ФИЛОГЕНЕЗ ПСИХИКИ
Понятие филогенез означает историческое развитие чего-либо в процессе эволюции. Развитие психики животных и человека шло параллельно развитию и усложнению их нервной системы. В порядке усложнения реакции организмов на внешние воздействия можно расположить в ряду:
- безусловные рефлексы;
- инстинкты;
- условные рефлексы 1 рода (классические «павловские»);
- условные рефлексы 2 рода (инструментальные);
- рассудочная деятельность (интеллектуальные действия);
- разум, сознание, мышление.
Психологи выделяют две формы психического отражения, одна из них проявляется в чувственных образах, «напрямую» отражающих внешний мир, а другая — в виде отвлеченных абстрактных понятий, фиксирующих только наиболее существенные стороны объекта (рис. 2.1).
Психика и психические явления формировались в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле и естественного отбора. Этот длительный процесс можно разбить на несколько основных этапов (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
№ | Название этапа развития психики | У каких организмов впервые отмечается | Основное содержание этапа |
1 | Развитие сенсорных процессов животных | Начиная с кишечнополостных животных и червей |
|
2 | Развитие перцептивных процессов животных | Высшие моллюски, насекомые, позвоночные животные |
|
3 | Развитие интеллектуальных действий животных (рассудочная деятельность) | У млекопитающих и ряда птиц |
|
4 | Развитие сознания человека | Начиная с древнейших людей — Homo habilis — «Человека умелого» |
|
Развитие самосознания человека | Начиная с современного человека — Homo sapiens — «Человека разумного» |
|
ОТ РАССУДОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ К СОЗНАНИЮ ЧЕЛОВЕКА
В эволюции психики важную роль играют инструментальные рефлексы, служащие переходным этапом между рефлекторной и рассудочной деятельностью. Они реализуются через двигательную активность, которая может подкрепляться неким «вознаграждением», помогающим реализовать актуальную потребность.
Например, орел в дикой природе обучается поднимать черепаху в воздух и разбивать ее о камни, обезьяны могут использовать палки для добычи фруктов и т. д. В подобных случаях деятельность осуществляется путем «проб и ошибок», а те движения, которые способствуют удовлетворению потребности, затем закрепляются и повторяются.
Рассудочная деятельность представляет собой более совершенную форму инструментальных рефлексов, так как новое действие может возникнуть не только путем многократных проб, но и спонтанно, в виде «инсайта» (внезапного озарения).
Однако в отличие от разумной деятельности человека животные остаются в рамках первой сигнальной системы и не способны оперировать обобщенными и абстрактными понятиями. Особенно наглядно это отличие показал И.П. Павлов в опытах на высших приматах. Обезьяна, обученная гасить огонь водой из бака (чтобы достать банан), не могла «догадаться», что для этой цели также подходит вода из расположенного рядом водоема (рис. 2.2).
ОНТОГЕНЕЗ ПСИХИКИ
Онтогенез — индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).
А. Н. Леонтьев выделяет семь этапов (стадий) развития психики ребенка:
- новорожденный (от рождения до 1-2 месяцев);
- ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев);
- поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев);
- преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
- дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
- младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет);
- подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет).
Опираясь на классификацию А. Н. Леонтьева, можно выделить 10 этапов онтогенеза психики человека (табл. 2.2).
Таблица 2.2.
Название этапа развития психики | Возраст | Основное содержание этапа |
Пренатальный период | От 3 мес.
С момента зачатия до рождения ребенка |
Психика человека формируется одновременно с развитием нервной системы, а значит — задолго до рождения. Начиная с возраста 12-16 недель, в коре больших полушарий ребенка уже регистрируются электрические сигналы — ответ на внешние раздражители.
В возрасте нескольких месяцев от зачатия у плода человека уже формируются определенные ощущения — осязательные, температурные, слуховые и некоторые другие |
Период новорожденного | От рождения до 1 мес. | Отмечаются зрительные и слуховые ощущения, ощущения положения тела в пространстве, обонятельные, кожные и вкусовые ощущения, а также многие элементарные рефлексы. Образ жизни новорожденного мало чем отличается от его образа жизни во внутриутробный период (поза, сон). Высокого развития достигают кожные ощущения со стороны щек, губ, рта. Зрительное восприятие форм вначале отсутствует, ребенок реагирует лишь на крупные или яркие движущиеся предметы. Одновременно с этим происходит развитие ориентировочных реакций (затихание на звук — шепот матери). В 3-4 недели у ребенка появляется оживление в присутствии человека |
Ранний младенческий период | От 1 до 6 мес. | На этом этапе ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. От 2 до 6 месяцев начинаются попытки схватить предмет или ощупать предмет с одновременной зрительной фиксацией на нем (формирование зрительно-осязательных связей). Главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия |
Поздний младенческий период | От 6 до 12 мес. | Происходит изменение отношения ребенка с окружающим миром на основе предметного общения. На этом этапе происходит осмысление явлений и предметов внешнего мира и появление первых признаков речи, выработка специфически человеческих двигательных операций с предметами; овладение самостоятельной ходьбой |
Преддошкольный период | От 1 до 3 лет | Основными особенностями являются интенсивное развитие сознания и речи, овладение присущим человеку отношением к окружающим предметам, подражание поведению взрослых и формирование основных функций мышления |
Дошкольный период | От 3 до 7 лет | Главное отличие этого периода — наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей.
В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что слышит и видит. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. Поэтому последняя способствует овладению социальными взаимоотношениями мира. Другая особенность этой стадии — процесс формирования личности ребенка (закладываются основные черты характера, освоение основных правил и норм поведения) |
Младший школьный период | От 7 до 11-12 лет | Все изменения на этой стадии связаны с учебой. Основное — умственное развитие ребенка, его мышления, личности (замена детских интересов учебными). На завершающей стадии данного этапа происходит гендерная специализация — разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Появляется первый опыт адаптации в коллективе |
Подростковый период | От 13-14 до 17-18 лет | Завершение ориентации ребенка на определенные виды поведения в зависимости от пола (гендерная специализация). Стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности. Дальнейшее развитие познавательных и психических процессов. Ориентация на взрослую жизнь. Завершается половая идентификация подростка |
Акмеологический период | От 18 до 65-80 лет | Завершение соматического развития человека и стабилизация его психических функций, окончательное формирование его личности |
Период геронтогенеза (старости) | От 65-80 до 120-150 лет | Постепенное ослабление его памяти, снижение продуктивности мышления, нарушение психомоторики и т. д. |