Одной из проблем при проведении кросс-культурных сравнений является то, что в разных исследованиях используются различные методики, поэтому особого интереса заслуживают такие работы, в которых применяется единый методический инструментарий. Так, финские авторы X. Рати и Л. Снелман (Raty, Snellman, 1992) использовали методику X. Азумы и К. Кашиваги (Azuma, Kashiwagi, 1987), адаптированную к их собственной культуре. Наше исследование проводилось аналогичным способом.
Исследование включало в себя два этапа. На первом этапе испытуемых просили в виде свободного рассказа описать умного человека. На основании контент-анализа ответов составлялся бланк с утверждениями, касающимися интеллектуальной личности. На втором этапе испытуемому предлагалось вспомнить умного человека, которого он знал лично и оценить его по каждому из утверждений.
При анализе учитывались и интерпретировались данные, полученные как на первом, так и на втором этапах исследования. На этой основе формировалась структура прототипа интеллектуальной личности, свойственная российской выборке, проводилось сравнение прототипов интеллектуальной личности (структура входящих в него характеристик) в различных культурах. Полученные данные сравнивались с результатами исследования американских (Sternberg, Conway, Ketron, Bernstein, 1981), японских (Azuma, Kashiwagi, 1987) и финских (Raty, Snellman, 1992) ученых.
Выборку исследования составили взрослые люди и школьники старших классов, всего 342 человека.