X

РОЛЬ НАУКИ И НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ

Роль науки в нравственном воспитании сказывается прежде всего через соотношение ее с нравственностью, через влияние ее на моральные взгляды и представления.

Марксистская философия, обобщая общественно-историческую практику людей, отмечает большое влияние науки на нравственное развитие людей. Велика роль в особенности тех наук, которые имеют прямой выход на нравственное воспитание (этика, педагогика, социальная психология и др). Их влияние обусловлено прежде всего существующей социально-экономической системой общества: чем прогрессивнее они, тем значительнее положительное воздействие науки на нравственность общества.

Общество, основанное на частной собственности на орудия и средства производства, не может создать гармоничных отношений между наукой и нравственностью. Эту сторону дела в свое время тонко подметил Ж,-Ж. Руссо. В знаменитом рассуждении на тему, предложенную Дижонской академией (1750 г.), «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» ученый писал, что науки, письменность — враги морали, что по мере развития науки и искусства человек теряет свои положительные нравственные качества, превращаясь в искусственного человека, имеющего все те пороки, которые встречаются в современном обществе: леность, жадность, воровство и т. д. Руссо, правильно подметив сложную, противоречивую связь между наукой и нравственностью в современном ему обществе, сделал, однако, неверный вывод, объявив ответственной за упадок нравственности науку вообще.

Связь между научными знаниями и нравственностью людей выступает как тенденция, изменяющаяся в зависимости от конкретно-исторических условий. Суть ее, например, состоит во всевозрастающем и расширяющемся влиянии науки на нравственность общества, на нравственное воспитание людей.

Развитие духовной жизни развитого социалистического общества немыслимо без постоянного влияния науки на все формы общественного сознания и практической деятельности человека.

Воздействие науки на нравственное развитие людей осуществляется по ряду каналов. Наиболее важным из них выступают «наука — производство — человек» и «наука — образование — человек». Разделение это чисто условное, ибо в действительности образование, обучение и производственная деятельность всегда тесно связаны между собой.

Влияя на производство, наука вызывает потребность в общекультурном, профессиональном, научно-техническом и теоретическом росте человека. Чем больше знает человек, тем шире и богаче он информирован о действительности. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества способствует превращению труда в первую жизненную потребность людей, помогает в конечном счете воспитывать величайшую моральную ценность общества — коммунистическое отношение к труду, активную жизненную позицию. Рост производительности труда ведет к сокращению рабочего времени и увеличению свободного для всестороннего совершенствования личности. Решающая роль в активном, целесообразном его освоении принадлежит самому человеку, его внутренней потребности к постоянному совершенствованию, в том числе и нравственному.

Непосредственное влияние науки на нравственное развитие осуществляется по линии «наука — образование — человек». Образование выступает орудием усвоения знаний, помогает человеку формировать научное мировоззрение, умение и навыки трудовой и общественной деятельности. Однако получение знаний не самоцель, а средство успешного включения человека в активную общественную жизнь. Советская школа способствует максимальному раскрытию всех внутренних потенций человека, помогает каждому успешно включиться в общественный процесс. Вместе с тем в практике школьного и вузовского обучения имеется еще немало трудностей и недостатков: стремление дать как можно больше знаний автоматически еще не делает учащихся, студентов добрыми, честными, искренними и т. п., т. е. нравственно воспитанными.

Ежедневно человек «потребляет» огромное количество информации. Здесь могут сложиться следующие ситуации. Первая: индивид, воспринимая множество различных, не связанных друг с другом сведений, не умеет отделить главное от неглавного, находится на поверхности знания. Такое усвоение материала оказывает незначительное влияние на духовно-нравственный мир человека. Вторая ситуация: человек воспринимает научную информацию не пассивно, а избирательно, используя принцип отбора. Полученные знания у такого человека являются рабочим инструментом, помогают ему в профессиональной, общественной и личной сферах. И чем выше общеобразовательная подготовка человека, тем выше его избирательность в отношении научной информации и, наоборот, чем ниже, тем больше «всеядность» восприятия. Человек, получая научную информацию, подвергает ее, как правило, «коррекции».

