Нравственное воспитание, начатое в семье, дошкольном детском учреждении, в школе, продолжается в социалистическом трудовом коллективе.
Социалистическое общество представляет собой единую систему взаимосвязанных, в основном однородных в социально-политическом отношении, коллективов — трудовых, воинских, студенческих, коллективов учащихся и др. Объединенные общностью социально значимых интересов и целей, соответствующей внутренней организацией, они имеют различное общественное назначение. Однако любой социалистический коллектив, будь то трудовой или студенческий, воинский или ученический, выполняет воспитательную функцию, осуществляет специфическими средствами, формами и методами нравственное воспитание. Воспитательная роль социалистического коллектива объективно обусловлена материальными и идеологическими общественными отношениями, особенностями социалистического образа жизни, взаимоотношением общества и личности при социализме.
Огромной воспитательной силой в системе социалистических коллективов обладают трудовые коллективы, поскольку большая часть жизни, причем жизни сознательной и наиболее активной, «взрослой», у человека связана именно с ними. Социалистические трудовые коллективы — основное поле нравственной жизни, центр нравственного воспитания трудящихся. Они, как отмечено в новой Конституции СССР, «воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности…» (см. ст. 8). Столь важное значение трудового коллектива объясняется тем, что его функционирование и развитие связаны со сферой жизнедеятельности как отдельной личности, так и общества в целом — с трудом.
Труд, создавший в определенном смысле человека, творит его и сегодня и будет творить всегда, ибо только в труде возможно становление нравственной личности, ее самоутверждение и раскрытие. Человек в процессе труда, писал К. Маркс, «изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти»
Формирование и развитие определенного типа нравственной личности определяется общественными свойствами труда, которые детерминируются господствующими в обществе формами собственности, производственными отношениями. Основой нравственного развития коммунистической личности является социалистически организованный труд, понятый как сознательный, общественно значимый, проникнутый идейными мотивами и общественными устремлениями, труд свободный, творческий.
Воспитательные функции трудового коллектива обусловлены социально-экономической природой социалистического предприятия, колхоза, учреждения, где отношения между работниками благодаря общественной собственности принимают форму социалистического сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Объективная общность интересов членов коллектива, коллектива и личности делает эту социальную ячейку необычайно авторитетной и влиятельной общественной силой.
Воспитательная сила трудового коллектива заключена в возможности конкретно направленного воздействия на нравственное развитие личности с учетом се индивидуального своеобразия, особенно в первичном коллективе, где «все всех знают». Его деятельность связана с нравственным воспитанием и перевоспитанием людей. Коллектив опосредствует нравственные отношения личности и общества, реализует их во взаимодействии личности и коллектива; закрепляет в сознании и поведении индивидов нормы морали, вырабатываемые обществом; выступает носителем нравственного опыта социалистического общества, аккумулируемого в революционных и трудовых традициях и проявляющегося в повседневной нравственной жизни.
Трудовой коллектив развивается и совершенствуется вместе с обществом, обретая экономическую, идейно-политическую, социально-психологическую и нравственную зрелость, степень которой неодинакова у разных коллективов. Существующая неравномерность в развитии трудовых коллективов преодолевается по мере внедрения достижений научно-технического прогресса во все сферы народного хозяйства, сближения двух форм социалистической собственности, ликвидации существенных различий между физическим и умственным трудом, между городом и деревней, в процессе движения общества к социальной однородности. Большое значение имеет здесь деятельность КПСС, Советского государства, осуществляющих целенаправленное воздействие на трудовые коллективы, их формирование и развитие.
ЦК КПСС проявляет постоянную заботу об укреплении коллективов трудящихся, о повышении их нравственного престижа. Так, в постановлении ЦК КПСС «О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии» (1974 г.) указывается на необходимость «добиваться, чтобы каждый трудовой коллектив выступал как носитель высокой политической сознательности, социалистической дисциплины труда и организованности, непримиримо боролся против проявлений стяжательства, пьянства, хулиганства и других антиобщественных поступков».
Коллектив выступает субъектом нравственного воспитания в той мере, в какой он сам выполняет исходящие от общества нравственные принципы, нормы и правила и насколько активно внедряет их в сознание, поведение каждого своего члена. Для этого он располагает богатейшим арсеналом воспитательных средств, используя которые способен влиять на широкий спектр нравственных черт личности.
Условия и организация труда, соблюдение закона распределения по труду, принципа материальной и моральной заинтересованности, поддержание духа критики и самокритики, следование принципам социалистического демократизма и т. д.— все это способствует эффективности воспитательного воздействия. Соблюдение или нарушение принципов коллективной жизнедеятельности облегчает или затрудняет нравственное воспитание, положительно или отрицательно влияет на моральную атмосферу в коллективе.
Каждому трудовому коллективу свойствен определенный склад нравственных отношений к труду, к общественной собственности, к данному и другим коллективам, к обществу, а также межличностных отношений. Весь этот спектр отношений детерминируется материальными условиями и складывается в соответствии с идейными позициями, взглядами, представлениями членов коллектива.
Состояние и уровень нравственных отношений и нравственного сознания в разных коллективах весьма различны. Далее в рамках одного такого рода социального организма (завод, фабрика, институт и т. п.) первичные коллективы (бригада, звено, сектор, отдел и т. д.) могут существенно отличаться один от другого. Короче говоря, в каждом трудовом коллективе складывается своя моральная атмосфера, которая может быть благоприятной и менее благоприятной для жизнедеятельности коллектива, нравственного самочувствия его членов. Понятие «моральная атмосфера» обозначает определенное нравственное состояние данного коллектива, характеризующееся доминирующими в нем нравственными отношениями, представлениями и установками, чувствами и эмоциями, моральными критериями нравственного поведения, т. е. отражает сущность его нравственной жизни.
Основное содержание нравственных отношений и сознания коллектива заложено в моральном кодексе строителя коммунизма, принципы которого получают конкретное проявление в трудовых коллективах. Моральная атмосфера в каждом из них складывается не только на основе и под влиянием общих условий, но и в результате прямого воздействия непосредственных, более или менее благоприятных условий функционирования данного коллектива. В моральной атмосфере конкретного коллектива преломляется все многообразие сознания, поведения, взаимоотношений его членов.
Моральная атмосфера в трудовом коллективе складывается как стихийно, так и путем целенаправленного формирования. Стихийность проистекает из тех объективных обстоятельств, которые остаются еще вне контроля и управления: несовместимость характеров, различия нравственных установок, мнений у работающих в одной бригаде, звене и т. д. В современных условиях благоприятная моральная атмосфера все больше становится одним из необходимых условий жизнедеятельности трудовых коллективов.
Особенно велика потребность в здоровых нравственных отношениях к труду — своему личному и труду товарищей, а также к общественной собственности — орудиям, предметам, результатам (продуктам) труда. Это краеугольный камень отношения личности к коллективу и коллектива к личности. В основе отношений межличностного общения на работе лежат трудовые контакты. Характерно, например, что в ответах рабочих Минского тракторного завода на вопрос анкеты: «Если у Вас возникают конфликты в коллективе, то по каким причинам, на Ваш взгляд, они чаще всего происходят?», первое и второе места из 11 позиций заняли: «Отсутствие ритмичности в работе, частая штурмовщина», «Ошибки в нормировании и распределении работ». Ликвидация подобных причин зависит от уровня организации труда, управления производством и людьми.
В этой связи важно обратить внимание на роль руководителя трудового коллектива в нравственном воспитании, в создании в нем здоровой моральной атмосферы. В своей деятельности он представляет интересы государства (общества), коллектива, личности. На нем замыкается организация производства и управления людьми, т. е. он несет ответственность за производственно-экономические и за «человеческие» показатели, за научно-технический и нравственный прогресс в коллективе.
В. И. Ленин неоднократно указывал, что руководящие кадры должны «уметь завоевать себе безграничное доверие массы товарищеским отношением к ней, заботливым удовлетворением ее нужд».
Забота о человеке, о его достоинстве, внимательное, уважительное, чуткое отношение к нему — наиболее характерные черты реального социалистического гуманизма. Они составляют один из стержневых пунктов нравственной жизни коллектива. Носителем ее являются все члены трудового коллектива, в особенности его руководитель.
