До настоящего момента упражнения на удержание равновесия предоставляли нам возможность удерживать равновесие и давали шанс поэкспериментировать и отметить свои ощущения. Иногда мы могли терять равновесие или же, наоборот, удивляться тому, как долго мы можем находиться в напряженной позе с минимальной поддержкой.
Для того чтобы узнать, как можно усовершенствовать и развить чувство равновесия, мы можем позаимствовать несколько концепций и практических приемов из техники Александера — индивидуальной терапии, разработанной австралийским актером Ф. М. Александером и практикуемой во всем мире. Около половины всех участников обычно испытывают улучшения в своем физическом состоянии и стремятся побольше узнать об этой технике. Другая половина, несмотря на то, что ей не удается открыть для себя что-то новое, по крайней мере получает возможность сделать неплохую разминку.
Техника Александера особенно полезна в ситуациях переучивания, когда участники склонны совершать какие-то действия привычным для себя способом. Эта техника способствует разрушению привычки.
Помогая осознать себя в настоящий момент, эта техника приводит нас к необходимости быть внимательными к тому, что мы делаем и как мы это делаем. Мы можем научиться состоянию «здесь-и-теперь», в котором мы внимательны, серьезны, уравновешенны и готовы к восприятию всего, что позволяет нам наблюдать, запоминать и делать выбор. Мы можем воспользоваться преимуществом этой техники, чтобы иметь возможность остановиться и отдохнуть, чтобы опять не
попасться в ловушку привычного поведения, которое в силу своей природы не может быть импровизированным.
Обучение подразумевает совершение какого-то действия по-новому. Если мы находимся во власти привычки, то нам необходимо разучиться делать то, что мы привыкли делать. Следующий шаг, согласно технике Александера, — остановиться и не делать то, что мы обычно делаем.
Остановка
Если вы хотите, чтобы идеи о необходимости остановки при переучивании стали более наглядными, продолжите выполнение двух упражнений по сохранению равновесия, перед этим предложив участникам следующее:
• делать непродолжительную паузу перед началом каждого нового этапа в выполнении упражнения;
• мысленно управлять всеми своими движениями;
• отмечать, что изменилось в качестве их движений, ощущении равновесия и уровне прилагаемых ими усилий после совершения двух предыдущих действий.
Многие из нас не привыкли мысленно управлять своими движениями. «Управлять» довольно сильно отличается от «толкать», «дергать» и «растягивать». Здесь мы скорее находимся во власти психического, а не физического. Вы можете предложить участникам образ, которым они могут воспользоваться: представить свою голову в качестве шара, наполненного гелием и привязанного к веревочке, которой является шея. Шар медленно поднимается, так как он невесомый, не причиняя никакого вреда веревке, которая следует любому движению направляющего ее шара, даже самому незначительному.
Чаще всего участники обучаются целому ряду новых движений и большей гибкости. Некоторые из них по-настоящему удивляются той разнице, которая появится в их действиях после «остановки».
Если вы понимаете, что неэффективно производите какие-то действия, то пауза дает вам необходимое время и пространство для замены старого способа действий новым и более совершенным. Таким образом, выполнение «остановки» может пригодиться тогда, когда участник встречается с трудностями в процессе какой-то новой деятельности и говорит себе: «Я, кажется, никак не могу избавиться от старого способа выполнения этой деятельности».
Вероятно, вы сможете придумать множество других способов использования «остановок» в ваших программах тренинга, особенно если речь идет об управлении изменениями. Когда я разделил участников на подгруппы и дал им задание придумать, какое применение могут найти «остановки» в сферах их деятельности, они внесли массу предложений, начиная от «Остановите бездумное использование некоторых устоявшихся правил» («Остановите начало работы в одно и то же время», например, когда речь идет о графике работы) и заканчивая призывом «Остановите использование новой схемы работы», так как она еще не прошла проверку на рынке. Таким образом, многое из происходящего в организациях происходит по инерции, и «остановка» может приостановить действие этих законов и установленного порядка.
Конечно, в то самое свободное мгновение, которое предоставляется нам за счет «остановки», мы можем сделать выбор: следовать ли нам по тому же самому пути, которым мы шли до сих пор, или нет. Даже если этот путь продолжает казаться нам правильным, мы, по крайней мере, больше не следуем по нему автоматически.
Рука об руку
Следующее упражнение также посвящено равновесию.
УПРАЖНЕНИЕ РАБОТА С КОНЧИКАМИ ПАЛЬЦЕВ
Попросите участников закрыть глаза и очень медленно сдвигать свои раскрытые ладони так, чтобы кончики пальцев правой ладони соприкоснулись с кончиками пальцев левой. Они должны сдвигать их так медленно, чтобы тепло и энергия рук ощущались задолго до того, как они по-настоящему соприкоснутся. Попросите их отметить, соприкоснулись ли пальцы кончик к кончику, как и ожидалось, или же их ощущение того, где находятся ладони, отличалось от реального их положения. Повторите весь процесс еще раз с тем, чтобы у всех была возможность еще раз все проверить, например, то, насколько они осознают реальное положение своих рук в пространстве.
Прилагайте меньше усилий
Пророческие слова писателя и романиста Хаксли превратились в Закон Обратного Усилия, который гласит: «Чем больше мы стараемся сознательно добиться чего-то, тем меньше нам удается это сделать. Мастерство и его плоды пожинают только те, кто познал парадоксальное искусство деяния и недеяния». Обучение часто происходит в тот момент, когда мы не концентрируемся полностью на предмете изучения. Существует по крайней мере три стороны этого парадокса.
Первая имеет отношение к уровням концентрации. Если концентрация сравнима с усилием, то она может стать непродуктивной. Каждый знаком с задачами, в которых «чем больше прикладываешь усилий, тем тяжелее становится». Но иногда недостаточно просто знать это. Нужно еще и обладать умениями, которые могут помочь нам «стараться менее усердно».
Именно здесь и становится полезной вторая сторона. Научение часто происходит «совсем близко» или «немного в стороне» от предмета изучения. Постановка задач, в которых присутствует определенная доля смещения или переключения внимания, развивает эту способность. Например, если наша цель — научиться работать в команде, то мы можем предложить участникам сконцентрироваться на изготовлении какого-то продукта, победе в каком-то соревновании или на какой-то другой сложной деятельности. Их непосредственное внимание будет сконцентрировано именно на этой задаче, а не на цели формировании команды.
Во время дискуссии по окончании задания мы можем обратить внимание участников на то, что они проявили себя как члены команды. Несмотря на то что во время выполнения упражнения этот аспект не занимал первостепенной позиции в зоне их внимания, они без труда смогут обсудить командный аспект их взаимодействия и многое почерпнуть для себя.
Третья сторона заключается в том, что иногда мы достигаем большего, когда направляем наши усилия на то, чтобы не допустить ошибок, а не на то, чтобы все сделать так, как надо. Инструкция к коммуникативному упражнению, звучащая следующим образом: «Пожалуйста, не перебивайте друг друга и не говорите до тех пор, пока другой человек не даст вам понять, что закончил», может поспособствовать внимательному слушанию так, как не смогла бы сделать инструкция «Слушайте внимательно». Попытки добиться чего-то напрямую заставляют нас преодолевать препятствия, чрезмерно напрягаться и иногда приводят нас к поражению.
Совершайте действия, не называя их
В описанных выше упражнениях мы смогли улучшить свое чувство равновесия, совершая какое-то действие. Мы производили новое физическое действие, и научение происходило не только за счет умственной деятельности, но и за счет мускульной памяти, которая осталась в теле в результате практических действий.
Сочетание тело-разум обладает очень большой силой. Если вы прочитаете о чем-то, вы будете владеть предметом в меньшей степени, чем если вы испытаете это на себе. Действие улучшает понимание сути предмета. Чтобы полностью понять упражнение о равновесии, вам необходимо принять в нем участие. В этом случае оно станет вашим собственным опытом, и вы можете применять его по-другому и творчески видоизменять.
Некоторые концепции, описываемые мной, имеют свои корни в драматическом искусстве, другие заимствованы из методик ускоренного обучения, НЛП и методов спортивных тренировок (в их физическом и психологическом аспектах). Во всех областях знаний тренер найдет достаточно идей, которыми он может воспользоваться.
Чтобы практическое применение идей из этих сфер жизни было более продуктивным, постарайтесь использовать и соответствующую лексику. Для НЛП, например, характерны такие понятия, как «отражение», «подстраивание» и «рефрейминг», употребление этих терминов придает дополнительное значение вашим действиям. Преимущество подобных систем состоит в том, что они дают использующим их людям ощущение надежности: мир характеризуется определенным образом, а нам проще находить те связи, к поиску которых нас призывает система. Потенциальный недостаток системы — в том, что, чрезмерно увлекаясь ею, мы можем упустить некий естественный порядок вещей, на основании которого организуется наш внутренний опыт.
Так как тренер занимается тем, что помогает каждому участнику приобрести свой собственный опыт, мне лично близки такие дисциплины, как техника Александера и Фельденкрайса, которые стоят в одном ряду с естественным представлением о порядке и структуре, в частности о строении нашего скелета. Использование этих техник ставит практика в положение, менее зависимое от мнения внешних авторитетов (хотя именно наличие таких авторитетов может устраивать тренеров в определенных обстоятельствах).
Идеи, изложенные в выдающейся книге Моше Фельденкрайса Mindful Spontaniety ( Feldenkrais, 1996), находят свое развитие в трудах Рузи Алона, который утверждает, что не существует такого понятия, как безграничная свобода. Мы всегда существуем внутри структур, в рамках которых мы свободны вести себя подобающим или неподобающим образом. По Фельденкрайсу, ограничениями являются сила гравитации и наш скелет. Хотя это и может показаться парадоксальным, Алон детально излагает основные принципы спонтанности. Принципы излагаются на примере серии экспериментов, в каждом из которых содержится физическое движение. Участники экспериментов осознают, как на них влияют небольшие изменения в манере их движений.
Одна из основных причин использования движений во вдохновляющем тренинге — возможность участников посредством движения соприкоснуться со своими чувствами без ощущения уязвимости. Эти упражнения напрямую не связаны с эмоциями. Мы просто признаем тот факт, что эмоции, скорее всего, возникают в процессе выполнения упражнений и их можно зафиксировать, увидеть, оценить и использовать для расширения наших возможностей. Когда мы признаем наши эмоции частью нашего опыта, мы приближаемся к той грани, пройдя которую мы сможем сделать этот опыт опытом познания. Мы знаем, что люди лучше обучаются при более или менее низком уровне тревожности. Когда мы признаем наличие какой-то эмоции, мы тем самым снижаем уровень своей тревожности. Человек, находящийся в процессе познания, может продвигаться вперед, минуя задерживающее это продвижение состояние.
Эти терапевтические идеи имеют много общего с идеями Александра Лоуэна, Вильгельма Райха и драматерапевтической школы Морено, но, несмотря на то, что тренинг не является терапией, он может заимствовать некоторые идеи как из «телесной», так и из «разговорной» терапии.
Мне кажется, что наиболее эффективным может быть холистический тренинг. Когда участники тренинга рассматриваются во всей своей целостности, со всеми своими индивидуальными потребностями, возможностями и способностями, мы можем избежать редукционистских тенденций, которые создают препятствия большому количеству начинаний.