Этот тип интеллекта основывается на физических и телесных ощущениях и предполагает манипуляции с предметами и формирование физических навыков.
Этот тип интеллекта наиболее развит у тех людей, которые скорее помнят, о том, что они делали, чем о том, что они говорили или видели. Такие участники будут более ориентированы на получение информации через прикосновение, имитационные и физические упражнения.
Если мы обучаем какому-то физическому навыку, например, тому, как заменить колесо, дать пас в футболе или заменить предохранитель, то тренеру будет легче обучать этому навыку через практические действия.
Иногда для работы с кинестетическим интеллектом лучше всего использовать определенные практические упражнения с подбором предметов или игрой в фанты. Кроме того, участники могут сделать фотографии, фильм или записать аудиокассету о содержании семинара. Вы можете также разработать двигательные упражнения для демонстрации некоторых аспектов коммуникативных навыков; есть немало способов, с помощью которых вы можете активизировать кинестетическое мышление в процессе имитаций и ролевых игр.
Даже если ваш семинар не предполагает большого разнообразия двигательных упражнений (это касается более академических и интеллектуальных дисциплин), не следует все же полностью игнорировать этот тип интеллекта. Предоставьте участникам возможность для тактильной стимуляции, по крайней мере на переменах. Принесите с
собой симпатичные мячики для жонглирования, фишки, карты, мозаики или книги. Позаботьтесь также о том, чтобы часть перемен была посвящена физическим упражнениям.
Педагог Рудольф Арнхейм также признавал важность кинестетики:
В наших школах чтение, письмо и арифметика рассматриваются как навыки, отстраняющие детей от непосредственно переживаемого ими сенсорного (в противоположность вербальному и математическому) опыта… Только в детском саду обучение основано на взаимодействии всех основных свойств мышления. Эти естественные и целесообразные упражнения в школе устраняются как ненужная помеха образовательному процессу.
Пол Э. Деннисон и его коллеги разработали серию коротких несложных упражнений, названных ими «Гимнастикой для ума», которые были направлены на восстановление работоспособности уставших участников. Упражнение стимулирует и гармонизирует деятельность обоих полушарий головного мозга. Одно из самых несложных и приятных упражнений — это рисование обеими руками, когда на развороте страницы создаются объекты или рисунки, являющиеся зеркальным отражением друг друга по отношению к центральной оси страницы. При выполнении этого упражнения участники испытывают ощущения, сходные с ощущениями при игре на музыкальных инструментах, имеющих клавиатуру (P. Е. Dennison, G. Е. Dennison, 1988).
Музыкальный тип интеллекта
Эти способности обнаруживаются при прослушивании музыки, игре на музыкальных инструментах и пении.
Все мы в детстве обучались музыке, учили детские стишки и слушали песенки. Задействовать этот тип интеллекта участников можно с помощью рифм, песен или частушек. Вы можете либо исполнить собственные частушки для остальных участников группы, или пригласить участников сочинить свои, описывающие основные моменты семинара.
Психолог Георгий Лозанов и его последователи разработали практическое применение активных и пассивных «концертов», в которых обсуждаемый материал зачитывался вслух в то время, как участники прослушивали классическую музыку в определенном темпе. Этот прием оказался особенно успешным при изучении иностранных языков. Для этого идеально подходит музыка в стиле барокко (Бах или Вивальди).
На фоне музыки в стиле барокко с ритмом 60 ударов в минуту я давал краткий обзор курса и получал комментарии участников по поводу содержания курса. Я ничего не могу сказать об эффективности этого метода в процессе обучения, кроме того, что он оказался приятным и неожиданным сопровождением размышлений по поводу основных событий прошедшего дня.