Ведущая деятельность — учебно-профессиональная.
- Формируется самосознание: представление о себе самом, оценивание своей внешности, своих умственных, моральных, волевых качеств.
- Человек соотносит себя с идеалом, оказывается возможным процесс самовоспитания.
- Возрастает волевая регуляция.
- Стремление приобрести профессию — основной мотив познавательной деятельности.
- Возрастает концентрация внимания, объем памяти; происходит логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление.
- Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах.
- Формируется собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии; это увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных концептов жизни, любви, политики; максимализм суждений.
- Стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности.
- Пренебрежение советами старших.
- Неоправданная критичность, недоверие.
- Сухой рационализм, практицизм.
- Стремление к самоуправлению, переосмыслению окружающего; жизненное самоопределение, приобретение определенной степени психологической зрелости.
- Отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам.
- Завершено половое созревание. Формируется отношение к сексуальным желаниям.
- Возникает первое чувство любви, дружбы.
- Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы.
- Недостаточное осознание последствий своих поступков.
Новообразование: появляется способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации.