РОЛЬ СРЕДСТВ ПРОПАГАНДЫ И АГИТАЦИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Среди ряда показателей эффективности пропаганды и агитации специально выделяется критерий, характеризующий уровень нравственного сознания как объекта идеологического воздействия Этот критерий изучается все более широким кругом исследователей.

Значение пропаганды и агитации подчеркнуто в постановлениях ЦК КПСС: «О работе партийной организации Минского тракторного завода по повышению производственной и общественно-политической активности трудового коллектива» (1972 г.), «Об организаторской и политической работе Тбилисского горкома Компартии Грузии по выполнению решений XXIV съезда КПСС» (1972 г.), «О марксистско-ленинской учебе и экономическом образовании руководящих кадров в Ташкентской городской партийной организации» (1972 г.), «О руководстве Томского обкома КПСС средствами массовой информации и пропаганды» (1977 г.), «О повышении роли устной политической агитации в выполнении решений XXV съезда КПСС» (1977 г.), «Об осуществлении

Орским горкомом КПСС комплексного решения вопросов идейно-воспитательной работы» (1977 г.), «О состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды» (1978 г.) и других партийных документах.

Большое внимание наша партия уделяет учету морально-политических последствий принимаемых управленческих решений, формированию высокого морально-психологического климата в трудовых коллективах, повышению роли нравственного примера руководителя. Вместе с тем подчеркивается недопустимость отрыва образования от нравственного воспитания, обращается внимание на то, чтобы нравственные нормы поведения, сформировавшиеся на производстве, оказывали всевозрастающее влияние и на сферу быта, где люди находятся вне трудового коллектива и где еще имеют место порой нравственные анахронизмы.

Специфика идейно-воспитательной работы в целом состоит в том, что эта работа находится как бы на стыке теории и практики, обеспечивая их постоянное взаимодействие в направлении распространения, проверки и развития, материализации идей.

В области нравственного воспитания одной из важнейших выступает задача внедрения идей коммунистической нравственности в сознание широких масс трудящихся. При этом пути выполнения ее необходимо рассматривать в свете многообразия реализации общих функций идеологической работы — образовательной, воспитательной и организационно-управленческой.

В системе пропаганды и агитации можно выделить в аспекте проникновения в сущность социальных явлений событийную, комментированную и мировоззренческую информацию. Событийная информация носит еще название некомментированной информации. В работах советских исследователей отмечаются такие характерные качества некомментированной информации, как легкость запоминания и усвоения, возможность многовариантного истолкования и приспособления к любой установке, новизна, исключительность и неожиданность содержания и др. В то же время подчеркивается, что некомментированная информация не лишена в определенной мере комментария. Он преимущественно заключается в принципах отбора, упорядочения, систематизации и выбора эмоционального тона подачи информации с расчетом на определенный социальный контекст.

Потребность советских людей в разнообразной событийной информации вызвала к жизни, например, радиопрограмму «Маяк», готовящую информационные выпуски и сочетающую информирование с музыкальным просвещением. Многомиллионную аудиторию имеет передача «Время» и другие важные информационные центральные телепередачи. Без информационных колонок и подборок немыслимо сегодня лицо ни одной современной газеты.

Событийная информация выносится на первые страницы газет, которые, как правило, верстаются в последние часы перед выпуском номеров. На них помещаются сообщения о наиболее важных событиях, относящихся преимущественно к общественно-политической и трудовой деятельности советских людей и являющихся демонстрацией социалистического образа жизни в действии. Предметом внимания читателей является также материал, отводимый по традиции спортивной, культурной, бытовой и другой информации. Здесь находит место хроника благородных поступков, носящих массовый и повседневный характер, затрагивающих сферы деятельности работников милиции, транспорта, медицины и др.

Социалистическая пропаганда, признавая необходимость некомментированной (событийной) информации, не возводит ее в абсолют. Ее содержанию чужды идеи информационно-сенсационной пропаганды, которые усиленно развиваются буржуазными теоретиками применительно к воздействию на массы и служат им как оправдание стиля безапелляционной подачи материала и пр.

Комментированная информация содержит в себе уже прямое, открытое, фиксированное в слове осмысление фактов и событий. В передаче комментированной информации огромную роль играет печать. Исследования системы информационных каналов в городе Таганроге, например, зафиксировали, что интересуются преимущественно газетной комментированной информацией о событиях в жизни страны — 39% и о международной жизни — 35% аудитории. Соответствующие показатели по радио- и телеинформации в три и более раз меньше

Многие исследования показывают большой спрос читателей на литературу по морально-этическим проблемам. Это обусловлено тем, что моральные отношения проникают во все сферы общественной жизни, проявляются везде, где люди вступают в контакт.

Содержание материалов по морально-этическим проблемам показывает, что анализу подвергаются в основном семейно-бытовые коллизии. Морально-этических материалов на производственные темы еще недостаточно. Например, освещая социалистическое соревнование, активное участие в котором самым непосредственным образом связано с нравственным воспитанием масс, печать раскрывает его преимущественно как метод хозяйствования. На ограниченность такого подхода обратила внимание, в частности, Всесоюзная научно-практическая конференция «Повышение роли печати, телевидения и радио в развертывании Всесоюзного социалистического соревнования», состоявшаяся в период подготовки к XXV съезду КПСС. На конференции подчеркивалась необходимость в пропаганде социалистического соревнования и передового опыта не замыкаться на одной экономической статистике и описаниях технологии, а видеть человека с его мыслями, переживаниями и проблемами нравственного долга.

В нравственном воспитании трудящихся одно из важнейших мест занимают внутриколлективные устные средства информации и пропаганды, В их каналах происходит конкретизация первичной информации применительно к нравственно-психологической атмосфере данного трудового коллектива.

В деятельности политических информаторов и агитаторов, непосредственно связанных с подачей комментированной информации, наблюдается порой стремление ограничиться разъяснением вопросов общесоюзного и международного планов, что приводит к недооценке информации о местной жизни. Например, в ходе собеседований с рабочими обнаружилось несколько общее представление опрашиваемых о социалистическом образе жизни. Ответы порой носили книжный характер, в них проявилось неумение применять сложившийся понятийный аппарат для анализа повседневной жизни своего трудового коллектива в целом и деятельности своих товарищей по работе в частности.

Нравственно-мировоззренческая информация непосредственно связана с двумя предыдущими видами информации: событийной (некомментированной) и комментированной. Только на основе марксистско-ленинского этического учения возможно верное раскрытие морального смысла повседневных фактов и событий, и в этом отношении нравственно-мировоззренческая информация, знакомящая с наукой этикой, выступает как базовая по отношению к другим видам информации.

В проблемных семинарах системы политического просвещения, в школах коммунистического труда изучаются целые курсы по коммунистической морали. Нравственно-мировоззренческая информация проходит также по каналам печати, радио и телевидения.

Система пропаганды и агитации в нашей стране, опираясь на методологические принципы марксизма-ленинизма, накопила немалый опыт в разъяснении вопросов нравственности. Пропаганду коммунистической морали наряду с газетами и журналами, телевидением и радио, системой политического образования и другими средствами ведут также сотни тысяч политических информаторов. В центре внимания их — формирование у широких масс трудящихся норм и принципов социалистического образа жизни, осмысление в нравственных категориях починов героев труда и передовых коллективов; раскрытие благородного облика представителей старшего поколения, тех, кто в годы революции и военных испытаний отстоял будущее страны; воспитание чувства гордости за принадлежность к советскому народу; широкая пропаганда социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма. В этой связи большое значение приобретают улучшение взаимодействия и координации различных средств пропаганды и агитации, всех идеологических каналов, придание морально-этической информации большей оперативности, конкретности, дифференцированности. При этом все более актуальной становится задача, связанная с осознанием трудящимися правильного понимания путей и форм нравственного совершенствования, что необходимо предполагает популяризацию положительного нравственного примера.

Пропаганда положительного нравственного примера при социализме «не частное дело, а важнейшее государственное дело» Только в условиях планово-управляемого общества, свободного от эксплуатации, «сила примера впервые получает возможность оказать свое массовое действие».

С одной стороны, эта пропаганда связана с развитием творческой инициативы масс, с их активным участием в социалистическом соревновании на производстве, а с другой — с эффективной работой средств информации и пропаганды. Высоконравственным примером при социализме может быть только такой пример, который рождается в процессе повседневной практики в коммунистическом строительстве. В этом аспекте он имеет исключительное значение, поскольку способствует преодолению «инерционности» мышления, консервативности мнений и привычек.

Известно, с каким огромным вниманием В. И. Ленин отнесся к обобщению опыта коммунистических субботников. Он писал, характеризуя один из сложнейших начальных периодов в развитии нашей страны: ««Коммунистические субботники» потому так валены, что начали их рабочие вовсе не поставленные в исключительно хорошие условия, а рабочие разных специальностей, в том числе и рабочие без специальности, чернорабочие, поставленные в обычные, т. е. самые тяжелые условия. Мы все хорошо знаем основное условие падения производительности труда, которое наблюдается не в одной России, а во всем свете: разорение и обнищание, озлобление и усталость, вызванные империалистской войной, болезни и недоедание. Последнее по важности занимает первое место. Голод — вот причина. А чтобы устранить голод, нужно повышение производительности труда и в земледелии, и в транспорте, и в промышленности. Получается, следовательно, какой-то порочный круг: чтобы поднять производительность труда, надо спастись от голода, а чтобы спастись от голода, надо поднять производительность труда» И далее В. И. Ленин делает следующий вывод: «…подобные противоречия разрешаются на практике прорывом этого порочного круга, переломом настроения масс, геройской инициативой отдельных групп, которая на фоне такого перелома играет нередко решающую роль».

Обращение к ленинским работам, посвященным социалистическому соревнованию, показывает, что В. И. Ленина непосредственно интересовала не только и порой не столько экономическая сторона дела. Коммунистический субботник как нравственный урок передовых рабочих интересует его постоянно. Именно во влиянии коммунистических субботников на перестройку нравственного сознания масс он видит также их конечную экономическую эффективность в разрезе решения всемирно-исторической задачи.

Эти ленинские положения говорят о том большом внимании, которое с первых лет Советской власти уделяла наша партия пропаганде и агитации в формировании нравственного сознания трудящихся, адекватного политическим и социально-экономическим задачам. В настоящее время вся работа средств информации и пропаганды приобрела еще больший размах и глубину.

Положительный нравственный пример, популяризация его по каналам пропаганды и агитации помогает разъяснять широким массам трудящихся не только содержательные требования коммунистической нравственности, но также и конкретные пути реализации этих требований. Например, организовать беспощадную борьбу с любым проявлением зла — антиподом коммунистической морали.

Раскрытие роли положительного нравственного примера при социализме, обоснование его адекватности тем задачам, которые выдвигает партия, связаны с методом убеждения. Будучи одним из важных в системе информации и пропаганды в нашей стране, он немыслим без последовательного, доказательного развертывания всех аргументов.

Кроме того, пропаганда положительного нравственного примера опирается также и на метод внушения, апеллирующего к чувствам людей. Эффективное воздействие на человека всегда должно быть многосторонним и охватывать как интеллектуальную, так и чувственную сферу его психики.

С методом внушения связывают функционирование таких социально-психологических явлений, имеющих непосредственное отношение к пропаганде положительного нравственного примера, как равнение на авторитет. И в данном смысле важно видеть, что средства информации и пропаганды, поднимая на щит тот или иной высоконравственный пример, «превращая» его в символ героических устремлений эпохи, еще больше расширяют сферу функционирования подобных явлений.

В конечном счете любая пропагандистская кампания, направленная на формирование общественного мнения по тем или иным вопросам жизни страны, неизменно обращается к высоконравственному примеру. Выше шла речь о коммунистических субботниках. Последние родились как инициатива с мест, были замечены прессой и теоретически осмыслены партией. В. И. Ленин оценил их как великий почин нового отношения к труду, как ростки коммунизма. Он призывал всемерно поддерживать и развивать такого рода инициативу.

В современных условиях, когда появляется необходимость выполнения той или иной общественной задачи, требуется порой «активизировать» информацию, усвоенную широкими массами, сократить время ее «выхода» на уровень поведения. Тогда средства информации и пропаганды обращаются к тем починам, которые возникли в ответ на обращение партии. Организуя переклички передовиков, выездные редакции на предприятия, где работают инициаторы починов, ведя из номера в номер постоянные рубрики и т. д., они содействуют формированию вокруг высоконравственного примера благоприятной социально-психологической обстановки. Так проходило, например, развитие патриотического почина, связанного с освоением новых и залежных земель Казахстана. Так осуществляется строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

В настоящее время важно всемерно повышать эффективность средств массовой информации и пропаганды. Порой бывает, что пропагандист или агитатор ограничивает свои функции информационно-разъяснительной работой, не добиваясь с должной настойчивостью придания тому или иному примеру массового характера («эффекта внедрения»).

Нравственный пример при социализме, являясь формой практического разрешения проблемы сочетания общественных, групповых и личных интересов, базируется на тех объективных предпосылках, которые создала ликвидация частной собственности на средства производства и их обобществление. Он лежит в плоскости генеральной линии развития общества и воздействует на сознание масс, увлекая их своим подвижничеством. В этом смысле пропаганда положительного нравственного примера выступает при социализме, особенно на стадии его зрелости, также одним из существенных средств формирования здоровой нравственно-психологической атмосферы нашего общества.

Средства пропаганды и агитации, являясь источником общественного опыта, выполняют роль «передаточного механизма» в построении и поддержании общественных взаимоотношений. Кроме того, они выступают одним из инструментов формирования общественной нравственно-психологической атмосферы, которая предполагает прежде всего функционирование здорового общественного мнения, выполняющего свои регулятивные функции в соответствии с основным направлением развития социалистического общества; повышение уровня усвоения нравственных норм и принципов социалистического образа жизни; рост связей между усвоенными нормами и поведением. В этом смысле средства пропаганды и агитации выполняют, таким образом, следующие функции.

Во-первых, они обеспечивают нравственно-психологическое единство социалистического общества, поддерживая не только прямые, но и опосредствованные контакты его членов в форме обмена информацией, мнениями, оценками и т. п., создавая условия для возникновения таких его характеристик, как общественное мнение. Формируя и одновременно отражая общественное мнение, система пропаганды и агитации выступает от лица всего социалистического общества и, опираясь на его авторитет (авторитет большинства), воздействует на личность в плане усвоения ею нравственных норм и принципов коммунистической морали.

Во-вторых, средства пропаганды и агитации упорядочивают морально-этическую информацию таким образом, чтобы обеспечить ее наиболее эффективное воздействие на массы в смысле их образования, воспитания и организации. В этом отношении они создают возможности для наиболее активного включения личности или трудового коллектива в жизнь всего социалистического общества, помогая осмыслить как собственные нравственные проблемы, так и проблемы, волнующие все общество, зарядиться общими чувствами, настроениями и т. п.

В-третьих, используя «механизмы» гласности и сравнимости, выставляя ту или иную нравственную ситуацию на всеобщее обозрение, поощряя добро и осуждая зло, средства пропаганды и агитации способствуют тому, чтобы усвоенные нравственные нормы и принципы служили каждому человеку руководством к высоконравственному поведению, чтобы развитие форм соревнования оказывало «глубокое воздействие на хозяйственную практику, на общественно-политическую жизнь страны, на нравственную атмосферу».

Нравственно-психологическая атмосфера формируется средствами пропаганды и агитации в ходе борьбы за осознание и правильное понимание каждой личностью, каждым трудовым коллективом всей сложной иерархии интересов — общественных, национальных, классовых, групповых и личных, длительных и временных, коренных и ближайших. При этом «если личный интерес побуждает работать па себя, то интерес личности включает в себя и работу на общество, которая в конечном счете также идет на благо индивида, ко именно в конечном счете, а поэтому предполагает участие также идейных побуждений, сознание общественного долга».

Проблема нравственно-психологической атмосферы интересует и буржуазную пропаганду, правда, в аспекте возможностей манипулирования сознанием трудящихся. Обходя молчанием детерминированность нравственно-психологической атмосферы материальными условиями жизни общества, буржуазная пропаганда сознательно впадает в абстрактное морализирование.

Буржуазные теоретики пропаганды стремятся представить средства информации и пропаганды как некую отдельную социальную систему, ни от чего не зависящую и выражающую, по их мнению, общенародные интересы. Они сеют иллюзии в отношении того, что их работа независимо от обстоятельств базируется на самых высоконравственных человеческих отношениях. Характерна в этом смысле у них склонность к созданию различных кодексов, призванных регулировать, например, отношения между пропагандистами и аудиторией. Кодексу придается форма заповедей, в которых зафиксированы разнообразные эмоциональные обращения.

Все это сопровождается так или иначе разговорами о внепартийности, ссылками на «свободу печати». При этом, как правило, делается вывод, что в обстановке «свободы печати» все «остальное» зависит от нравственной культуры журналистов и их субъективного желания служить добру.

Однако действительная практика буржуазной прессы подтверждает ленинский вывод о том, что в условиях буржуазного общества не может быть свободной беспартийной печати, что «во всем мире, где есть капиталисты, есть свобода покупать газеты, покупать писателей, подкупать и покупать и фабриковать «общественное мнение» в пользу буржуазии».

В противовес этому система пропаганды и агитации при социализме опирается на принцип коммунистической партийности, и ее деятельность отвечает коренным интересам всего советского народа. Это отражает сам характер функционирования социалистической системы пропаганды и агитации, опирающейся на такие социальные феномены, как авторитет партии, сила общественного мнения и др.

Значение форм социальной регуляции, которые в большой мере осуществляются посредством ведения идеологической работы, растет. Оно обусловливается рядом обстоятельств: совершенствованием социалистической демократии; объективной потребностью в том, чтобы в условиях развитого социалистического общества правовые и административные способы социальной регуляции были существенно дополнены, а в ряде случаев и заменены морально-нравственными; тем, что в нашей стране созданы морально-нравственные ценности, которые являются основой формирования коммунистического нравственного сознания у каждого трудящегося; самим характером нравственных достижений пропаганды и агитации.

Результаты нравственного воспитания, проявляющиеся в различных изменениях нравственного сознания и достигаемые при содействии систематической, хорошо организованной идеологической работы, носят в ряде своих проявлений глубинно-психологический устойчивый характер. Поэтому достижение их выступает важным итогом всей системы пропаганды и агитации.





Комментарий к статье