Исследование внимания в когнитивной психологии
В когнитивной психологии можно выделить три группы теорий относительно механизмов внимания:
- внимание как селекция;
- внимание как умственное усилие или ресурсы;
- внимание как перцептивное действие.
Внимание как селекция.
Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекции (выбора одного объекта из нескольких).
Примером селекции является ситуации «вечеринки с коктейлем», когда из множества одновременно звучащих голосов человек может произвольно выбирать голоса определенных людей, распознавать их речь, игнорируя голоса других людей.
Представление о «селективном внимания» (модель ранней селекции) было сформулировано Д. Бродбентом в его работе «Восприятие и коммуникация». Функционирование внимания он сравнивал с работой электромеханического фильтра, отбирающего информацию на основе сенсорных признаков и работающего по принципу нейрона «все или ничего». Данная концепция исходила из того, что перерабатывающая система представляет собой канал с ограниченной пропускной способностью, поэтому для отбора нужной и игнорирования ненужной информации перед этим каналом располагается фильтр, работающий на основании параметров, определенных конечной задачей деятельности. Информация попадает из окружающей среды в сенсорный регистр (рецепторы), затем в кратковременную память (здесь информация обрабатывается параллельно) и потом в фильтр. Последний связан с системой долговременной памяти (хранилищем условных вероятностей прошлых событий), определяющей, что надо извлекать из информационного потока. Настройка фильтра определяется параметрами задачи текущей деятельности (рис. 12.3).
Таким образом, внимание есть фильтр в системе переработки информации, делающий возможным восприятие в системе с ограниченной пропускной способностью и настроенный на определенные аспекты стимуляции.
Внимание как умственное усилие или распределение ресурсов.
Теории, направленные на изучение силовой характеристики внимания, отвечали на вопрос о том, что определяет политику распределения энергии внимания на разные объекты. Одну из моделей внимания, созданную в рамках данного подхода, предложил Д. Канеман.
Ниже мы приводим несколько тезисов этого подхода.
- Внимание — это трата психических сил на что-то, а так как сил (ресурсов) никогда не бывает достаточно, то задача внимания — оптимально распределить их среди множества объектов внешнего мира.
- Степень умственных усилий (активация) определяется не столько желаниями субъекта, сколько объективной сложностью поставленной задачи.
- Главным фактором распределения ресурсов для человека является «блок оценки требований задачи к ресурсам внимания».
- Существует еще один блок («постоянные правила»), который работает по законам непроизвольного внимания и может вмешаться в процесс решения задачи, перераспределяя энергию между отдельными текущими задачами.
- Также на распределение энергии внимания влияет «блок действующих в данный момент желаний и намерений», работающих по принципу произвольных действий.
- На интенсивность внимания влияет и общее активационное состояние организма. При падении его ниже какого-то значения выполнение задач невозможно.
Внимание как перцептивное действие.
Данный подход был предложен У. Найссером, который ввел понятие «предвнимания» и выделил две стадии переработки информации: первую — пассивную, и вторую — активную (во время конструирования образа). Внимание рассматривалось этим автором как персептивное действие, которое во многом носит автоматический, врожденный характер, но может модифицироваться в процессе научения. Изменения в настройках внимания во время научения подготавливают субъекта к приему определенной информации и облегчают избирательное использование ее нужных элементов.