ПОНЯТИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Психические состояния — характеристика психической деятельности, отражающая своеобразие протекания психических процессов на определенный период времени.
Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве ее специфического свойства. Так как в каждом психологическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создает дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными ее отношениями, потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.
В структуру психических состояний входит множество компонентов на самом разном системном уровне: от физиологического до когнитивного (табл. 14.1).
Уровень проявления состояния | Параметры | Формы проявления |
Физиологический | Гормональный | Изменение секреции адреналина, тироксина, глюкокортикоидов , половых гормонов и пр. |
Сердечно-сосудистый | Изменение частоты сердечных сокращений, тонуса сосудов, артериального давления | |
Моторной сферы | Мышечный тонус | Изменение напряжения мышц, тремора, ритма и глубины дыхания |
Мимика и жесты | Изменение мимики (мимических мышц), пантомимики (поза и движения корпуса), жестов | |
Голосовые характеристики | Громкость голоса, его высота, тембр и темп речи | |
Эмоциональный | Интенсивность, длительность и модальность | Характер эмоциональных переживаний (положительный или отрицательный), интенсивность эмоций, длительность протекания аффективных процессов |
Когнитивный | Выраженность когнитивных процессов и их роль в контроле поведения | Логичность мышления, осознанность состояния, точность прогноза развития событий, возможность управления состоянием организма |
Поведенческий | Трудовые действия и операции | Точность выполнения действий, их экономичность, правильность |
Действия по реализации собственных актуальных потребностей | Адекватность действий, соответствие актуальным потребностям, избыточность и пр. | |
Социальный | Коммуникативный | Характер общения с другими людьми: способность слышать другого человека, воздействовать на него, находить общие точки взаимодействия |
Социально-адаптационный | Способность ставить адекватные цели и достигать их |