В постановлении «Об участии руководящих и инженерно-технических работников Череповецкого металлургического завода в идейно-политическом воспитании членов коллектива» (1971 г.) ЦК КПСС еще раз напомнил о том, как «важно, чтобы руководители производства и специалисты являлись примером добросовестного отношения к порученному делу, отличались скромностью, критически оценивали достигнутое, ценили коллективный опыт, располагали к себе людей и пользовались среди них уважением». Речь идет о том, чтобы руководитель являл собой пример высоконравственного отношения к людям, чтобы такое отношение было для него внутренней потребностью, естественным состоянием.
Руководитель социалистического коллектива — воспитатель. А воспитатель сам должен быть вос питан. К сожалению, приходится еще встречаться с руководителями, которые считают достаточными для своей деятельности лишь специальные знания и не очень заботятся о нравственной высоте отношений с подчиненными, допускают разрыв между словом и делом, невнимание к дельным советам работников, неприятие критики. У людей легко ранимых это вызывает пассивность, неуверенность в себе, безынициативность, а более стойкие дают отпор, и тогда возникает конфликтная ситуация. В социалистическом обществе выполнение служебных обязанностей требует высоконравственного отношения к людям. Деятельность тысяч и тысяч руководителей промышленных, сельскохозяйственных, научно-исследовательских, управленческих и других коллективов нашего общества является блестящим тому подтверждением.
Особое значение имеют мастера как наиболее многочисленная категория инженерно-технических кадров. Мастер, «тесно связанный с жизнью рабочих, их трудом и бытом, нуждами и запросами… может оказывать большое влияние на морально-политическое состояние коллектива, на усиление борьбы с такими антиподами социалистической морали, как недисциплинированность, пьянство, хулиганство и др.»
Не менее важна и фигура бригадира на сельскохозяйственном предприятии, в совхозе, колхозе. Современное советское село с возросшим уровнем культурного развития его тружеников требует совершенствования нравственных отношений в процессе труда. Руководителю бригады нужны сегодня не только способности организатора, сельскохозяйственные, технические и общие знания, но и высокий моральный авторитет.
С ростом культуры народа в стране все больше растет число компетентных, политически грамотных, тактичных руководителей. Этому способствует система мер, осуществляемых КПСС, рассматривающей кадровую политику как могучий рычаг своего воздействия на ход общественного развития.
Политическим ядром любого трудового коллектива выступает партийная организация, представляющая собой важную нравственную силу. На партийной организации лежит ответственность за осуществление принципов морального кодекса строителя коммунизма в жизни коллектива, в жизни каждого его члена. Всей своей повседневной деятельностью, стилем взаимоотношений с командирами производства, с профсоюзными, комсомольскими организациями партийная организация призвана утверждать принципы, правила и нормы коммунистической морали. А каждый коммунист призван быть образцом нравственной чистоты, коммунистического отношения к труду, общественной собственности, к людям. Моральный авторитет партии тем выше, чем более высокими идейными и нравственными качествами будет обладать каждый коммунист.
Направляя деятельность трудовых коллективов, его различных общественных органов, партийная организация влияет на моральную атмосферу в целом. От нее зависит подлинная сила и глубина влияния социалистического трудового коллектива на нравственные убеждения и безупречность поведения каждого его члена. Во-первых, партийная организация ведет целенаправленную работу по нравственному воспитанию, используя для этого систему политического просвещения и экономического образования, лекционную пропаганду, устную и наглядную агитацию, политическое информирование, многотиражную и стенную печать, местное радиовещание, художественную самодеятельность и кинопрокат. Во-вторых, она призвана объединять и координировать усилия по нравственному воспитанию профсоюзной, комсомольской и других организаций.
Политическое просвещение масс, основывающееся на пропаганде марксизма-ленинизма, является сердцевиной всей работы, проводимой партийной организацией по идейно-нравственному воспитанию трудового коллектива. В системе марксистско-ленинского образования предусмотрены учебные программы и соответствующие формы обучения по вопросам коммунистической морали. В комсомольском политпросвещении введено изучение «Основ коммунистической морали». Значительное место в нравственном воспитании трудящихся занимает лекционная пропаганда. Эту работу партийные комитеты ведут, как правило, опираясь на организации общества «Знание».
Творческий подход партийных организаций к проблемам идейно-нравственного воспитания трудящихся постоянно рождает действенные организационные формы, обогащает воспитательные методы новыми способами, приемами, например собеседованиями с трудящимися, приурочиваемыми к наиболее важным событиям и датам в жизни страны, республики. Индивидуальные по форме, массовые по охвату людей, они позволяют партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, руководителям трудовых коллективов дойти до интересов каждого человека. Результаты собеседований обобщаются и выносятся на об-суждение рабочих собраний. Опыт показывает, что это один из действенных способов влияния на нравственное развитие личности и целенаправленного формирования моральной атмосферы в коллективе. В некоторых городах вводятся в практику рабочие семинары — семинары трудящихся по актуальным вопросам строительства коммунизма, например «Ведущая роль рабочего класса и воспитание лучших качеств рабочего», «Коллективизм—норма коммунистической морали», «Социалистическая дисциплина труда в коллективе» и др. В сочетании с многообразными формами идейно-политического, нравственного и трудового воспитания подобная практика дает положительный результат.
Делом первостепенной важности партийной организации является обеспечение авангардной роли каждого коммуниста и партийной группы в нравственном воспитании и самовоспитании, в создании наиболее благоприятной атмосферы в первичных и основных трудовых коллективах.
Творчеством масс в последние годы созданы советы мастеров, советы наставников, советы молодых рабочих, советы молодых специалистов, постоянно действующие производственные совещания, бюро рационализаторов и изобретателей, товарищеские суды, комиссии но внедрению новых ритуалов и обрядов, комиссии по борьбе с нарушителями трудовой дисциплины и общественного порядка и т. п.
Деятельность этих общественных институтов направлена прежде всего на поведенческую сторону нравственной жизни — на борьбу с нарушителями трудовой дисциплины и общественного порядка, воспитание рабочей гордости и чести, культивирование высоких нравственных качеств членов коллектива, на повышение их трудовой и общественно-политической активности. Особенно велико их значение в борьбе с прогулами, пьянством, нарушениями правил социалистического общежития, другими антиподами морали. Стали вводиться в практику «дни мастера», «дни наставника» и т. д.
Памятуя о том, что социалистическое соревнование оказывает глубокое нравственное воздействие, на многих предприятиях разрабатывается и внедряется система внутризаводского индивидуального и коллективного социалистического соревнования, в котором экономически рассчитаны и конкретизированы его условия для всех категорий работников и заводских коллективов, установлена четкая координация и субординация его многообразных форм и видов, предусмотрены дифференцированные меры материального и морального поощрения, применение которых основывается на мнении и оценке коллектива.
Соблюдение правил и требований советских законов и коммунистической морали учитывается как один из важнейших показателей при подведении итогов. Требования к работнику в труде и в быту определяет «трудовой кодекс». Каждый случай нарушения трудовой дисциплины и общественного порядка обсуждается в коллективе в первые же дни после его обнаружения, нарушители лишаются премии. По борьбе с нарушениями трудовой дисциплины и общественного порядка создаются инициативные комитеты. Входит в практику проведение смотров-конкурсов в масштабах предприятия по рациональному использованию и сокращению потерь рабочего времени; во всех подразделениях активно действует «Комсомольский прожектор» и группы народного контроля. Сочетание материальных и моральных способов поощрения и наказания дает в итоге положительные результаты.
С внедрением в жизнь трудовых коллективов планов социального развития открылась возможность более тесно связать труд и нравственное воспитание, определить перспективную программу нравственного роста коллектива, действеннее использовать авторитет коллектива, его реакцию на каждый случай нарушения принципов, правил и норм морали.
Для коллектива любой сферы труда — промышленного, сельскохозяйственного, научно-исследовательского, сферы обслуживания и т. д. — делом первостепенной важности является воспитание коллективизма, развитие коммунистического отношения к труду и общественной собственности, совершенствование межличностных отношений, борьба с антиподами морали. Эти направления тесно взаимосвязаны, переплетаются, взаимопроникают и дополняют друг друга.
Отношения, складывающиеся между членами социалистического трудового коллектива, суть отношения коллективизма. Коллективизм —один из основных устоев социализма и коммунизма. Как явление сознания, коллективизм находит свое выражение в определенной идеологии и психологии, в основе которых лежит взгляд на коллектив, общество в целом. Будучи важнейшим принципом коммунистической морали, он выражает отношение индивидов друг к другу, отношение личности к коллективу, к обществу и в свою очередь отношение коллектива, общества к личности по формуле: «Каждый за всех, все за одного». Такое взаимоотношение «одного» и «всех» основано на сочетании интересов коллектива и личности и стало типичным для всякого социалистического коллектива и общества в целом.
