Память. Общее представление о памяти

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Представление о памяти с точки зрения различных психологических школ

Различные направления психологии внесли свой вклад в понимание процессов памяти. Эти закономерности представлены в табл. 8.3.

Таблица 8.3. 

Закономерности работы памяти, выявленные в рамках различных направлений психологии
Направление психологииОбнаруженные закономерности
ГештальтпсихологияБ. В. Зейгарник показала, что если испытуемому предложить ряд заданий, часть из которых он завершит, а часть — нет, то он в два раза больше вспомнит незавершенных заданий, нежели завершенных.

При запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, который находится на краях списка («эффект края»)

ПсихоанализХорошо запоминаются эмоционально позитивные события, а негативные события «вытесняются» в подсознание и на сознательном уровне воспроизводятся хуже.

Значительное влияние на процесс запоминания оказывают эмоции, которые сопровождают данное событие

БихевиоризмВажная роль подкрепления при запоминании
Психология деятельностиЛучше запоминаются те события, в которых принимал активное участие испытуемый, чем те, в которых он был сторонним наблюдателем

Особое внимание процессам памяти уделяет когнитивная психология, в центре интересов которой лежат все познавательные процессы. В когнитивной психологии память рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации у человека. При этом используется метафора «компьютера» — сложного устройства, предназначенного для обработки информации, и состоящего из ряда составных блоков (центрального процессора, блока оперативной и долговременной памяти и т. д.). Важнейшей задачей, стоящей перед психологами сегодня, является понимание того, как информация, полученная человеком из эпизодической памяти, превращается в базовые знания.

С точки зрения когнитивной психологии сенсорная информация сначала перерабатывается в периферических видах памяти, затем попадает в вербальную кратковременную память, где происходит предварительная обработка и сохранение информации о текущих событиях, дальше после детальной и последовательной обработки информации происходит долговременное запоминание, относительно больших объемов информации в течение достаточно длительного времени. Нужно сказать, что за последнее время когнитивная психология достигла определенных успехов в изучении процессов памяти, хотя не все виды памяти носят чисто информационный характер. Действительно, образная и словесно-логическая виды памяти относятся к сфере познавательных процессов, и здесь мы смело можем оперировать понятиями только когнитивных процессов. А вот память эмоциональная и двигательная может быть отнесена к эмоциональным и регуляционно-волевым процессам, и там нельзя все свести только к информационным потокам.

Тем не менее можно отметить, что распространение основных принципов теории информации на все уровни и виды процессов памяти, включая и психологический их уровень, не только возможно, но и оправданно, так как позволяет перейти от общих рассуждений к этапу моделирования работы памяти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





One Comment

  1. Pingback: Современное понятие личности. Часть 5 (память, мозг) — Аквариум

Комментарий к статье

Войти с помощью: 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: