Психология как наука и как система житейских знаний
Обратите внимание на то, что под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и различия. Сходство состоит в том, что обе эти сферы изучают одно и то же — психику человека, но различия между ними весьма значительны (табл. 1.2).
| Житейские психологические знания | Научные психологические знания |
| Знания опираются на конкретные факты, обобщения нередко неправомерны | Знания опираются на многочисленные факты и затем обобщаются |
| Информация может быть ложной и не подвергается обязательной проверке | Знания обязательно проверяются на истинность |
| Интуитивный характер знаний | Знания рациональны, осознанны и обоснованы |
| Передача знаний затруднена или искажена | Знания накапливаются и передаются в классифицированном и точном виде |
| Основной источник знаний — наблюдение | Источники знаний — эксперимент, тестирование, беседа и наблюдение |
| Объем знаний мало меняется со временем | Знания постоянно расширяются |
Тем не менее между житейскими и научными знаниями есть определенное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках.
| Житейские знания | Научные знания |
| «Война — зло, но только на ней мужчины узнают, чего они стоят»
(Сомалийская поговорка) |
«Психологические качества личности наиболее полно раскрываются в экстремальных ситуациях».
(Вывод наблюдений и экспериментов военных психологов) |

Психика — предмет психологии. Получение знание о психике делится на этапы их-за ограничений познавательных возможностей человека.
Понятие отражения не отработало. Введено понятие когерентирования, сопоставления,COPE Рорти. Психика = биологический инструмент сопоставления.