Социалистический коллективный труд — проявление коллективизма в действии. Именно в труде прежде всего выявляется истинное отношение человека к своему коллективу, а через него и к обществу. На производстве особенно нужны коллективные усилия для достижения успеха, умение и желание постоянно согласовывать свои поступки, поведение, действия с действиями других товарищей по труду. Работа в коллективе, совместное трудовое усилие, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут выковать правильное нравственное отношение к другим людям — товарищество, уважение ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение человека, уклоняющегося от труда или нерадиво к нему относящегося.
Взаимная трудовая связь и зависимость порождают коллективную ответственность за весь производственный участок и за каждого работающего на нем. Обсуждение перспективных и ближайших планов и обязательств коллектива, напряженная борьба за их реализацию, подведение итогов работы за месяц, квартал, полугодие, год, совместные поиски мер к более успешному выполнению плана формируют у труженика сознание сопричастности к общему делу, чувство коллективной ответственности. Ответственность каждого за успехи и честь коллектива и ответственность коллектива за каждого — непреложный закон функционирования и развития трудового коллектива.
Характерной чертой жизнедеятельности трудовых коллективов в последние годы является рождение многочисленных организационных форм труда и управления, основанных на все большем взаимодействии и коллективной ответственности за результаты труда, за конечный продукт. Конкретное проявление ее — работа сквозными, бригадами по единому наряду в промышленности, злобинский метод — в строительстве, комплексные механизированные звенья — в сельском хозяйстве и т. д. Жизнь породила новые формы коллективного творчества: комплексные творческие бригады, в состав которых входят конструкторы, технологи, рабочие-новаторы и передовики соревнования.
В Ленинграде развернулось соревнование под девизом: «От высокого качества работы каждого к высокому качеству работы всего коллектива», в котором воедино слиты материально-экономическая и нравственная стороны социалистического соревнования. Сегодня можно определенно говорить об усилении коллективных форм социалистического соревнования, о росте коллективной ответственности за ход и исход соревнования, сочетающихся с ответственностью за личный вклад каждого участника в выполнение коллективного обязательства. Все большее значение приобретает коллективный материальный стимул: снижение или лишение премии за отклонения в поведении того или иного работника оказывается очень чувствительным методом воздействия и на коллектив, и на провинившегося. Взаимный спрос становится строже, взыскательнее, усиливается самоконтроль. Например, на вопрос: «Что побуждает Вас хорошо трудиться в коллективе?»,— дается, как правило, ответ: «Не подвести товарищей по работе». Отрицательную оценку получают грубость, равнодушие к делам коллектива, безответственность по отношению к коллективу. Долг перед коллективом — превыше всего.
Социализм породил новое отношение к труду, которое стало одной из ярких характеристик морального облика советского человека. Социалистическое отношение к труду — самое массовое проявление нравственной зрелости трудящихся. Со всей силой оно выразилось в трудовом героизме советских людей.
Но на этапе зрелого социалистического общества, характеризующемся все большим наращиванием «элементов коммунистичности», формируются сознательное отношение, связанное с пониманием не только личной, но и общественной значимости своего труда каждым, творческое отношение, выражающееся в стремлении проявить инициативу, почин, изобретательность, отношение к труду как средству развития подлинно коллективистских черт — товарищеской взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимоответственности, отношение к труду не только как к жизненной необходимости, но и как к потребности физически здорового организма, как к фактору физического, нравственного, интеллектуального развития. Задача состоит в том, чтобы развивать такое отношение к любому виду труда.
Развитие коммунистического отношения к труду сопряжено с определенными изменениями в сознании людей, прежде всего с пониманием труда как первой жизненной необходимости, как творчества, как средства развития и проявления индивидуальности личности. Без такого понимания труд не может стать естественной потребностью.
Одним из главных направлений нравственного воспитания в трудовом коллективе является развитие у тружеников заботливого, бережного отношения к социалистической общественной собственности, являющейся основой экономической системы социализма. «Как бы ни росло богатство нашего общества,— говорилось на XXV съезде КПСС,— строжайшая экономия и бережливость остаются важнейшим условием развития народного хозяйства, повышения благосостояния народа».
Вовлечение каждого члена коллектива в соревнование наглядно показывает цену минуты труда и минуты простоя, потерь от брака и недоброкачественной продукции. Рабочий, колхозник, служащий в процессе труда имеют дело с дорогостоящими машинами, механизмами, оборудованием. Поэтому нельзя говорить о хорошем отношении рабочего, колхозника, инженерно-технического работника к социалистической собственности, не учитывая его заботу и ответственность за сохранность орудий и средств труда. «Точно считать и эффективно использовать каждый рубль, каждый час труда, каждую тонну продукции, до конца изжить бесхозяйственность и разгильдяйство — это наш высокий партийный долг. Ибо экономим мы ради самого для нас дорогого — ради богатства и могущества Родины, благосостояния и процветания нашего народа» — подчеркивалось на XXV съезде КПСС.
Социалистическая собственность лежит в основе развития сознания и чувства хозяина, связанного с глубоким пониманием того, что советский человек «за все в ответе». Формирование такого сознания связано с борьбой с антисоциалистическим отношением к общественной собственности — с хищениями, бесхозяйственностью, расточительством, стяжательством и другими антисоциальными действиями.
Огромный моральный и экономический ущерб коллективу наносят злостные расхитители — воры, растратчики, хапуги, различного рода комбинаторы. Самый надежный заслон — создание обстановки всеобщего осуждения и нетерпимости как к ним самим, так и к тем, кто попустительствует им.
Трудовой коллектив призван развивать у людей активную жизненную позицию, чувство собственного достоинства, взаимного уважения, бороться с несправедливостью, бездушием, пренебрежительным отношением к товарищам по труду, проявлениями эгоизма, потребительским отношением к жизни, к друзьям. Здесь уместны и диспуты о долге, чести и достоинстве советского человека, и пропаганда правил хорошего тона, и товарищеская критика на собрании, в стенной и многотиражной печати. Забота о культуре общения — дело всех без исключения членов коллектива, где требуются упорство, настойчивость и систематичность. Передовые коллективы страны разрабатывают и принимают «Законы борьбы за честь и достоинство коллектива, за честь советского рабочего», «Моральный кодекс коллектива промышленного предприятия», «Свод социальных норм коллектива завода» и т. п.
Культура общения неизбежно связана с самоконтролем, важнейшим средством управления своим поведением в общении с другими людьми, с воспитанностью. Нравственное воспитание не может сводиться лишь к пассивному послушанию личности. Воспитывающее воздействие на человека со стороны коллектива полноценно лишь тогда, когда оно побуждает его стать лучше. Здесь мало апеллировать только к разуму. Самовоспитание неразрывно с чувством внутренней ответственности человека перед коллективом и самим собой за свои дела и поступки. Без самовоспитания невозможно превращение принципов, правил коммунистической морали во внутреннюю убежденность, в привычное поведение.
Значительное место в деятельности трудового коллектива занимает нравственное воспитание молодежи, особенно той ее части, которая только начинает свой трудовой путь. Трудовому коллективу надлежит продолжить нравственное воспитание, начатое в семье, и школе, и порой и перевоспитывать. В руках коллектива профессиональное становление человека, а вместе с ним и дальнейшее нравственное ого совершенствование.
Ежегодно в народное хозяйство страны вливается до миллиона молодых работников. Приход новичка в трудовой коллектив после школы, вуза связан с существенной психологической, моральной, организационной перестройкой. Нередко она проходит болезненно. Поэтому важно внимательным, заботливым подходом помочь вступающему в трудовую жизнь человеку адаптироваться к новым условиям, обрести уверенность в труде, рабочую сноровку, выработать высоконравственные формы поведения в коллективе, в общении с товарищами по труду. На XVII съезде ВЛКСМ Л. И. Брежнев говорил: «…первые самостоятельные шаги в жизни человека имеют особое значение. Во внимательном отношении, в поддержке и помощи нуждаются и вчерашние школьники, и питомцы училищ, и воспитанники техникумов и вузов»
Замечательным источником формирования высоких морально-политических качеств служат традиции того или иного завода, колхоза, учреждения, богатая революционная, трудовая, боевая история большинства советских трудовых коллективов. Во многих из них сложилась целая система воспитания, включающая многообразные формы воспитательного воздействия с момента появления новичка на предприятии. Посвящение в рабочий класс, в хлеборобы, хлопкоробы, присвоение рабочего разряда — эти и многие другие вехи в жизни молодого человека, обставленные с сердечной теплотой, товарищеским участием, как правило, положительно влияют на его эмоционально-нравственный настрой.
Помочь трудовому и идейно-нравственному возмужанию новичков, особенно подростков, в коллективе призваны наставники. Зародившись в середине 60-х годов, наставничество сегодня превратилось в широкое общественное движение и стало неотъемлемой частью идейно-воспитательного процесса в коллективах. В этом движении нашла выражение забота старших поколений советского рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции о своей трудовой смене, о ее духовном, нравственном облике. Наставничество — наиболее яркое воплощение единства старших и младших поколений советских людей, одна из форм преемственности трудового, политического, нравственного опыта, порожденная социалистическими общественными отношениями. Определился социальный портрет наставника как человека бескорыстного, обладающего высоким профессиональным мастерством, талантом рабочего-педагога, широким политическим кругозором, глубокой коммунистической убежденностью, безупречной нравственной репутацией. Наставниками становятся лучшие из лучших представителей трудящихся, новаторы производства, любящие и умеющие работать с молодежью.
Наставничество характеризуется систематичностью, всесторонностью воспитательного воздействия. Контакты наставника с воспитанником не ограничиваются лишь часами труда, но распространяются и на его внерабочее время, на досуг. Первостепенная задача наставника — обучить новичка профессиональным навыкам, привить любовь к профессии, к труду, развить потребность активно, высокопроизводительно работать. Влияние наставников распространяется на область нравственных убеждений, поступков, поведения молодого человека в коллективе и за его пределами.
Специфическими методами воздействия наставника на подшефного является постоянная забота, сочетающаяся с требовательностью, а также совет, личный пример. Для нравственного воспитания следует особо подчеркнуть значение последнего, ибо «воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные знания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям».
В каждом трудовом коллективе можно найти наставников, ставших действительно образцом в высоком смысле слова, на которых равняются их ученики не только в «наставнический период», но и в последующие годы своей зрелой трудовой жизни.
В последнее время наставничество обогатилось новыми формами работы. Появился «Договор о наставничестве», который документально закрепляет взаимные обязательства наставника и новичка, создаются постоянно действующие творческие бригады из молодых работников под руководством опытного наставника; школами коммунистического воспитания стали комсомольско-молодежные коллективы. Наставничеству как движению, вызванному общественными потребностями, предстоит развиваться, совершенствоваться, преодолевать трудности. Уже сегодня ощутимы многие проблемы, разрешение которых требует более пристального внимания трудовых коллективов, их партийных, профсоюзных, комсомольских организаций. Повышение социального престижа наставника — назревшая необходимость. С ним связан более тщательный отбор кандидатов для выдвижения в наставники, организация обучения «рабочей педагогике», разработка моральных и материальных стимулов работы, изучение эффективности деятельности и т. д.
Большое влияние на нравственное воспитание оказывают трудовые династии, отличающиеся сознанием и чувством высокой трудовой чести, рабочей гордости, самоотверженностью и одухотворенностью в труде, преданностью социалистическому строю и коммунистическим идеалам.
Было бы неверно считать, что воспитание молодых в коллективе является делом какой-то узкой группы людей. Это гражданский долг каждого сознательного трудящегося. Главный наставник молодой смены — коллектив в целом. Поэтому в нем все причастны к нравственному воспитанию молодежи.
Трудовой коллектив, выступая носителем, проводником нравственных принципов социалистического общества, представляет собой могучую (хотя и не единственную) воспитательную силу. В своей, воспитательной деятельности трудовой коллектив опирается на нравственный идеал, положительные примеры и осуждение аморальных поступков. Воспитание на высоких нравственных идеалах является традицией коммунистического воспитания. Партийные организации широко пропагандируют достойные примеры поведения людей в труде, в отношении к общественному добру, к товарищам.
Социалистический трудовой коллектив аккумулирует духовный, нравственный потенциал нашего общества. Являясь полем материального и духовного общения, социалистический трудовой коллектив служит делу всестороннего, гармоничного развития личности. КПСС непрестанно заботится о формировании политически и нравственно зрелых, организованных, сплоченных коллективов, е которых человек постоянно может получать моральную силу и обретать нравственное совершенство.