СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность — активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объекты внешней по отношению к нему среды и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
Существует два основных подхода к структурированию деятельности: структурно-морфологический и функционально-динамический. Первый из этих подходов будет разобран ниже в разделе 26.2, посвященном действиям, а второй мы разберем сейчас. Согласно ему в структуре деятельности можно выделить следующие основные элементы:
- мотивы, побуждающие субъект к деятельности;
- цели (результаты), на которые деятельность направлена;
- представление о будущем результате (антиципация);
- средства, с помощью которых деятельность осуществляется (рис. 26.1).
Например, в деятельности предпринимателя, открывшего свою автомастерскую, можно различить такие мотивы, как стремление к самостоятельности и желание улучшить свое материальное благосостояние. Целью предпринимательской деятельности может быть стремление заработать определенную сумму денег, а средством — собственные знания и умения, гараж, в котором человек открыл мастерскую, и помощь наемного рабочего.
Если произвести более детальное структурирование деятельности в рамках данного подхода, делая упор в основном на психологические аспекты деятельности, то в ней можно обнаружить дополнительные важные элементы (рис. 26.2).
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ
Деятельностный подход в психологии развивали многие известные российские психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др. В результате исследования этих и других ученых в отечественной психологической науке сложились определенные принципы деятельностного подхода.
- Принцип единства сознания и деятельности (сознание не может быть замкнутым в самом себе и проявляется только в деятельности).
- Принцип активности (деятельность — это активный целенаправленный процесс преобразования действительности; при этом часть активности человека носит надситуативный характер — то есть не обусловлена непосредственными стимулами внешней среды).
- Принцип предметности (действия человека предметны).
- Принцип социальной обусловленности (цели деятельность носят социальный характер).
- Принцип единства построения внешней и внутренней деятельности (прежде чем начать преобразование внешнего мира, человек сначала производит эти действия в своем сознании).
- Принцип развития (любая деятельность человека складывается и развивается постепенно в процессе онтогенеза и процессов научения).
- Принцип историзма (деятельность может быть адекватно объяснена только в контексте исторического развития общества).
ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из основных видов социализированной деятельности человека является труд.
Труд — это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют непосредственную ценность для других людей, общества (рис. 26.3).
Помимо труда в человеческом обществе культивируются и другие виды деятельности (рис. 26.4): учение, игра, спорт, увлечения по интересам (хобби).
Учение — это деятельность по обязательному заданию, результаты которой представляют перспективную ценность для других людей, общества.
Игра — это подражательно-выразительная деятельность, не по обязательному заданию, представляющая перспективную ценность для общества как средство подготовки ребенка к учению и труду.
Следует отметить, что игрой могут заниматься и взрослые. Различают спортивные, интеллектуальные, карточные, ролевые, сюжетные и другие игры. Общим в них является ценность самого процесса игры и внутренний характер мотивации.
Спорт — деятельность, носящая соревновательный характер, связанная с реализацией физических и умственных способностей человека и направленная на достижение победы в соревновании или достижение максимально возможного результата.
Увлечение по интересам (хобби) — деятельность не по обязательному заданию, в котором примерно равную ценность представляют как ее результат, так и сам процесс.
ДЕЙСТВИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любая деятельность складывается из отдельных действий, которые могут быть системными и простыми. В свою очередь действие можно разложить на более простые элементы — движения (рис. 26.5).
Для правильного, точного и экономного выполнение действий необходимы определенные физиологические механизмы обеспечения психических процессов — так называемые психофизиологические функции. Это способности к ощущениям, моторные способности, память, внимание и т. д. В некоторых концепциях деятельности вводится еще одно понятие — операция. Под операцией понимается конкретный способ выполнения какого-то действия, который будет зависеть от внешних и внутренних условий.
Например, в деятельности хирурга можно выделить такие системные действия, как диагностика заболевания, проведение операции, послеоперационное лечение больного. Каждое из этих системных действий требует определенных простых действий. Например, операция по удалению аппендикса состоит из таких действий, как вскрытие брюшной полости, наложение лигатуры (перевязки аппендикса), его удаление, наложение швов и т. д. Каждое их этих действий состоит из ряда отдельных движений. Так, чтобы наложить шов, хирург должен взять иглодержатель, совершить прокол иглой, сделать стежок и петлю и т. д. Но способ наложения шва может быть разным, и конкретный способ зашивания брюшины будет определяться понятием «трудовая операция».
Деятельность психолога состоит из таких действий, как диагностика проблемы клиента, его тестирование, проведение психотерапевтической беседы, сопровождение клиента в процессе психокоррекции и т. д. В свою очередь проведение тестирования состоит из отдельных движений: выдачи бланка теста, проведения инструктажа, обработки теста и составления резюме.
Действия — совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей цели деятельности.
Признаки понятия «действие»:
- совокупность процессов познания и исполнения;
- направленность (наличие мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели.
Действия в зависимости от особенностей и целей делятся на следующие виды:
- моторные;
- гностические (познавательные):
- перцептивные (рассмотреть, расслышать, определить на ощупь);
- мыслительные (умственные, логические, интеллектуальные — вывести новое знание из известного, сделать вывод);
- социально-коммуникативные:
- коммуникативные действия (установление или поддержание социальных контактов);
- организующие действия (приказ команда, совет);
- обслуживающие (полезные действия по удовлетворению тех или иных потребностей людей).
В действиях всегда имеются в наличии мотивы и цели. Ранее уже отмечалось, что мотивы — это переживания, побуждающие к той или иной форме поведения. Цель — представление о будущем результате деятельности или о том, что нужно делать для достижения этого результата (или то и другое вместе). Ближайшая цель может быть сама по себе не привлекательна или даже неприятна, но все же осуществляться ради другой, более отдаленной, но более привлекательной цели. Например, человек хочет быть хорошим врачом и для этого препарирует трупы. Или фермер, который выращивает поросят: грязь, неприятный запах, но у него есть цель — он хочет заработать денег и купить маслозавод. Мотив узнается по тому, ради чего человек прилагает усилия, а цели узнаются по тому, что он делает.
РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЙСТВИЙ И САМОКОНТРОЛЬ
Внесение изменений, направленных на уменьшение рассогласования между задуманным (или требуемым) и фактически складывающимся ходом действий, называется их регулированием.
Человек, мастерски владеющий действием (трудовым, спортивным), отличается от новичка не тем, что просто затвердил это действие, а тем, что умеет тонко регулировать свое поведение. Регулирование действий обычно идет по следующей схеме (рис. 26.6).
Различают внутренние и внешние условия осуществления действий и операций.
К внутренним условиям относятся все особенности человека и его поведения, способствующие или противодействующие достижению цели. Это состояние здоровья человека (телесного и нервно-психического), его опыт (знания, навыки, умения, уровень образования), устойчивые личные качества (трудолюбие или лень; исполнительность или самоволие; внимательность или рассеянность); временные психические состояния (утомление, заинтересованность, скука); убеждения.
К внешним условиям относят все предметы и действия сторонних людей, способствующие или противодействующие достижению цели. Предметные условия: объекты действия (вещественные предметы, информация, живые существа, в том числе люди) и орудия действия (вещественные и функциональные). Социальные условия (социальные нормы) — это требования общества к поведению человека, а также особенности корпоративной культуры; социально-коммуникативные — требования к социально-психологическому климату в коллективе (рис. 26.7).