой-то главной деятельности;
- отказом от самоопределения, выбором отрицательных образцов для подражания;
- принятие ответственных решений:
- выбор профессии и овладение ею,
- выбор стиля жизни и своего места в ней;
- выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере;
- формирование профессионального мышления, самоутверждение в профессиональной и социальной сферах, борьба за свое «место под солнцем»;
- овладение набором социальных ролей взрослого человека, начало «экономической активности».