УРОВНИ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
При первом подходе к данному вопросу выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
При другом подходе к уровню развития способностей можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способностей до их высшего развития (рис. 27.7 и табл. 27.2).
Таблица 27.2. Содержание различных уровней способностей человека
Уровень развития и проявления способностей |
Описание |
Задатки |
Врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей |
Склонности |
Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности |
Одаренность |
Сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях деятельности |
Талант |
Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности |
Гениальность |
Высшая ступень талантливости. Способность создавать что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности |