ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ
Понятие о личности в психологии
Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии, поэтому в данном курсе мы не будем углубляться в детали противоречий между различными психологическими школами, а остановимся на общепризнанных концепциях.
В русском языке слово «личность» близко к понятиям «лицо» и «личина» (маска) — то есть относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово personality происходит от лат. persona, обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях. Таким образом, понятие личность отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако каждая психологическая школа по-своему трактовала это понятие. Одни психологи (Гордон Олпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, детерминирующую его поведение и мышление. Другие (Зигмунд Фрейд) определяли личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (Карл Густав Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Эрик Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов и т. д.
Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.
Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.
В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.
Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.
Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.
Таким образом, мы можем дать определение личности:
Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.
Междисциплинарный подход к личности
Понятие личности является важным не только для общей психологии, но и для других наук. При этом конкретное содержание данного термина может отличаться в разных науках (рис. 20.1).
Более того, даже в рамках одной науки — психологии понятие «личность» будет отличаться в зависимости от того, какая отрасль психологии ее изучает (рис. 20.2).
СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ «ЛИЧНОСТЬ», «СУБЪЕКТ» И «ИНДИВИД»
В психологии, кроме термина «личность», имеются близкие к нему понятия «индивид» и «субъект», которые следует различать между собой (табл. 20.1).
Понятие | Определение | Характерные признаки |
Индивид | Человек как типичный представитель своего вида, носитель природно обусловленных свойств | Пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, тип конституции, нейродинамика, биологические потребности, эмоции, задатки |
---|---|---|
Субъект | Человек как типичный носитель видов человеческой активности | Темперамент, сознание, воля, мышление, восприятие, чувства, способности, действия, речь |
Личность | Человек как типичный представитель сформировавшего его общества | Направленность, ценности, социальные потребности, социальный статус, сознательные цели |
Индивидуальность | Человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей | Индивидуальные особенности, характер, социально обусловленная деятельность, самооценка, жизненный опыт, «Я-концепция», потребность в самореализации |
Процесс перехода (превращения) одной формы развития личности в следующую стадию закономерно происходит по мере взросления человека, но сроки этих превращений отличаются в зависимости от сопутствующих социальных условий.
Человек рождается как индивид. После формирования сознания человек становится субъектом, активно преобразующим мир. В процессе включения в систему общественных отношений формируется личность. Здесь следует отметить, что наступление последующей стадии не уничтожает предыдущую: человек, ставший субъектом в связи с формированием сознания и речи, не перестает быть индивидом, но может рассматриваться и как индивид, и как субъект. Таким образом, каждая последующая стадия включает в себя все предыдущие (рис. 20.3).
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Структура личности по К. К. Платонову
В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности (рис. 20.4).
- Первая подструктура — это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов.
- Вторая структура — формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека — его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений.
- Третья подструктура — жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки.
- Четвертый уровень личности — ее направленность, которая определяется убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами.
Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.
Например, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всех успешных предпринимателей, независимо от пола и возраста, отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.
Направленность личности
Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность. Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.
Компоненты направленности личности отражены в табл. 20.2.
Компонент направленности личности | Содержание понятия |
Влечение | Не полностью осознанное стремление к достижению чего-либо, неосознаваемая потребность |
---|---|
Желание | Потребность, четко осознаваемая человеком |
Стремление | Желание, в котором присутствует волевой компонент, то есть готовность к преодолению препятствий |
Идеал | Образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида |
Ценности | Предметы или явления окружающей действительности, особо значимые для человека (семейные, материальные, статусные и другие ценности) |
Установка | Готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида |
Цель | Желаемый и представляемый в сознании результат конкретной деятельности человека |
Мировоззрение | Система взглядов и представлений о мире, обществе, природе, самом себе (различают религиозное, политическое, экономическое, этическое и другие виды мировоззрения) |
Убеждение | Высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений |
Выделяют три основных вида направленности личности: общественная, деловая и личная.
Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.
Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.
Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.
Биологическое и социальное в личности человека
На формирование личности влияют различные процессы как биологической, так и социальной природы. Влияния, осуществляемые на уровне генов, принято называть генотипическими, так как они в основном определяются генотипом — уникальным набором хромосом. К ним относят пол, тип нервной системы (что определяет темперамент), уровень обмена веществ (влияющий на характер активности личности) и т. д. Влияния, оказываемые внешней средой, в биологии принято называть фенотипическими.
По-другому эти влияния еще называют биологическими и социальными. Хотя эти термины и очень близки, они все же несколько различаются по значению.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
В литературе встречаются описания огромного числа качеств личности, отражающих ее различные грани (социальные, эмоциональные, моральные, интеллектуальные и пр.), поэтому среди всего этого множества очень трудно выбрать какие-то главные.
Понятно, что ни один существующий психологический тест не может охватить их все. Существует достаточно много психологических опросников, предназначенных для оценки личностных качеств, однако среди них нет ни одного универсального. Дело в том, что каждый тест имеет свои преимущества и недостатки, связанные с его объемом и содержанием.
Первый параметр теста — тот набор личностных качеств, который он определяет. Казалось бы, что чем больший круг личностных качеств охватывает тест, тем лучше, но при этом неизбежно возрастают и размер теста, и время тестирования.
Например, самый распространенный в мире тест — опросник Айзенка позволяет определить две стороны человека — его нейротизм (возбудимость) и экстраверсию (характер направленности — во внешний мир или на самого себя). Для оценки каждого аспекта личности требуется 24 вопроса, что дает высокую надежность результатов, но двух сторон личности слишком мало, чтобы делать какие-то определенные выводы. Если же мы постараемся охватить больше аспектов личности, то неизбежно сделаем тест более трудоемким в работе и длительным по времени использования. Поэтому в таких тестах уменьшается количество вопросов, отведенных на каждую черту личности, что делает результаты менее точными.
В частности, тест Кеттела оценивает 16 личностных качеств и на определение каждого из них предназначает от 6 до 12 вопросов (в зависимости от разновидности теста). Понятно, что достаточно точно определить выраженность личностного качества, задав всего шесть вопросов, трудно, тем не менее, этот тест может быть использован для быстрого и широкого охвата всей личности в целом. Тестирование с использованием его короткой версии (тип «с») занимает менее получаса, и в результате мы получаем полный (хотя и не очень точный) психологический портрет человека, который потом можно уточнить с помощью других тестов, оценивающих ту или иную сторону личности.
Еще один «многопрофильный» личностный тест, который часто используется при профотборе, это MMPI — личностный тест, созданный для клинических исследований и широко применяемый в психиатрии.
Он позволяет хорошо выявлять скрытые и явные психопатологические черты личности, но малоинформативен в отношении «обычных» людей с уравновешенным характером. Тем не менее его можно использовать для тестирования претендентов на определенные должности повышенного риска (где персонал связан с оружием, денежными средствами, компьютерной безопасностью и пр.).
Среди «многопрофильных» личностных тестов, применяемых при профессиональном отборе, в последнее время хорошо зарекомендовал себя опросник Олдхэма — Морриса, который специально адаптирован к российской реальности автором данной книги. Он дает описание различных сторон личности, которые описываются по 14 шкалам от минимального проявления какого-то качества до максимального (психопатологического). Авторы теста выделяют такие типы личности как «Бдительный», «Отшельник», «Идеосинкратический», «Авантюрный», «Деятельный», «Драматический», «Самоуверенный», «Чувствительный», «Преданный», «Добросовестный», «Праздный», «Агрессивный», «Альтруистический» и «Серьезный».
Тест позволяет, в частности, оценить вероятность успеха человека в определенных сферах деятельности или профессии. Например, для достижения успеха в бизнесе нужны амбициозность, высокая активность и энергия, трудолюбие, готовность пойти на риск, жесткость и властность. В то же время излишняя послушность и преданность, повышенная чувствительность и тревожность, склонность к праздности, а также высокий альтруизм и готовность служить людям — не способствуют личному успеху. Это, конечно, вовсе не означает, что люди с данной комбинацией факторов не могут заработать много денег, но им труднее это сделать.
С другой стороны, каждое из «позитивных» качеств успешного человека при достижении крайних значений начинают мешать успеху. Так, качество «добросовестность» полезно, но излишняя добросовестность превращается в пунктуальность и педантизм, которые заслоняют от человека его стратегическую цель и заставляют тратить силы на второстепенные мелочи. Люди «деятельного типа» обладают огромным запасом энергии, необходимой для преодоления препятствий, но при избытке внутренней энергии она приводит к разбросанности и чувству опустошенности и усталости.
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Взгляд на личность человека претерпел существенные изменения по мере развития и формирования человеческой культуры. В связи с этим выделяют несколько подходов (периодов), отличающихся концепциями личности (табл. 20.3).
Период изучения личности | Время | Представители | Особенности |
Философско-литературный | От античности до XVIII века | Философы, писатели (Аристотель, Платон, Жан Жак Руссо) | В центре исследования личности стоят вопросы нравственной и социальной природы человека. Определения личности — очень широкие, а отдельные теории плохо согласуются друг с другом |
Клинический период | С начала XIX века по начало ХХ века | Психиатры (З. Фрейд) | Представление о личности было сужено по сравнению с предыдущим периодом, а акцент делался на патологические или акцентуированные черты личности |
Экспериментальный | С XX века | Психологи (А. Адлер,Р. Б. Кеттел, А. Маслоу) | Гипотезы стали подкрепляться экспериментальными исследованиями с применением тестов, количественно измеряющих отдельные черты личности |
Так как теорий (а если точнее, то гипотез) личности очень много, то встает вопрос об их классификации. Для разделения их на отдельные группы можно использовать различные подходы (табл. 20.4).
Главная особенность подхода | Типы теории личности | ||
Основная движущая причина поведения | Психодинамические | Социодинамические | Интеракционистические |
Способ получения данных о личности | Экспериментальные | Априорные | |
Угол зрения на личность (форма или развитие) | Структурные | Динамические | |
Возрастной диапазон | Детский период развития | Вся жизнь человека | |
Понятия, в которых описывается личность | Черты, качества и свойства личности | Типы личности и формы поведения |
С точки зрения главной движущей причины поведения теории личности делят на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.
- Психодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его внутренних характеристик.
- Социодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из внешних, социальных обстоятельств его жизни.
- Интеракционистические теории основаны на взаимодействии внутренних и внешних факторов.
Исходя из способа получения данных о личности, теории делятся на экспериментальные и априорные.
Экспериментальные теории личности построены на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.
Априорные теории опираются на жизненные впечатления авторов, наблюдения и их размышления.
Теории личности можно также разделять исходя из того, что является основным предметом исследования: структурные особенности личности или особенности ее развития. Исходя из этого различают структурные теории, изучающие, главным образом, структуру личности, и динамические теории, в которых основное внимания уделяется развитию личности.
Классификацию теорий можно строить из того, через какие понятия описывается личность: через черты, качества и свойства личности или же через типы личности и формы поведения. В первом случае мы будем иметь дело с теориями черт (которые делают акцент на отдельные внутренние свойства и черты личности), а во втором — с теориями типов, которые построены на объединении людей в личностные типы с характерным для них поведением. Исходя из этой классификации, например, теория личности Кеттела относится к психодинамическим, экспериментальным, структурным теориям личностных черт, а теория Фрейда относится к психодинамическим, априорным, динамическим теориям типов (табл. 20.5).
Таблица 20.5. Основные теории личности и их особенности
К наиболее известным сегодня относят теории личности следующих ученых.
- Эрик Эриксон — теория жизненного цикла.
- Вильгельм Райх — телесно-ориентированная теория психосоматических связей.
- Уильям Джеймс — теория психологии сознания.
- Беррес Фредерик Скиннер — бихевиоризм.
- Джордж Келли — теория личностных конструктов.
- Карл Роджерс — гуманистическая теория личности.
- Абрахам Маслоу — трансперсональная психология.
- Эрих Фромм — гуманистический психоанализ.
- Рэймонд Бернард Кеттел — теория черт личности.
- Курт Левин — жизненное пространство.
- Карл Юнг — теория жизненных типов и коллективного бессознательного .
В качестве примера приведем основные положения теории К. Г. Юнга (рис. 20.5).
Рис. 20.5. Схематическое изображение основных положений представлений К. Юнга о структуре личности человека: К1-К3 — комплексы
НОМОТЕТИЧЕСКОЕ И ИДИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Номотетический подход (греч. «номос» — закон, закономерность) — это исследование общих закономерностей и их индивидуальных вариаций по отношению к индивиду. Таким образом, при номотетическом подходе психолога интересуют средние показатели (нормативы) личностных черт, общие для разных людей.
Идиографический подход (греч. «идиос» — своеобразный, принадлежащий кому-то) — исследование своеобразия отдельных личностей, нахождение неповторимых индивидуальных черт (табл. 20.6).
Характерные особенности | Номотетический подход | Идиографический подход |
Понимание объекта измерения | Понимание личности как набора свойств | Понимание личности как целостной системы |
Направленность измерения | Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности | Изучение индивидуальных особенностей личности |
Методы измерения | Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой | Проективные методики и идиографические техники |
Оба эти подхода одновременно и противоположны, и тесно связаны между собой. Дело в том, что каждый человек в чем-то:
- похож на всех других людей;
- похож на некоторых людей;
- не похож ни на кого.
Поэтому оба эти подхода, во-первых, взаимно дополняют друг друга, а во-вторых, служат основанием для применения альтернативного подхода, в частности, номотетический подход создает условия для идеографического описания и наоборот (рис. 20.6).
Рис. 20.6. Взаимосвязь номотетического и идиографического подходов к описанию личности