Представление о памяти с точки зрения различных психологических школ
Различные направления психологии внесли свой вклад в понимание процессов памяти. Эти закономерности представлены в табл. 8.3.
Таблица 8.3.
Направление психологии | Обнаруженные закономерности |
Гештальтпсихология | Б. В. Зейгарник показала, что если испытуемому предложить ряд заданий, часть из которых он завершит, а часть — нет, то он в два раза больше вспомнит незавершенных заданий, нежели завершенных.
При запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, который находится на краях списка («эффект края») |
Психоанализ | Хорошо запоминаются эмоционально позитивные события, а негативные события «вытесняются» в подсознание и на сознательном уровне воспроизводятся хуже.
Значительное влияние на процесс запоминания оказывают эмоции, которые сопровождают данное событие |
Бихевиоризм | Важная роль подкрепления при запоминании |
Психология деятельности | Лучше запоминаются те события, в которых принимал активное участие испытуемый, чем те, в которых он был сторонним наблюдателем |
Особое внимание процессам памяти уделяет когнитивная психология, в центре интересов которой лежат все познавательные процессы. В когнитивной психологии память рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации у человека. При этом используется метафора «компьютера» — сложного устройства, предназначенного для обработки информации, и состоящего из ряда составных блоков (центрального процессора, блока оперативной и долговременной памяти и т. д.). Важнейшей задачей, стоящей перед психологами сегодня, является понимание того, как информация, полученная человеком из эпизодической памяти, превращается в базовые знания.
С точки зрения когнитивной психологии сенсорная информация сначала перерабатывается в периферических видах памяти, затем попадает в вербальную кратковременную память, где происходит предварительная обработка и сохранение информации о текущих событиях, дальше после детальной и последовательной обработки информации происходит долговременное запоминание, относительно больших объемов информации в течение достаточно длительного времени. Нужно сказать, что за последнее время когнитивная психология достигла определенных успехов в изучении процессов памяти, хотя не все виды памяти носят чисто информационный характер. Действительно, образная и словесно-логическая виды памяти относятся к сфере познавательных процессов, и здесь мы смело можем оперировать понятиями только когнитивных процессов. А вот память эмоциональная и двигательная может быть отнесена к эмоциональным и регуляционно-волевым процессам, и там нельзя все свести только к информационным потокам.
Тем не менее можно отметить, что распространение основных принципов теории информации на все уровни и виды процессов памяти, включая и психологический их уровень, не только возможно, но и оправданно, так как позволяет перейти от общих рассуждений к этапу моделирования работы памяти.
Pingback: Современное понятие личности. Часть 5 (память, мозг) — Аквариум