Психология Эго, как я уже говорил, приходится двоюродной сестрой теории объектных отношений, эволюционировавшей из работ Анны Фрейд, одной из первых обратившей внимание на роль Эго в развитии ребенка. От теории объектных отношений ее отличает то, что источником энергии для личности все-таки считается Ид.
Эта модель сконцентрирована на роли трех фундаментальных процессов, влияющих на созревание детского Эго: дифференциации, интеграции и интроекции. Каждый из этих процессов, имеющих столь выразительные названия, будет подробно рассмотрен. Наиболее простой термин дифференциация относится к пробуждающемуся осознанию ребенком своей отдельности от матери. Кульминацией нормального процесса дифференциации является появление уникальной «новой» личности, а не клона своих родителей. Термин интеграция обозначает способность ребенка постепенно осознать, что у него есть только одна, а не две разных матери. До наступления интеграции младенец полагает, что у него есть одна добрая (доставляющая удовольствие) мама и другая, отдельная от нее, плохая (отвергающая) мама. Здоровый путь интеграционного процесса приводит к тому, что во взрослом возрасте человек воспринимает других людей как цельных личностей, не забывая о хорошей стороне человека даже во время проявления им гнева. Третий процесс, вносящий свою лепту в развитие Эго, это интроекция; она подразумевает интернализацию (впитывание) воспоминаний о полученной заботе (или об ее отсутствии), накопленных у ребенка и поддерживающих его во время стресса или же подрывающих самосознание на протяжении всей жизни. Позитивные воспоминания укрепляют внутреннюю силу, которую мы обычно называем «хорошим характером». Интроекция протекает одновременно с дифференциацией и интеграцией.