Используя опыт и умения группы, тренер приводит в действие очень важный и часто недооцениваемый ресурс.
Акцент смещается от обычных лекций традиционно управляемых курсов к вдохновляющему обучению, разнообразному в своих методах; одной из принципиальных перемен будет изменение нашего отношения к группе как к первичному ресурсу.
Вместо того чтобы молча внимать нашим компетентным высказываниям, члены группы становятся активными участниками процесса. Этот принцип выходит за пределы концепции тренингов ускоренного обучения, в которых предполагается, что, оставаясь относительно пассивными, участники быстрее обучаются и больше запоминают. Активность участников подразумевает нечто большее, чем просто «вовлеченность» в игры и упражнения.
Вдохновляющий тренинг предполагает многомерность структуры программы тренинга, в которой участники помогают наполнить тренинг содержанием, вносят свой вклад в составление расписания занятий и принимают участие в исследовании своего собственного развития. Этот метод напоминает методику «активных родов», при которых женщина сама контролирует процесс рождения своего ребенка, находясь в окружении помогающих ей ассистентов.
Следует исходить из того, что мы имеем
Группа имеет определенный опыт и умения. Нашей задачей будет раскрыть возможности группы, выяснить, как они могут нам помочь, и создать такие условия, в которых мы смогли бы использовать возможности участников для их же блага.
Представьте себе, что вы знаете цели программы, но слабо представляете себе, каким содержанием ее следует наполнить. Вместо того чтобы рассказывать участникам о том, что они узнают во время семинара, тренеру следует начать с вопроса о том, что участники уже знают или что они уже умеют делать.
Этот подход позволяет сэкономить массу времени и усилий, так как мы избегаем ненужного повторения и устремляемся непосредственно к цели, проходя стадии неосознанной компетентности и сознательной компетенции в процессе совершенствования наших знаний и умений. Тот факт, что мы принимаем во внимание уже имеющиеся у участников навыки и знания и тем самым экономим их время, помогает нам завоевывать их расположение.
Таким образом, наша цель заключается в том, чтобы использовать в качестве отправного пункта ту ситуацию, в которой находятся наши участники на момент начала семинара. Возможно, мы сможем помочь им осознать, что именно они знают, и оценить свои знания с иной точки зрения, но в первую очередь знания и навыки участников важны для нас самих, поскольку мы можем опираться на них при проведении тренинга. Мой отчим, профессиональный мультипликатор и талантливый учитель, рассказывал, что, когда он сам был школьником, он обычно соглашался со всем, что говорил ему учитель, поскольку на каком-то интуитивном уровне он «знал», что будет происходить дальше. Если мы учитываем уровень знаний группы на момент начала семинара, это незамедлительно сказывается на процессе обучения, который становится более легким для участников и интуитивно воспринимается ими как «правильный и полезный» опыт.
Все вышесказанное находит свое подтверждение в теории научения, которая предполагает, что новая информация должна соединяться с предыдущими знаниями посредством понятных и осмысленных связей. Учитывая знания и навыки группы, вы сможете большее внимание уделять работе с областью осознанной некомпетентности, которую обучающиеся воспринимают как свой недостаток.
Следовательно, нам необходимо знать, как можно получить представление об имеющемся уровне знаний. Для этого мы можем:
- составить опросник;
- попросить каждого участника мысленно нарисовать схему своих нынешних знаний;
- попросить группу нарисовать такую схему совместно;
- способствовать индивидуальной или групповой демонстрации уровня знаний участников на настоящий момент.
Например, на занятиях по истории, проводимых для группы взрослых людей, короткая и несложная викторина могла бы помочь составить представление об уровне знаний группы.
Неформальная дискуссия по основному содержанию курса помогает определить, какие знания имеют участники, кто знает больше других и каково общее отношение группы к изучаемому предмету. Если вам нужно оценить опытность участников, вы можете попросить каждого охарактеризовать свои достижения на настоящий момент. Этот прием будет особенно полезен, если вы работаете с группой на протяжении нескольких дней или дольше или же если каждый участник в состоянии кратко описать свой опыт: «Я написал два получасовых сценария, которые были возвращены отделом драматического искусства Би-би-си с вежливой запиской».
Другой способ — попросить подгруппы представить свои знания и умения либо в устной форме, либо с использованием флипчарта или схемы. Этот прием хорошо срабатывает в ситуации, когда участников слишком много, чтобы иметь возможность выслушать каждого, или же если общий уровень группы примерно одинаков.
УПРАЖНЕНИЕ ВСТАНЬ И ПОКАЖИ, НА ЧТО ТЫ СПОСОБЕН
Если предмет изучения — практический навык, который можно продемонстрировать, организуйте упражнение, в котором участники смогут показать, на что каждый из них способен на настоящий момент. В самом начале курса по презентации я обычно прошу каждого участника рассказать о своих целях. После того как прозвучат все рассказы, я обращаю внимание участников на то, что каждый только что провел краткую спонтанную презентацию. В такой форме участники демонстрируют свои способности самим себе и тренеру.
На семинаре для комиков, выступающих со сцены, я прошу каждого участника говорить со сцены в течение нескольких минут. Обычно благодаря этому упражнению они обнаруживают множество новых тем для последующих выступлений. Кроме того, становятся очевидными их «особые потребности» с точки зрения обучения основным навыкам выступления на сцене.
Работа с эмоциями участников
Еще до начала тренинга попросите участников принести на курс определенные предметы. В результате участники смогут сразу же соприкоснуться со своими собственными возможностями. Если принесенные предметы будут вызывать у участников внутренний отклик, то они немедленно включаются в процесс обучения на интеллектуальном, физическом и эмоциональном уровне. Кроме того, этот прием может помочь тренеру сконцентрироваться на эмоциональной составляющей курса. Это особенно важно, когда семинар связан с изменениями и неопределенностью, а участники обеспокоены своими жизненными проблемами, например развитием дел на работе и возможными последствиями для их личной жизни и социального статуса. Участники должны оценить свои эмоциональные ресурсы, если хотят, чтобы обучение оказалось для них эффективным.
До тех пор пока страх и тревога, пусть даже и несущественные, не будут осознаны участниками, они будут представлять собой серьезное препятствие для обучения. Если тренер учтет опасения участников, то это, конечно, не избавит их от страхов, лежащих в основе опасений, однако страхи на время отойдут на второй план и перестанут блокировать продвижение вперед. Если тренер поможет участникам осознать и понять свои страхи, то, возможно, им удастся преобразовать эмоции, лежащие в их основе, в позитивное ожидание и надежду.
Часто участники не готовы говорить о своих опасениях, и маловероятно, что они захотят отвечать на прямые вопросы едва знакомого им тренера. Во многих организациях, таких как частные школы, спортивные клубы и другие заведения, ориентированные прежде всего на мужчин, страх либо подавляется, либо игнорируется. В таких организациях приветствуются эмоции, состоящие из джентльменского набора бравады, агрессии и соперничества. Эти жесткие и агрессивные качества не оставляют места сомнению, страху или чувствительности.
Игра с фотографиями
Игра с фотографиями представляет собой полноценный способ опосредованного выражения чувств. Она также может использоваться как дополнительный стимул до начала курса и служить тестом на инициативность.
Эта игра хорошо сработала во время курса под названием «Управление неопределенностью». Курс представлял собой серию семинаров, специально разработанных для того, чтобы предоставить участникам возможность справиться с изменениями на работе, которые могли повлечь за собой серьезные последствия. В этой ситуации участникам было полезно узнать о том, как они и их коллеги могут справиться с неопределенностью. Проанализировав свои реакции на неопределенность, они смогли проверить, насколько эффективны их собственные методы, и решить, не следует ли им внести в свои действия некоторые поправки.
УПРАЖНЕНИЕ ТРИ ФОТОГРАФИИ
Во вводных инструкциях попросите участников принести на семинар три фотографии. Не давайте больше никакой информации о фотографиях, никакого намека на то, как они будут использованы или по какому принципу их нужно выбирать, кто должен быть их автором и что на них должно быть изображено.
Реакции участников на эту просьбу поразительны, так как демонстрируют все разнообразие поведения участников: от интеллектуальной стимуляции и творческих решений до страха и даже апатии. Некоторые бывают настолько напуганы даже такой степенью неопределенности, что не приносят никаких фотографий вовсе. Например, в группе из восьми производственных контролеров завода Форд только один принес три фотографии в помещение для тренинга, двое других сказали, что оставили их в машине на тот случай, если они действительно им понадобятся. Как мы увидим дальше, даже эти, казалось бы, ни о чем не говорящие реакции имеют смысл.
Работники завода Форд жаловались на то, что были слишком заняты, чтобы найти время и выбрать какие-то фотографии. Стало очевидно, что эти люди исполняли свои обязанности, руководствуясь исключительно четким предписанием, существовавшим на заводе, где письменное распоряжение подкреплялось последующим телефонным звонком, причем позиция дающего указание человека была очень высокой. Это открытие оказалось одним из самых существенных для последующих изменений.
Часто участники звонят перед началом курса, чтобы узнать побольше. Чаще всего звонят люди высокоорганизованного типа, которые не любят неопределенности и стремятся избавиться от нее с помощью каких-то практических действий. Другие стараются как можно дольше уклоняться от выбора, принося с собой огромное количество фотографий, надеясь принять решение в последний момент, когда они будут обладать необходимой информацией.
УПРАЖНЕНИЕ
Во время сессии спросите участников о том, зачем, по их мнению, были нужны фотографии.
Как правило, встречаются следующие варианты ответов: «психологическое тестирование», «узнать, что для нас более всего важно» и «чтобы сделать коллаж». Некоторые предусмотрительно интересуются, не будет ли фотографиям причинен какой-нибудь ущерб, так как они по понятным причинам дороги участникам.
На самом деле игра построена таким образом, чтобы помочь людям осознать, как они реагируют на неопределенность, отметить для себя, какие действия они предпринимали и как они себя чувствовали на том этапе упражнения, когда узнали о том, что на самом деле им будет необходимо представить себя другим участникам, используя фотографии в качестве отправных моментов или заголовков для рассказа, если они этого захотят.
Для персонала компании Форд стало открытием, что нечто, представляющееся им несущественным, может оказаться важным для человека, который об этом просит. К слову, подобное осознание может оказаться полезным для любого человека, стремящегося преуспеть в качестве партнера по переговорам, так как в искусстве переговоров важно уметь договариваться о тех вещах, которые представляют большую ценность для ваших оппонентов, чем для вас самих.
В игре с фотографиями неопределенность превращается в определенность. Те, кто опасался неприятной процедуры психологического тестирования, чувствуют облегчение. Те, кто принесли с собой фотографии, иллюстрирующие их жизнь, чувствуют воодушевление, а все вместе они осознают, что не существует такого понятия, как «правильная реакция» на неопределенность.
Имеет смысл сказать еще о том, что фотографии являются богатым источником информации об участниках; часто на них изображены важные для человека люди, места и события их жизни. Фотографии часто отбираются с учетом настоящей неопределенной ситуации на работе. Фотографии также служат людям напоминанием о счастливых днях, значимых отношениях и интересах вне работы. Фотографии прекрасно помогают создавать позитивное настроение.
УПРАЖНЕНИЕ
Реакции участников дают представление о том, каким образом используются их внутренние ресурсы для принятия решения в ситуации неопределенности.
Задайте им следующие вопросы.
- Какие побудительные мотивы лежали в основе вашего решения: стремление Избежать неопределенной ситуации, предположения, аргументация, стремление к игре?
- Как изменялись ваши ощущения по мере уменьшения неопределенности ситуации и получения разъяснений?
- Содержала ли ситуация неопределенности какие-то аспекты, которые нравились вам, так как предоставляли вам свободу?
Затем попросите участников подумать, каковы их реакции на более важные события в жизни, связанные с неопределенностью. Если их обычные реакции совпадают с реакцией в ходе этого упражнения, они могут осознать свою модель поведения и принять решение относительно того, следует ли произвести в ней какие-то изменения.
Продолжение ниже
Одна из особенностей этого упражнения заключается в том, что участники создают свой собственный контекст, в рамках которого они выполняют поставленную задачу. Если курс посвящен креативности, то они, скорее всего, справятся с заданием творческими методами или же смогут узнать что-то новое о блокировании самовыражения. Упражнение помогает участникам соприкоснуться с собственной системой ценностей и, как правило, приводит к более тесному общению друг с другом, особенно если они обнаруживают сходство интересов, семейных традиций, хобби, а также находят людей, разделяющих их чувства и ценности.
УПРАЖНЕНИЕ
В конце упражнения предложите участникам повесить фотографии на стену или оставить их на столе, чтобы в ходе тренинга они напоминали им об их собственных возможностях. Вы можете также посоветовать им по окончании семинара хранить фотографии на видном месте, чтобы таким образом иметь возможность быстро напомнить себе о том, что для них важно.
Сильные помогают слабым
На традиционных лекциях некоторые обучающиеся могут заскучать, если они знают предмет лучше других. Если же вы попросите их рассказать другим о том, что они знают, то у них появится возможность занять себя, и они могут оказаться весьма полезными участниками. С точки зрения тренера потенциальный «нарушитель спокойствия» превращается в ценного помощника. Его знания надлежащим образом оценены, подкреплены, и он может сделать свой посильный вклад в процесс обучения.
Когда участники составляют свой список опасений, часто встречается опасение, что им нечего будет дать другим. Однако мы можем разработать курс таким образом, что каждому будет что предложить.
Один из способов — попросить участников мысленно описать то, как они представляют свои знания о предмете. Затем предложите им поработать в парах, чтобы сопоставить свои описания, разъясняя партнеру, какими освоенными знаниями они располагают. Затем участники могут найти себе другого партнера и снова поделиться своими знаниями и продолжать так до тех пор, пока каждый не подведет общий итог. Такая смена партнеров также привносит в семинар элемент проверки знаний за счет повторения.
Другой способ, используя который сильный может помочь слабому, — это организованное тренером наставничество в парах на протяжении всего семинара. Лучше всего, если каждый партнер сможет чему-то научить другого, чтобы ни один из участников в целом не чувствовал себя слабее другого. Тренер должен постоянно подчеркивать важность происходящего для каждого из участников. (Того человека, который совершает наибольшее число ошибок, можно поздравить с тем, что у него благодаря этому появляется больше возможностей для повторения.)
Конечно, «продвинутые» обучающиеся захотят еще чего-то помимо своего участия в процессе обучения в качестве педагога. В конце концов, они пришли на семинар не для того, чтобы учить других. Поэтому будет хорошо, если на следующей сессии вы сможете найти приемы и способы работы, которые будут особенно захватывающими и стимулирующими для ваших помощников.
При более длительных программах, когда коллеги продолжают совместно работать на своих рабочих местах, предложите каждому участнику найти себе ментора. Менторство — это система, в которой более опытный практик сопровождает и руководит менее опытным коллегой. (Есть компании, в которых менторство принимает прямо противоположную форму, когда младшие сотрудники фирмы консультируют старший персонал в некоторых областях.) Договоренность о менторстве — эффективное звено, связывающее тренинг и основную работу.
Аналогичным образом участники могут образовать пары, чтобы работать вместе в перерывах между сессиями тренинга В Америке этот метод называется «метод близнецов». Метод будет более эффективным, если пары будут сформированы самими участниками, а не согласно указаниям тренера. Оптимальным вариантом будет еще более естественный способ образования пар: изложите ваше предложение относительно этой формы работы, а непосредственно к процессу формирования пар перейдите через несколько часов. Этот перерыв даст каждому участнику возможность оценить, насколько ему подходит потенциальный партнер. Посвятите несколько минут самому процессу формирования пар.
Чтобы снизить напряжение, возникающее вследствие осознания своих обязательств перед партнером, скажите участникам, чтобы они ожидали от партнера по общению минимальных действий: «То малое, что вам нужно будет сделать, — это время от времени общаться по телефону перед следующей сессией на будущей неделе. Вам решать, захотите ли вы продолжить отношения и звонить друг другу чаще, назначать встречи или что-то еще. Мы посмотрим, будет ли развитие отношений полезным для вас, и на следующей неделе проанализируем это. Тогда же у вас будет возможность без всяких обид друг на друга сменить партнера на другого человека, с которым бы вы хотели работать на следующей неделе».
Во время работы в парах на семинаре помогите каждой паре структурировать обратную связь друг с другом: попросите их рассказывать друг другу только о своих наблюдениях и опыте. Попросите их избегать высказываний о своих пожеланиях относительно программы или действий партнера. Не следует давать советы, если о них не просят.
Если работа в парах продвигается хорошо, эта имитационная система дает разнообразные возможности для совершенствования плана действий или внесения в него изменений. В промежутках между сессиями участники могут обсуждать и преодолевать небольшие трудности. Подобные имитационные системы, помогающие сохранить интерес к процессу обучения на высоком уровне, повышают вдохновляющий коэффициент вашего тренинга.
Выбор формата обучения
Каждый из нас имеет свой стиль работы, который помогает нам проявить себя с лучшей стороны. Мы можем помочь участникам найти свой собственный стиль, предоставив для этого разнообразные возможности. Некоторые лучше всего работают поодиночке, другие — в парах и в малых группах, третьи — в больших группах. Некоторые придают большое значение разнообразию окружения.
Какой бы стиль обучения вы не предпочитали, именно предмет курса будет чаще всего задавать подходящий формат. Например, курс по написанию отчетов в какой-то момент потребует индивидуальной письменной работы. При использовании техники Александера, важной составляющей которой является активное участие в процессе обучения, наиболее эффективным будет обучение один на один с тренером.
Обучение языкам, напротив, лучше всего осуществляется в группе. Такой формат обучения позволяет воспринимать разнообразные мнения и дает студенту дополнительное время для размышлений и слушания, когда на первый план выходят другие участники, при этом сохраняется возможность обучения в формате один на один. Семинар по формированию команды также очевидно подразумевает работу с группой.