Предмет психологии
Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем — поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.
В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда.
В первом из них предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.
Рассмотрим первый подход к предмету психологии (рис. 1.3).
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл. 1.1.
Вид психических процессов | С какими психическими явлениями связаны | Примеры |
Познавательные психологические процессы | Связаны с восприятием и переработкой информации | Ощущение, восприятие, представление, внимание, речь, мышление |
Эмоциональные психологические процессы | Связаны с отношением человека к себе и окружающему миру | Эмоции, чувства, настроение, аффекты, переживания |
Волевые психологические процессы | Связаны с направленностью деятельности человека, с определением его целей, принятием решений и преодолением препятствий | Волевой акт, принятие решения, напряжение воли |
Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем — на внутренние и внешние (рис. 1.4).
На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис. 1.5).
О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры:
- такое групповое психическое состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков;
- другое психическое состояние — конфликт — может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений.
Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.
Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации.
Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода — психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.
Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования — то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.
Согласно второму подходу предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6).
К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой.
Примером психического закона является закон Вебера — Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».
Рис. 1.7. Пример оптической иллюзии
Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка — скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.
Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.
Психика — предмет психологии. Получение знание о психике делится на этапы их-за ограничений познавательных возможностей человека.
Понятие отражения не отработало. Введено понятие когерентирования, сопоставления,COPE Рорти. Психика = биологический инструмент сопоставления.