Америку захлестнула эпидемия насилия над женским полом. Наверное, так было всегда; однако до недавних пор это кое-как удавалось скрывать. 17 июня 1992 года журнал Американской медицинской ассоциации обратился ко всем медикам Америки с призывом обратить внимание на ужасающие показатели физического насилия в семье, жертвы которого ежедневно заполоняли отделения неотложной помощи по всей стране. Начало заглавной статьи этого издания было таким: Данные за последние двадцать лет свидетельствуют о том, что физическое и сексуальное насилие по отношению к женщинам превратилось в огромную проблему. Подавляющее большинство случаев насилия над женщинами совершается их постоянными партнерами или же людьми, отношения с которыми подразумевают для женщины некую защищенность (например, отец — дочь, молодой человек — его девушка). Такое насилие несет в себе кратко- и долгосрочные неблагоприятные последствия для женщины, как для ее физического, так и для психического здоровья (Browne, 1992:3184).
Далее статья приводит данные о невероятном количестве женщин, подвергающихся физическому и сексуальному насилию. Насилие в семье — это не изолированный феномен, присущий исключительно нижним слоям общества. Насилие, с которым сталкиваются эти женщины, отнюдь не безобидно, оно совершается грубо и систематически: Исследования документально подтверждают, что у женщины в США больше вероятности быть травмированной, изнасилованной или убитой собственным партнером, с которым она состоит в отношениях в данный момент или состояла в прошлом, чем каким-либо неизвестным преступником. Согласно исследованию, проведенному в 1985 году, в котором принимали участие пары, длительное время прожившие вместе, примерно один из восьми мужчин совершал акты физической агрессии по отношению к своей партнерше за год наблюдения. Треть таких случаев составляли серьезные правонарушения, как, например, нанесение ударов кулаками и ногами, удушение, избиение, применение режущего или огнестрельного оружия. За год в США в среднем два миллиона женщин получают серьезные травмы от своих партнеров. Кроме того, у женщин, подвергшихся насилию со стороны своих постоянных партнеров, риск быть избитыми снова в течение следующих шести месяцев гораздо выше, чем у тех, кто пострадал от неизвестных преступников (Browne, 1992:3185).
Два основных вопроса возникают по прочтении этого абзаца. Первый: почему так много мужчин совершают преступные действия по отношению к женщине, которую они, вероятно, любят? И второй, более сложный вопрос: почему избиваемые женщины возвращаются снова и снова в те же отношения, от которых они пострадали? Моя книга стала попыткой разобраться в этих вопросах. Ответы на них вовсе не очевидны для многих из нас, включая даже тех врачей, которые оказывают помощь пострадавшим женщинам. В одной из статей на эту тему, опубликованной в том же номере журнала Американской медицинской ассоциации, говорилось о том, что врачи, сталкивающиеся с пациентами, жестоко избитыми своими партнерами или супругами, облегчают только физические страдания, но избегают открытого выяснения причин случившегося. Нежеланию вмешиваться находится краткое и исчерпывающее объяснение — это ящик Пандоры. Итак, образ открываемого ящика Пандоры — зачастую именно с ним у врачей ассоциируется обсуждение домашнего насилия со своими пациентками. Эта метафора означает страх выпустить на свободу мириады демонов. В отзывах самих же респондентов «демонами» считались «некомфортность из-за слишком близкого общения с пациентом», «страх задеть чувства», «бессилие», «потеря контроля» и «пустая трата времени» (Sugg and Inui, 1992).
Далее авторы поясняют, что многие врачи слишком близко идентифицируют себя со своими пациентами и поэтому им сложно поверить, как человек, принадлежащий к одному с ними социальному классу, может подвергаться риску домашнего насилия. Кроме того, более половины врачей, участвовавших в этом исследовании, признались, что специально воздерживались от обсуждения насилия в семье из-за страха обидеть пациента, вторгаясь в его личную жизнь. Другими отталкивающими факторами были чувство собственного бессилия что-либо изменить в ситуации, в которой оказалась несчастная женщина, и убежденность, что результат их вмешательства зависит не от них, а от самой пациентки. То есть, в отличие от обычных медицинских процедур, где мотивация пациента не важна (как, например, при введении пенициллина), освобождение от домашнего насилия требует активного участия пациента. В конце концов, эти врачи признались, что эффективное вмешательство подразумевает гораздо больше взаимодействия, чем стандартный двадцатиминутный осмотр. Если врачи выражают неготовность и избегают работать со случаями домашнего насилия, то чего же ожидать от обычных членов общества? Мы все, как и врачи, не можем представить себе, что кто-то похожий на нас может стать жертвой домашнего насилия. Как и врачи, мы слишком боимся вторгнуться в чью-то личную жизнь, и так же точно чувствуем собственное бессилие, сталкиваясь с призраком насилия в семье. Это — ужасно сложная проблема со многими действующими лицами, и лишь у немногих из нас найдется смелость посмотреть ей в лицо. Мы остерегаемся ситуаций, в которых наша помощь другим людям возможна только в косвенной форме. Мы стараемся не впутываться в ситуации, грозящие затянуться надолго, вовлекая вызвавшегося помочь в болото постоянных, никогда не утоляемых потребностей. Погружение в этот сложный, пугающий, часто невероятный мир домашнего насилия требует бездны времени, без каких-либо гарантий успешного исхода. Надеюсь, эта книга будет полезна врачам общей практики, психотерапевтам и всем тем, кого интересует глубинная психология жестокости, изложенная в понятных для профессионалов и непрофессионалов терминах. Моя цель — снять завесу тайны, страха и домыслов, окружающую явление насилия в семье.