Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве Я, которое включает представление человека о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способность к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.
Быть личностью — значит делать выбор, появляющийся по внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за него перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно «строить» самого себя и других, овладение арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно контролировать свое поведение, подчинить его своей власти. Это также свобода выбора и умение нести ее бремя.
Личность в узком смысле — это субъект решения проблем, выбора, способный самостоятельно и ответственно решать проблемы; субъект культуры. Она может проявиться там, где человек сталкивается с проблемами, конфликтами. Ее нет, если кто-то не способен самостоятельно разрешать жизненные задачи и быть ответственным за свои решения и поступки.
Особенная, не похожая на других, личность, оцениваемая в полноте ее духовных и физических свойств, называется индивидуальностью. Таковая выражается в неодинаковости опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Свою индивидуальность мы постоянно доказываем, утверждаем. Основные ее параметры — мотивация, темперамент, способности.
Эмоциональность и активность выступают вторичными функциями темперамента. Активность, саморегуляция проявляются как характеристики способностей. Важнейшие же компоненты характера — саморегуляция (воля) и побуждения.
В такой схеме организм и личность составляют единство; соответствующие компоненты — мотивация, темперамент, способности и характер — объединены системообразующими признаками: эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями. В этой связи дадим несколько определений, которые необходимо помнить, рассматривая интересующую нас тему.
- Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.
- Потребность — испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.
- Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?» Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.
- Мотивация — относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
- Темперамент — характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.
- Способности — психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или разного рода деятельности.
- Характер — совокупность стержневых, прижизненно формируемых свойств, отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.
- Эмоциональность — совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
- Активность — мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.
- Саморегуляция — регуляция субъектом своего поведения и деятельности.
- Побуждения — мотивационный компонент характера. Воля — потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
- Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, Он обладает уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательной направленности, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия.
Структура личности порождается видовым строением человеческой деятельности и поэтому характеризуется пятью потенциалами:
- познавательным (гносеологическим);
- ценностным (аксиологическим);
- творческим;
- коммуникативным;
- художественным.
Познавательный (гносеологический) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Данный потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
Ценностный (аксиологический) потенциал связан с приобретенной личностью в процессе ее социализации системой ценностных ориентаций — в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. с ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь здесь идет, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов (сознания личности и самосознания), которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в мироощущении, мировоззрении и мироустремлении личности.
Творческий потенциал — полученные личностью и самостоятельно выработанные ею умения и навыки, способности к действию — созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному — и мера их реализации в той или иной сфере (или сразу в нескольких) труда, социально-организаторской и критической деятельности.
Коммуникативный потенциал соотносится с мерой общительности и ее формами, характером и прочностью контактов, устанавливаемых человеком с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
Художественный потенциал — это уровень, содержание, интенсивность художественных потребностей и то, как личность их удовлетворяет. Художественная активность развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.
Таким образом, личность определяется не характером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем:
- что и как она знает;
- что и как она ценит;
- что и как она созидает;
- с кем и как она общается;
- каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет;
- какова мера ее ответственности за свои поступки, решения, судьбу — и это главное.
Свобода личности, или свобода выбора, воли, определяется возможностью человека выбирать тот или иной вариант поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или собственным влечениям.
«Человек — это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям» (М. Шелер).
«Человек не свободен от социальных влияний, но от него зависит, сдастся ли он или сможет противодействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу» (Ф. М. Достоевский).
«Свобода личности может перейти в произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности» (В. Франкл).
Некоторые люди склонны «списывать» свои неблаговидные поступки, подлость, предательство на «объективные условия» — несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т. д., уклоняясь от персональной ответственности за свои поступки и жизнь. Свобода личности проявляется в осознании необходимости и целесообразности выбранного варианта поведения с полным признанием своей ответственности за сделанный выбор и будущие последствия своих действий.