В условиях современной научно-технической революции возрастает роль естественных и технических наук: специально не рассматривая проблем нравственного воспитания, они тем не менее способствуют их решению путем формирования научного взгляда на мир. Расширяя знания человека об окружающем мире, они углубляют научное понимание мира и самого человека. Естественные и общественные науки, например, вырабатывают у человека четкость и строгость мышления, принципиальность, воспитывают нравственную ответственность за жизнь на земле.

Отдавая должное естественным наукам, важно отметить роль общественных наук в формировании нравственной личности. XXV съезд КПСС отметил успехи в развитии общественных наук и определил те огромные задачи, которые стоят перед ними в деле коммунистического строительства, в том числе и в воспитании нового человека.

В рамках взаимодействия науки и нравственности можно выделить и такой важный аспект данной проблемы, как влияние научной деятельности на моральный облик тех, кто посвятил свою жизнь служению науке. Научная деятельность, освященная великой целью служения обществу, прогрессу человечества, всегда связана с людьми высокой морали. Прекрасным образцом подобной великой научной и нравственной деятельности является жизнь вождей рабочего класса К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Аксиомой своей жизни они считали служение народу, делу освобождения трудящихся всех стран от гнета и эксплуатации, они избрали жизнь трудную, но зато полную горения, борьбы, постоянного преодолев ния трудностей ради человечества.

Весной 1867 г. К. Маркс писал: «Я смеюсь над так называемыми «практичными» людьми и их премудростью. Если хочешь быть скотом, можно, конечно, повернуться спиной к мукам человечества и заботиться о своей собственной шкуре» В этих замечательных словах К. Маркса выражено моральное кредо учителей рабочего класса, безграничная любовь к людям, величайшая самоотверженность. Пройдут века, но никогда не умрет великое дело, которому они посвятили свою жизнь.

Подлинные ученые — это высоконравственные люди не только в науке, но и в жизни. И не правы те, кто думает, что ученые, углубленные в свои исследования, становятся равнодушными ко всему, кроме науки. Лучшим опровержением этого является жизнь и деятельность таких ученых, как Ж. Кюри, С. Королев, И. Курчатов. Так, И. В. Курчатов часто повторял: «Я солдат!» Иногда ему товарищи но работе говорили, что он не бережет здоровье, он отвечал: «Не та задача, чтобы беречь себя! Если бы жил второй раз, то заставил бы всех еще быстрее крутиться!».

Образ ученого и его моральный облик нашел отражение в художественной литературе. Д. Гранин в образе академика Данкевича (роман «Искатели»), для которого нет расхождений между истиной научной, нравственной и гражданской, воплотил пример нравственной убежденности, твердости характера, целеустремленности, преданности делу науки, образец подлинного служения науке и Родине.

Связь науки с производством, с политическими, социально-экономическими сторонами общественной жизни обусловливает важную роль ученого в обществе, его возрастающую моральную ответственность перед ним. Бурное развитие науки поставило вопрос о том, насколько морально оправданным является проведение тех или иных научных исследований, другими словами, все ли научные исследования с точки зрения морали дозволены? Ответ на этот вопрос может быть один: морально оправданы только те научные исследования, которые не направлены против человека и человечества.

Выращивание в искусственных условиях человеческих эмбрионов, методы генетической инженерии в целях «улучшения человеческого рода», эксперименты по «модификации поведения» людей и многое другое поднимает вопрос об этической дозволенности подобных исследований. Если, например, наука еще не решила вопроса о строгом определении момента смерти человека, то справедливо считается, что пересадка органов (особенно сердца) во многих случаях с точки зрения морали антигуманна, безнравственна. Особые опасения и нравственное осуждение мировой общественности вызывают эксперименты тех ученых империалистических стран, которые ведут сегодня поиски по созданию новых видов оружия массового уничтожения людей.

