НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Система коммунистического воспитания подрастающего поколения в социалистическом обществе строится на органической связи семейного и общественного (главным образом школьного) воспитания.

Нравственное воспитание и развитие личности в семье.

Значение семьи в нравственном воспитании и развитии ребенка определяется прежде всего тем, что она является первой социальной группой, которая активно воздействует на формирование личности. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, так как именно они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важнейших факторов социального воздействия, конкретной социальной «микросредой», семья оказывает влияние в целом на психическое развитие ребенка. Через «семейную микросреду» с ее особенностями ребенок осваивает нравственный опыт родителей и тем самым социальный опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. Нравственные отношения в семье — источник воспитания подлинно человеческих отношений между людьми. Они вырабатывают у детей и подростков умение соотносить свои поступки и желания с интересами других людей, проявлять о них заботу и т. д.

Нравственное формирование личности подростка зависит от уровня общественной направленности семейного коллектива. При высоком уровне развития общественных интересов в семье, единстве нравственных знаний и личных норм поведения родителей у детей формируются устойчивые положительные моральные убеждения. В противном случае семья может стать источником появления у подростков различных отрицательных качеств (эгоизма, лицемерия, жадности), умения маскировать действительные мотивы своих поступков. Усваивая нормы поведения родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят характер этих отношений и на окружающих людей, учителей, товарищей, соседей.

Развитие личности зависит как от объективного содержания социально-нравственного опыта семьи, так в значительной мере и от того, как этот опыт усваивает и осмысливает сам ребенок: что именно из воспринятых фактов и обстоятельств семейной жизни принимается, что отвергается и почему. Все это зависит от внутренних условий развития ребенка, от достигнутого уровня психического и нравственного развития, от направленности, характера доминирующих в конкретный момент потребностей и интересов, личной самооценки, а также от субъективной оценки конкретной жизненной ситуации, которая может и не совпадать с ее действительным содержанием.

Результат воздействия семьи на формирование личности в конечном счете определяется активностью сознания и воли ребенка и не носит неизбежного механического характера. Примером может служить тот факт, что и в так называемых трудных семьях формируются социально ценные личности. Непосредственная высоконравственная общественная среда, прежде всего школьный коллектив, пример взрослых и т. д., нередко являются той силой, которая противоборствует негативному влиянию семейного окружения.

Нравственное воспитание в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей «атмосферы», «микроклимата» семейной жизни па формирование личности ребенка.

Чтобы выяснить конкретные взгляды и представления родителей о цели нравственного воспитания, был проведен опрос 380 родителей учащихся подростков городских школ (Москвы, Горького, Одессы, Павловского Посада Московской обл.) по специальной анкете «Мой сын (дочь) сегодня и через 10 лет» Для большинства родителей характерно понимание общественных целей воспитания, стремление воспитать своих детей в соответствии с идеалами, в которых воплощен образ человека с коммунистическими качествами. Только в незначительном количестве семей родители не имели представления и никогда не задумывались над тем, кого хотят они воспитать, какие качества ребенка желают сформировать.

Родители назвали около 50 признаков понятий «воспитанный человек». Эти признаки дают представление об их нравственном идеале, «модели-образе» хорошего человека, ради которого живут и воспитывают отец и мать своего ребенка и в этом находят смысл своей жизни. Причем 30 признаков относятся к характеристике морального облика человека, его поведения в общественной и личной жизни, 20 признаков определяют нравственные качества человека в связи с его отношением к труду, выбором профессии, всесторонним развитием, определением своего места в общественной жизни, служением Родине и народу.

При сравнении идеалов отцов и матерей обнаруживаются их особенности. Идеалы матерей воплощают в себе социально значимые положительные черты и качества личности, в которых отчетливо проявляется представление о том, каким следует быть человеку: гуманным, справедливым, добрым, заботливым, дисциплинированным, трудолюбивым, хорошим товарищем и т. д. В идеалах отцов более ясно, чем в идеалах матерей, прослеживается связь нравственных качеств с формированием жизненной позиции человека, умеющего правильно соотносить личные и общественные интересы. В их идеалах выражена нравственная сторона вопроса, кем быть сыну или дочери. И его решение родители связывают с воспитанием у детей нравственной позиции быть полезным обществу, со всесторонним развитием способностей, с подготовкой к самостоятельному труду, умственному и физическому.

Таким образом, идеалы родителей в основном совпадают с общественными. Поэтому можно сказать, что в семейном воспитании учитываются социальные требования к личности.

Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старшего поколения о младшем. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей, но в то же время они имеют право и обязаны требовать у него отчета в его поведении. Взрослый для ребенка всегда является носителем общественного начала в жизни, что, естественно, создает известную «дистанцию» в характере взаимоотношений родителей и детей. Эта «дистанция» существует объективно, как разница в социальном, жизненном опыте, и имеет особенность сокращаться на пути перехода от детства к зрелости.

Требования родителей независимо от их конкретного содержания, имеющего узкосемейное значение или глубокий общественный смысл,— один из центральных стержневых моментов, лежащих в основе взаимоотношений родителей и детей.

Существуют различные по характеру связи между требованиями родителей и особенностями взаимоотношений родителей и детей. Так, например, педагогически целесообразное требование способствует формированию такого типа отношения, при котором воспитывается активность и умение «тормозить» себя в нужный момент. Несоблюдение единой формы требований приводит нередко к формированию неустойчивого типа отношений. Суровому педантичному приказанию (требованиям-запретам) часто соответствует «авторитарное отношение», направленное на полное подчинение ребенка без учета его интересов, возрастных и индивидуальных особенностей. Каждый из названных видов зависимости характеризует соотношение двух диалектически взаимосвязанных сторон: уважения к личности воспитанника и требовательности к нему (педагогический принцип).

Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, организации определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Это прямой путь воздействия воспитателя на воспитанников. Он во многом зависит от косвенных воздействий на ребенка через личный пример родителей.

Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на нравственное воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и большого жизненного опыта, ребенок нередко копирует взрослых, подражает их действиям. Характер нравственных отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных жизненных ситуаций, тон и характер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом для его поведения.

Непосредственный опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения к людям, окружающему миру. По мере развития ребенка подражание приобретает все более осознанный характер, который определяется собственными его взглядами и суждениями. Так, например, в подростковом возрасте ребенок может уже критически оценивать действия родителей и не все принимать для себя как образец поведения или отношения к другим людям.

Сила воспитательного примера родителей определяется их авторитетом. Существует мнение, что не всегда родители могут быть авторитетными для детей, потому что некоторая категория родителей отстает от них в уровне образования. С этим нельзя безоговорочно согласиться. Если и допустить, что имеется подобная разница в культурно-образовательном уровне, то у детей в любом случае нет того богатого жизненного опыта, который имеется у родителей.

С точки зрения оценки общественной значимости личности важны все моменты, но особенно — отношение человека к другим людям и к труду. Отсюда критерием нравственного авторитета родителей прежде всего является их отношение к семье, детям, своей производственной и общественной работе. Справедливость, честность, сознание и чувство ответственности, долга, доброжелательность и уважение к людям — важнейшие нравственные качества, достойные примера. Поэтому каждый родитель может быть таким примером для своего ребенка, если он сам к этому стремится. Честная производственная и активная общественная деятельность, высоконравственное поведение в быту, дружеские, доверительные отношения с ребенком — основа их авторитета.

Существенной причиной ослабления авторитета некоторой части родителей является то, что они не учитывают особенностей развития детей, новизну складывающихся взаимоотношений с ребенком, чрезмерно опекают, продолжают по инерции придерживаться старых форм отношений. В других семьях, наоборот, не считаясь с возможностями ребенка, форсируют его развитие, подгоняют под стандарт взрослого.

Исследование причин конфликтных ситуаций между родителями и детьми выявило, что наиболее значительными из них являются: непонимание интересов детей, непризнание родителями их претензий на самостоятельность и взрослость, «муштра» в воспитании, деспотизм, навязывание своей воли и мнения без учета потребностей самих детей, несправедливая оценка их поведения, бестактное вмешательство в их внутренний мир, неуважение, недооценка возросшего самолюбия и чувства собственного достоинства. Названные причины, как правило, взаимосвязаны и выступают в конкретных случаях в совокупности, определяя неправильную воспитательную позицию родителей по отношению к ребенку.

Социологическое исследование 380 семей городских школьников, о котором говорилось выше, показало, что важное значение в нравственном формировании личности ребенка имеют педагогическая позиция родителей, отношение к воспитанию, а также личные качества родителей как воспитателей: тактичность, понимание и знание ребенка, справедливость, принципиальность и т. д. Отсутствие единства в воспитательных воздействиях на ребенка, нарушение педагогических принципов (уважения и требовательности), неумение владеть собой, грубость нередко приводят к возникновению неуравновешенности, упрямства и капризов у детей, к неправильному становлению и развитию их характера. Поэтому повышение педагогической культуры родителей является важнейшей предпосылкой совершенствования процесса нравственного воспитания детей в семье.

Таким образом, в зависимости от конкретных обстоятельств жизни семьи, характера взаимоотношений между родителями и детьми, складывающегося в процессе общения и совместной деятельности, особенностей семейного воспитания у детей формируются определенные привычные формы отношений к другим людям, труду, своим обязанностям, а также устойчивые способы действий (поведения и деятельности). Сравнительный анализ тенденций нравственного развития детей в разных группах семей свидетельствует о том, что характер взаимоотношения родителей и детей оказывает существенное влияние не только на формирование определенных нравственных качеств, но и в значительной мере определяет единство нравственного сознания и поведения ребенка.

Нравственное воспитание в школе.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. В решениях XXV съезда КПСС говорится, что коммунистическое воспитание предполагает постоянное совершенствование народного образования и профессиональной подготовки. Перед школой стоят ответственные задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к участию в труде, характер которого существенно изменяется в условиях научно-технической революции. Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определенную сумму знаний, но и овладевали умением самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Это требует приведения методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Социальное формирование подрастающего поколения, выработка у молодежи определенной нравственной позиции в жизни невозможны вне деятельности пионерской и комсомольской организаций. Постановление ЦК КПСС «О 50-летии Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина» (1972 г.); постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972 г.), «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (1973 г.), «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования» (1972 г.); «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (1973 г.), а также разработанный и введенный в действие «Устав средней общеобразовательной школы» (1970 г.) определяют программу развития в СССР народного образования, условия воспитания личности социалистического типа.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977 г.) указано на необходимость воспитывать школьников в духе коммунистической идейности, революционных, трудовых и боевых традиций советского народа, неуклонного соблюдения нравственных норм, бережного отношения к социалистической собственности и природе.

В школе нравственное воспитание осуществляется в тесной связи и взаимодействии с идейно-политическим и трудовым. На каждом возрастном этапе развития ребенка доминирует своя сторона воспитания (что ни в коем случае не означает — единственная). В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научаются следовать им в различных ситуациях (дома, в школе, на улице, в общественных местах).

При вступлении в пионеры, в ряды членов ВЛКСМ особое внимание уделяется идейно-политическому воспитанию. В старших классах доминирует трудовое воспитание. Именно в этот период школьники должны быть подготовлены к выбору трудового пути, у них должна быть воспитана готовность трудиться в сфере материального производства. В выборе профессии большую роль должны играть нравственные мотивы, понимание потребностей общества. При этом речь идет не об одностороннем развитии личности школьника, а о различных ее сторонах. Общая педагогическая задача состоит в том, чтобы социально-необходимые требования общества превратить во внутренние побудители поступков школьника.

Учебный процесс, производственная практика, внеклассная и внешкольная работа тесно связаны с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Изучение отечественной и зарубежной художественной литературы дает возможность формировать представление о нравственном идеале, о гуманизме и нравственной активности личности. Изучая в старших классах историю СССР, школьники познают закономерности процесса социалистического и коммунистического строительства. На историческом материале перед ними раскрываются замечательные качества пролетариата — его организованность, революционность, преданность идеалам коммунизма.

Учащиеся знакомятся с образами героев Октября, гражданской войны и довоенных пятилеток, героев второй мировой войны, участников движения за коммунистический труд, борцов за сохранение мира во всем мире.

В процессе правового воспитания школьники познают содержание Конституции СССР, гуманистическую направленность статей Основного Закона СССР, в котором нравственные нормы приобрели юридический статус (ст. 20, 60, 66 и др.).

Обществоведение дает знания об основных качествах и путях формирования личности социалистического типа. Воспитание нового человека рассматривается как свершение революции в сознании и поведении людей. Главным мерилом человеческого достоинства становятся служение социалистическому обществу, забота о его росте и процветании. Овладевая знаниями, школьники воспитываются на революционных, боевых и трудовых традициях партии и народа, в духе преданности коммунистическим идеалам.

Существенную роль в идейном и нравственном становлении личности советского школьника играет Ленинский зачет. Ставший важной частью коммунистического воспитания, он содействует усвоению старшеклассниками учения марксизма-ленинизма, соединению знаний с решением повседневных практических вопросов, является программой идейного и нравственного роста каждого члена школьного коллектива.

В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, в пионерском отряде и комсомольской группе, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных и подростковых классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа, в старших классах — систематический курс этики, диспуты на моральные темы. Программа этических бесед строится так, что в каждом классе изучаются одни и те же нравственные проблемы (о товариществе, дружбе, об отношении к труду и др.), но конкретное содержание их изменяется в связи с накоплением у детей знаний, опыта.

Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н. К. Крупская считала, что и в учебе, и в труде следует учиться работать коллективно. Для этого необходимо познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, лабораторных, практических, факультативных занятиях. Но надо, к сожалению, отметить, что в практике школ еще недостаточно используются такие формы работы.

Во взаимоотношениях школьников на уроке проявляются зачатки коллективного труда. Это прежде всего отношение каждого ученика к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими, взаимная поддержка и в то же время товарищеская требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы.

При одинаковых практических результатах (например, достижение высокой успеваемости, выполнение общественно полезных заданий и др.) в совместной деятельности могут возникать разные нравственные отношения: солидарности и взаимопомощи либо эгоизма и честолюбия. Характер взаимоотношений в процессе коллективной деятельности должен поэтому быть предметом постоянного и пристального внимания со стороны педагогов и воспитателей.

Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношение школьников к учению и своим товарищам, у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития. Успеваемость часто зависит не только от знаний и умений, не только от интеллектуальных возможностей, но и от чувства собственного достоинства. Поэтому работу с запущенными в учебном отношении школьниками следует начинать не столько с объяснения ему того, что он не знает, сколько с воспитания у него уверенности в себе. Если школьник это почувствует, работа с ним будет гораздо легче и эффективнее.

Формирование нравственного опыта школьников не, может быть ограничено только их учебной деятельностью, Становление и развитие социалистической личности предполагает ее активное участие в общественно полезном труде. Школьники приобщаются к самообслуживанию, которое важно не столько с точки зрения прямого материального результата, сколько в воспитательном плане. Посильный труд советских ребят вливается в труд страны: школьники участвуют в охране природы, помогают в уборке урожая и т. д. В посильном труде на благо Родины у них воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию. Трудовое воспитание в широком плане, как средство морального воспитания, предполагает целенаправленную организацию всех видов трудовой практики учащихся. Включаясь в общественно полезный труд, школьники испытывают на себе нравственное и идейное влияние жизни трудовых коллективов, их социальных отношений, моральный климат социалистического производства.

Советская школа располагает богатыми возможностями для организации самых разнообразных и интересных форм по трудовому воспитанию: ученические производственные бригады, школьные лесничества, лагеря труда и отдыха и т. д. Учащиеся активно занимаются кролиководством, птицеводством, заготовкой кормов и лечебных трав, озеленением городов и поселков, участвуют в уборке урожая. Например, в Алтайском крае в 1243 школах созданы трудовые объединения учащихся: 413 лагерей труда и отдыха, 391 ремонтно-строительная бригада, 521 ученическая производственная, 140 школьных лесничеств, 450 «малых тимирязевок», 60 бригад по уходу за дендросадами. Только в 1973 г. ученические бригады собрали 1235 тыс. пудов пшеницы, 2550 т сахарной свеклы и 2 тыс. т картофеля

С приходом лета начинается пятая трудовая четверть советских школьников. Каждый день общественно полезная деятельность учащейся молодежи открывает реальные педагогические возможности для формирования у них не только профессиональных интересов и навыков, но, что особенно важно, и сознания организованности и дисциплины, чувства ответственности за успехи общего дела.

В ходе включения в активную трудовую деятельность встречаются определенные трудности. Остается пока еще не полностью решенной очень важная проблема — проблема производительного труда учащихся. Уже имеется сложившийся положительный опыт: организация учебных цехов, Учебно-производственных комбинатов и хозяйств, школьных заводов. Включение школьников в производительный труд требует и массового выпуска инструментов, приспособлений, механизмов, станков и машин, отвечающих возрастным особенностям учащихся и техническому уровню современного производства (промышленного и сельскохозяйственного). Это дает существенные воспитательные результаты: у учащихся воспитывается уважение и любовь к труду; положительно решаются вопросы их профессиональной ориентации; школьник обретает чувство самостоятельности; на трудовом поприще он видит возможность применить свои знания, навыки.

Характерной особенностью организации школьного нравственного воспитания в настоящее время является осуществление его в соответствии с научно разработанной программой, в которой предусматривается реализация принципа преемственности. Свое воплощение эта программа нашла в «Примерном содержании воспитания школьников», где раскрыты задачи, сущность воспитания, в том числе и нравственного, виды деятельности, в которые должны быть включены все школьники.

Моральные требования сформулированы и в других документах, которые обращены непосредственно к самим школьникам, пионерам и комсомольцам. Это правила учащихся, правила октябрят, законы пионеров Советского Союза, Устав ВЛКСМ. Они содержат нормы, связанные с отношением к Родине, долгу, общественным обязанностям, учению, труду, принципы коллективизма и солидарности, честности и гуманности.

Формирование нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации (естественные или специальные), в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. В такой ситуации с необходимостью складываются определенные отношения между учащимися, проявляются моральные противоречия, которые требуют своего разрешения. Возникающая в этих условиях реальная задача в общем виде может быть представлена как альтернатива (например, «помочь или не помочь товарищу», «помочь бескорыстно или за награду», «сказать правду или промолчать» и др.).

Сами ситуации естественно включаются в повседневную жизнь школьников, поскольку они непосредственно связаны с их интересами и потребностями, составляют суть их обычных отношений с другими людьми, их отношений к выполнению своих обязанностей, их моральных оценок и самооценок. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношении школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. Решающим является здесь духовный заряд, от которого в конечном счете зависит атмосфера школьного коллектива, стиль воспитательной работы.

В школьной практике, однако, не всегда в полной мере продумывается и учитывается нравственный результат организуемой деятельности школьников. Например, педагогически не осмысленное применение соревнования в школе порой затрудняет воспитание учащихся. В школьном коллективе (когда только происходит становление личности человека) соревнование может давать в нравственном отношении не только положительные результаты (желание достичь честным путем высоких результатов, развитие товарищеской взаимопомощи, ответственность за общее дело), но и отрицательные: разъединять ребят, пробуждать обиду, зависть, злость, тщеславие. Если соревнование организуется неумело, то в нем на первый план выступают не столько интересы самого дела, сколько желание получить первое место и полагающуюся за это награду. Таким образом, может происходить подмена идейно-воспитательного мотива полезной деятельности мотивом выигрыша.

Можно наблюдать такие примеры. Ребята скорее склонны помочь «чужой» бабушке, нежели своей, так как в первом случае этот хороший поступок будет зачтен в соревновании, а во втором — нет. Желая получить побольше очков в соревновании по сбору металлолома, школьники сдают Пригодные материалы и вещи. Следовательно, соревнование в школе, имея в виду именно нравственные результаты, должно необходимым образом корректироваться.

Учитывая природу и механизм действия соревнования, виды воспитательной работы могут быть условно разделены на три группы: соревнования желательны и необходимы (в труде, в спортивных состязаниях, в смотрах, конкурсах и др.); возможны, но это не значит, что они всегда нужны (озеленение школы, устройство концертов, участие в посильном производственном труде и др.); соревнования недопустимы, когда они проходят при неравных возможностях, связанных с личностными качествами и способностями.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие учащихся, является целенаправленное формирование отношений в школьном коллективе. Поэтому одновременно с отбором содержания, методов и форм воспитательной работы перед педагогом всегда стоит задача организации нравственных отношений воспитанников.

Успех педагогической деятельности по нравственному воспитанию в значительной степени зависит от характера отношений учителя и учащихся. Ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственность, отношение к другим людям не имеют такого решающего значения, как в профессии педагога. Учитель знающий, но несправедливый может вызвать у ребенка нелюбовь к школе, нежелание ее посещать.

Особенность профессии учителя состоит в том, что его работа, его слова и поступки на виду у школьников. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: с родителями, с товарищами-учителями, с директором, с учениками. Как он относится к отличникам и неуспевающим; выполняет ли свои обещания или нет; может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности. Отношение учителя к школьникам выступает как реальный нравственный идеал, но образцу которого строятся и все другие отношения.

Опрос подростков и старшеклассников показывает, что они высоко ценят нравственные качества учителя, которые проявляются в его отношении к школьникам. «Учащимися 5—8-х классов среди качеств лучшего учителя выделены были такие: много знает — 76 %, интересно, от души объясняет — 69; при объяснении видит, кто не понимает, И спешит оказать помощь — 61; трудолюбивый — 73; добрый, справедливый—72; с веселым характером—61; не жалуется родителям—58; чуткий и внимательный —74; во время перемен с нами — 38%»- Старшеклассники среди качеств личности хорошего учителя называют: «высокая культура, эрудиция и знание предмета—72%, добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей — 69 % ; принципиальность, требовательность по отношению к учащимся, товарищам по работе — 71 % 5 требовательность к себе — 63% ; чуткость, внимательность, такт—64%…».

Нередко можно видеть, как школы, работающие в схожих условиях, с примерно одинаковым контингентом учащихся и педагогических кадров, пользующихся одним и тем же содержанием, методами и организационными формами работы, достигают разной степени эффективности нравственного воспитания школьников. Исследования показывают, что причина этого явления связана с характером взаимоотношений учителей и учащихся.

Были взяты две школы, которые являлись схожими по контингенту учащихся, составу и уровню профессиональной подготовки педагогических кадров, содержанию воспитательной работы, но отличались по сложившемуся характеру взаимоотношений в общешкольном коллективе. Впервой школе заметно было стремление педагогов в первую очередь наладить правильные и искренние отношения с учащимися, установить эмоциональный контакт, тем самым создавалась непринужденная атмосфера общения. Учащиеся на уроках, переменах, праздниках, разнообразных внеурочных занятиях чувствовали себя свободно, ощущалась обстановка бодрости, подтянутости, приветливости и готовности к полезным действиям. Другая школа, как и первая, также отличалась внешним порядком, дисциплинированностью учащихся. Их подтянутость особенно была заметна в присутствии учителя. Однако в отношениях взрослых к детям бросалась в глаза строгая официальность. Учителя предпочитали быть на «расстоянии» с учащимися, что, по их мнению, сохраняло авторитет взрослого. Самостоятельность действий и деятельности детей сильно ограничивалась.

Для определения эффективности нравственного воспитания были выделены следующие показатели: внешний порядок в школе, успеваемость, проявление инициативности учащихся, благополучность эмоционального состояния школьников.

По первым двум показателям обе школы достигли одинаковых результатов, по двум последним — заметно отличались. В первой школе инициативность учащихся была более высокой: 69% учащихся 7—8-х классов выступили инициаторами организации разнообразных видов общественно полезной и трудовой деятельности. Во второй школе таких учащихся было 37%. Стиль работы педагогического коллектива первой школы создает более благоприятные условия для развития активности, самостоятельности каждого воспитанника, чем стиль другой, который сковывает инициативу детей. Оказалось, что в первой школе 12% учащихся не изъявили желания участвовать во внеклассной деятельности, а во второй — 25%. В первой школе 65 % новичков оценили свое положение в коллективе как состояние эмоционального благополучия, во второй школе таких детей было 37%. Правильные, основанные на взаимопонимании и доверии отношения педагогов и учащихся утверждают нравственную атмосферу в школе и эффективно влияют на развитие детей.

Проблема критериев нравственного воспитания школьников является одной из самых актуальных и сложных для современной педагогики. Надо отметить, что исследователями и практиками уже накоплены значительные эмпирические материалы, характеризующие показатели отдельных нравственных качеств, отношений, поведения, сознания школьников разных возрастных групп. При этом выдвигаются различные показатели развития. При анализе работы отдельных педагогов внимание уделяется характеристике содержания, ее идейности, доступности возрасту и т. д. При сравнении работы школ часто используются общие критерии: количество проведенных воспитательных мероприятий, их красочность и охват детей, результаты труда школьников. Значение этих показателей безусловно, но при этом надо понимать, что главные, существенные итоги воспитательной работы лежат в самом ребенке, в его нравственном облике.

Развитие в каждый отдельный момент можно рассматривать и как уровень воспитанности, и как результат предшествующей воспитательной работы. Оно проявляется в совершенствовании отношений школьника к людям, взрослым и сверстникам, к коллективу, к труду, к самому себе. Эти отношения проявляются в поступках, сознании, чувствах и представлениях ребенка. Поэтому эффективность воспитательной работы можно определить лишь при условии внимательного наблюдения за развитием школьников.

Совместная работа школы, семьи и общественности в нравственном воспитании детей и молодежи.

Единство воспитывающего влияния учителей, вожатых, сотрудников школы, родителей и представителей общественности на учащихся — одно из главных требований к организации процесса нравственного воспитания. Оно вытекает из интересов государства и народа, каждой семьи и общества в целом.

Каждый канал нравственного воспитания молодежи имеет свои специфические условия и возможности. Семья, так же как и школа, формирует гражданские, идейно-нравственные качества личности, готовит детей к самостоятельному труду и выбору профессии, руководствуясь общественными целями воспитания. Но различный уровень образования, общей и педагогической культуры родителей, разнообразие их общественных запросов и стремлений, своеобразие взглядов на воспитание детей, обусловленное жизненным опытом, привычками, наклонностями, убеждениями, выработанными в процессе собственного развития и воспитания, определяют в совокупности специфичность условий воспитания в семье по сравнению со школой.

Семья является таким воспитательным коллективом, в котором процесс целенаправленного воспитания (преднамеренного обучения и руководства) организован значительно меньше, чем в школе. В семье ребенок слабее ощущает себя объектом открытых воспитательных воздействий и активнее утверждается как субъект самостоятельной жизнедеятельности. Главное преимущество родителей с педагогической точки зрения состоит в том, что их воздействие всегда обращено непосредственно к ребенку, т. е. носит индивидуальный характер. Родители могут лучше понять сына или дочь и учесть его нравственно-психологические особенности. Но в то же время воспитательные возможности родителей, особенно в малодетной семье, ограниченны, так как не подкрепляются параллельным действием организованного детского коллектива, как это можно наблюдать в школе или многодетной семье.

Родители имеют преимущество и в использовании самых различных жизненных ситуаций с целью нравственного воспитания. Эти ситуации охватывают многие стороны жизни и деятельности ребенка, которые или не имеют места в школьной жизни, или затрагивают ребенка очень слабо. Например, ситуации, в которых подросток может проявлять свою взрослость, сделать нравственный выбор, самостоятельно решить какой-либо трудный жизненный вопрос, важный для него и семьи. Такого рода ситуации активно содействуют приобщению подростка к осознанию им личных и общественных ценностей, формированию интимных чувств и отношений, т. е. способствуют развитию его внутренного мира.

Успешность нравственного формирования школьника во многом зависит от умения учителя работать с родителями. Формы и методы работы школы с родителями различные: собрания, беседы, консультации, специально организованное педагогическое просвещение; включение родителей в качестве помощников в воспитательный процесс. Огромное значение имеют отношения, которые складываются между учителем и родителями школьников. Ведущую роль в этих отношениях играет педагог. Для него воспитание является профессиональной деятельностью. Он владеет арсеналом воспитательных средств, которые умело использует в различных педагогических ситуациях.

Учитель информирует родителей о поступках ребенка: его успехах и неудачах, отношении к своим обязанностям и т. д. Взаимопонимание с родителями во многом достигается тем, насколько учитель соблюдает меру в положительных и отрицательных оценках. Поэтому педагогу следует оценивать конкретный поступок школьника, а не личность ребенка в целом, вместе с родителями находить пути улучшения или исправления создавшегося положения.

Средства массовой информации, которые оказывают влияние на детей вне школы, требуют педагогического руководства восприятием передаваемого ими материала. Мало того, что учитель должен знать содержание радио- и телепередач, он должен научить детей правильно использовать этот канал получения знаний.

В работу со школьниками включаются производственные и воинские коллективы, студенты, члены творческих союзов, отдельные общественники. Они помогают педагогически целесообразно организовать свободное от школьных знаний время ребят. Их деятельность является не дублированием, а продолжением воспитательных усилий школы. По месту жительства учащихся под руководством школы организуются детские клубы по интересам, создаются разнообразные отряды, обеспечивающие шефство старших над младшими, спортивные секции, походы выходного дня.

Шефская функция трудовых коллективов заключается в том, что они включают в свою производственную и общественную деятельность работу со школьниками, активно передают им свой нравственный опыт, отношение к труду.

Школа организует в своем микрорайоне педагогический всеобуч для всех работающих с детьми, выступает в роли организующей, объединяющей силы, которая обеспечивает целенаправленность процесса воспитания не только в своих стенах, но и вне их.





Комментарий к статье