Постановка проблемы

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В философских, исторических и литературно-художественных произведениях неоднократно предпринималась попытка описать специфику сознания и характера народа России. Представления о русской ментальности, особенностях национального характера начали эксплицироваться в середине XIX в. и продолжали активно разрабатываться первые десятилетия XX столетия. В связи с этим проблему русской ментальности нельзя считать новой. Однако чаще всего ее особенности выявлялись либо вненаучным, либо сугубо теоретическим путем; эмпирические научные исследования данной проблемы довольно редки. Существенно важно осуществить исследование представлений личности, живущей на данном конкретном социальном этапе в России, об особенностях своего мышления.

Мы полагали, что наиболее конструктивным для эмпирического анализа специфики русской ментальности является кросс-культурное сравнение имплицитных концепций интеллекта, позволяющее выявить особенности представлений об умном человеке в разных странах. Стратегией такого исследования оказывается первоначальное создание российского прототипа умной личности (т. е. иерархической совокупности характеристик ума, определяемой отечественными респондентами) и последующее сравнение прототипов (входящих в него характеристик и их иерархии) в разных обществах, культурах.

Любой прототип может определяться через психологические характеристики разных модальностей, начиная от неявного образа и кончая полунаучным, полужитейским понятием. Имплицитные концепции относятся к социальным представлениям, составляющим обыденное знание (Московичи, 1995). Социальные представления-динамический феномен, но экспериментально их динамика мало изучена. В то же время результаты такого изучения, особенно в контексте серьезных социальных изменений, имеют важное теоретическое и практическое значение (Raudsepp, 2005).

В последние десятилетия в нашей стране произошли кардинальные социальные изменения. Как подчеркивает К. А. Абульханова (Абульханова, 1997), Россия представляет собой сегодня совершенно уникальный пример социальных изменений, во-первых, по их радикальности, во-вторых, по скорости осуществляющихся преобразований.

Если принять идею Д. К. Абрика (Abric, 1993) о тесной связи системы представлений, при которой с изменением только одного представления или понятия меняется вся система, то можно высказать гипотезу, что мы обнаружим определенные изменения в имплицитных концепциях интеллекта, динамику которой мы изучали в течение последних десяти лет.

Таким образом, целью нашего исследования являлось сравнение имплицитных представлений об интеллектуальной личности в России и аналогичных представлений в других странах, а также раскрытие обусловленности характера этих представлений у российских респондентов происходящими в стране социально-экономическими изменениями.

Исследования имплицитных концепций интеллектуальности на российской выборке проводились в 1994 г. (Смирнова, 1994) и в 2005 г. (Результаты этого этапа исследования представлены в выполненной под нашим руководством дипломной работе М.А. Одинцовой (Одинцова М. А. Социальные представления об интеллектуальности: сравнительное исследование на российской выборке: Дипломная работа.. М.: Высшая школа психологии, 2005).)





Комментарий к статье