Развитие современной науки, как никогда, требует расширения нравственного контроля со стороны общества, повышения моральной ответственности ученых за последствия их научной деятельности, за «дозволенность» проводимых ими экспериментов. Явления не только социальной, но также и научной деятельности людей должны подвергаться моральным оценкам, если они так или иначе затрагивают интересы человека. В этом находит отражение одна из сторон нравственного прогресса общества.

Итак, влияние науки на нравственное развитие людей многопланово, оно затрагивает прямо или опосредствованно разные сферы человеческой деятельности, в том числе и научную. В свою очередь от нравственной зрелости людей, и прежде всего ученых, их морально-политической убежденности, от развитости у них чувства моральной ответственности перед обществом зависит само развитие науки, ее успехи и достижения.

Влияние науки на нравственное развитие личности в наиболее концентрированной форме осуществляется через научное мировоззрение. Развиваясь под воздействием естествознания и обществознания, оно составляет идейную основу нравственности, моральных оценок явлений действительности, поведения людей.

Взаимосвязь мировоззрения и нравственности проявляется в следующем. Во-первых, в том, что мировоззренческие принципы выступают в качестве руководящих идей тех или иных этических систем. Идеи о природе мира, о взаимоотношении мира и человека являются ведущими для определения содержания категорий морали, отражающих нравственные ценности людей. Марксизм-ленинизм выступает в качестве идейной ос—новы коммунистической морали: общефилософские и общесоциологические принципы получают конкретизацию в нормах, принципах, категориях коммунистической морали.

Во-вторых, основные, главные, принципиальные положения тех или иных этических систем, массового морального сознания в той или иной форме входят п мировоззрение как его необходимый компонент и, взаимодействуя с идеями, входящими в его структуру, оказывают на него свое влияние. Изучение нравственного сознания углубляет мировоззрение. С изучением сознания социалистического общества, практики работы партийных организаций и советских органов по нравственному Боепитанию трудящихся происходит дальнейшее развитие марксистско-ленинской теории.

Мировоззрение и моральное сознание неразрывны: тот или иной тип мировоззрения обусловливает соответствующий тип морального сознания. Когда у человека еще прочно не сформировалось марксистско-ленинское мировоззрение, не стало ориентиром его деятельности и поведения, то это может привести к отступлению от требований коммунистической нравственности. «К сожалению, еще встречаются люди, которые знают нашу политику и наши принципы, но не всегда следуют им на практике, не ведут борьбы за их осуществление, примиренчески относятся к нарушениям норм социалистического общежития. Разрыв между словом и делом, в каких бы формах он ни выражался, наносит ущерб и хозяйственному строительству, но особенно — нравственному воспитанию».

Научное мировоззрение выступает идейной основой развития нравственности и развертывания нравственного воспитания, оно обосновывает объективный подход к нравственному сознанию, к морали. Марксистско-ленинская философия является методологической основой познания явлений, относящихся к области нравственности.

Научный подход к нравственному воспитанию, сложившийся в современных условиях в деятельности идеологических учреждений, вытекает из самой сути научного мировоззрения и предполагает строгий учет реального уровня идеологического процесса, особенности объекта идеологического воздействия, специфику взаимодействия различных форм и средств коммунистического воспитания трудящихся.

Формирование научного мировоззрения у всех советских людей и воспитание у них коммунистической морали — две тесно связанные между собой стороны идеологической работы партийных организаций, где первая решает и целый ряд задач второй: только на основе научного мировоззрения можно решить вопрос о критериях морального поступка, о моральных ценностях и т. д. Научное мировоззрение позволяет понять природу нравственности, закономерности ее изменения, механизм взаимодействия с различными областями общества. Воспитание коммунистической морали в свою очередь обеспечивает решение целого ряда мировоззренческих проблем, способствует более глубокому пониманию гуманизма коммунистической идеологии, ее великой преобразующей роли.

admin: