X

К психогенетике одаренности (гениальности)

Изобретатели и гении почти всегда при начале своего поприща (а очень часто и в конце) считались в обществе не более как дураками, — это уж самое рутинное замечание, слишком всем известное.

Ф. М. Достоевский. Идиот

Одним из основоположников психогенетики считается английский ученый Ф. Гальтон. Его книга «Наследственный гений» была посвящена проблеме влияния наследственных задатков на возникновение талантливых людей и гениев.

Само понятие «одаренность» уже заключает в себе идею о неком даре, полученном от рождения. Представления о том, что гениальность или талантливость имеет наследственную природу, проникает в самую сущность наших представлений о таланте, который и определяется как природная одаренность. Таким образом, концепция врожденного таланта уже априори связывает выдающиеся способности с наследственными задатками.

Талантливость или гениальность поддается определению еще труднее, чем интеллект. И в том и в другом случае имеются значительные проблемы с определением «фенотипа». Психологические свойства, которые обычно упоминают в качестве необходимых условий гениальности, включают интеллект, творческое начало и мотивацию. Айзенк настаивает на существовании генетически передаваемых талантов, которые он считает необходимым, но не достаточным условием для возникновения гения.

Концепцию врожденного таланта довольно трудно доказать или опровергнуть обычными методами, однако анализ биографий одаренных людей дает основания для сомнения в ее априорной справедливости (Howe, 1996). Если одаренность базируется на неких генетических предпосылках и имеет врожденный характер, то должны быть какие-то признаки, по которым ее можно было бы заметить заранее, еще до того как она проявится в полной мере. По этим признаком можно было бы предсказать, кто преуспеет в какой-либо сфере деятельности. Должна быть какая-то специфичность в способностях, например музыкальная одаренность, хотя этот талант может реализовываться в разных формах (композитор, исполнитель, импровизатор). Наконец, одаренным должно быть относительно небольшое количество детей, в противном случае концепция теряет смысл, поскольку невозможно предсказать успех того или иного индивида.

Рассмотрим вопрос о раннем появлении признаков таланта. Существует огромное количество сообщений о необычных способностях, которые проявляются у детей в раннем возрасте. Например, описан случай, когда мальчик начал говорить в 5-месячном возрасте, месяц спустя его словарный запас составлял уже пятьдесят слов, а к трехлетнему возрасту он уже говорил на трех языках (Fowler, 1981). Подавляющее большинство этих описаний имеет ретроспективный характер и редко наблюдались специалистами с самого начала. Кроме того, следует сразу сказать, что нужно как-то различать случаи раннего появления признаков таланта и преждевременного развития. Большое количество таких описаний относятся именно к случаям, когда по каким-то причинам наблюдается ускоренное развитие, особенно это касается речи. По большей части такие вундеркинды впоследствии ничего выдающегося собой не представляют.

В случаях, когда эти сведения касаются действительно талантливых людей, они зачастую базируются на автобиографических сообщениях; например, Артур Рубинштейн утверждал, что научился играть на фортепьяно прежде, чем стал говорить. Точность таких сообщений весьма сомнительна, учитывая особенности детской памяти (и памяти в преклонном возрасте также). Анализ биографий выдающихся композиторов показывает, что все они в раннем возрасте подвергались интенсивнейшей и регулярной тренировке под руководством взрослых в течение нескольких лет. Получается, что появление необычных способностей скорее следовало за периодом высокой степени поддержки родителей, поощрения, когда были предоставлены необычные условия для развития навыка.

Даже такие особенности, как наличие абсолютного музыкального слуха, когда человек способен узнать или спеть ноту определенной высоты без эталонного тона, не являются примером врожденного качества. Доказано, что абсолютный слух можно приобрести в результате упражнений, что зачастую и имеет место при музыкальном обучении детей в возрасте до 5-6 лет.

Имеются сообщения о проявлении необычных способностей у детей, страдающих аутизмом. Это могут быть выдающиеся счетные способности (мгновенное перемножение многозначных чисел или определение дня недели для любой даты календаря). В исследовании Миллера описан умственно отсталый ребенок, почти не способный говорить, который мог воспроизводить на фортепиано любую мелодию, транспонировать в любом ключе и импровизировать. Сообщалось об аутичных детях, которые были блестящими рисовальщиками, изображали животных с удивительным соблюдением пропорций и перспективы, с иллюзией движения.

Эти способности могут выглядеть как удовлетворяющие концепции врожденного таланта, хотя довольно странно, что для подтверждения наследственной природы гениальности привлекаются примеры поведения умственно отсталых людей. Тем не менее есть одно существенное обстоятельство — эти дети отдавали своим излюбленным занятиям практически все время, демонстрируя необычную навязчивую концентрацию на одном виде деятельности (столь характерную при заболевании аутизмом).

Если способности проявляются в результате особого обучения, то даже очень раннее их появление уже не может удовлетворить концепции врожденного таланта. Например, в некоторых областях Африки (Кения) дети начинают сидеть и ходить значительно раньше европейских. Полагали, что эти отличия имеют какую-то генетическую основу, но было доказано (Super, 1976), что раннее формирование двигательных способностей связано с особенностями традиционного воспитания в деревнях. Дети из тех же племен в городских условиях, где родители не поощряют двигательную активность преднамеренно, уже не обнаруживают отличий от европейских.

В целом можно говорить об отсутствии достоверных ранних признаков врожденного таланта. Это касается даже музыкальной одаренности.

В специальном исследовании Сосняк провела подробные опросы 21 выдающегося американского пианиста и их родителей в самом начале их карьеры (Sosniak, 1990). Оказалось, что в раннем возрасте не было заметно каких-либо признаков будущих достижений. Даже после шести лет интенсивной подготовки только для очень небольшого числа музыкантов можно было прогнозировать будущие успехи. Похожие выводы были получены в лонгитюдных исследованиях известных музыкантов, математиков и спортсменов (теннисистов, пловцов). В одной работе по музыкальным способностям (Howe et al., 1995) были охвачены 257 детей, из которых несколько впоследствии достигли больших успехов. Родителей просили указать, когда ребенок впервые запел, начал заниматься музыкой, стал проявлять интерес к занятиям и т. д. Оказалось, что ни один из признаков не отличал группу преуспевших от других детей, далее такой, как интерес к звукам и получение удовольствия от них. Исключение составил признак раннего начала пения (разница была невелика). Причем в этих случаях родители пели для ребенка и в присутствии ребенка задолго до того, как ребенок начал петь сам.

Согласно еще одному объяснению, предлагаемому концепцией врожденного таланта, генетически предопределенные способности обнаруживаются в легкости обучения каким-то навыкам. Там, где от обычных людей требуются значительные усилия, люди с врожденными способностями овладевают навыками без видимых трудностей. Однако специальные исследования также не подтверждают эту точку зрения. Сравнение группы успешных музыкантов с другими детьми показало, что не обнаруживается достоверной разницы во времени тренировки, необходимой для достижения определенного уровня развития способностей, которые требуются для перехода из одного класса в другой в британских музыкальных школах. Самый важный вывод заключается в том, что групповые различия в уровне достижений были не больше, чем можно было бы ожидать, исходя из групповых отличий во времени, потраченном на упражнения.

К похожим выводам приходят исследователи и в других сферах человеческой деятельности. Так, для подготовки шахматиста международного класса требуется не менее десяти лет интенсивной работы, а если она начинается в раннем возрасте, то, по мнению Крогиуса, времени уходит еще больше.

Среди данных, противоречащих концепции врожденного таланта, следует упомянуть об экстраординарном уровне способностей у обычных людей.

Существует масса сведений о появлении экстраординрных способностей у обычных людей, которые, уже, будучи взрослыми, значительное время тренировались в каких-то навыках или умениях. Например, официантки, которых наблюдал Беннетт, были способны одновременно удерживать в памяти до двадцати заказов одновременно ( Bennett? 1983). Емкость рабочей вербальной памяти в данном случае намного превосходит норму.

Поразительные данные были получены в исследовании лондонских таксистов, которым в ходе профессиональной деятельности приходится ориентироваться в очень сложных пространственных условиях мегаполиса. Таким образом, их способности к ориентации в пространстве подвергаются ежедневной многочасовой тренировке. Изучение их мозга с помощью томографии показало, что наблюдается существенное увеличение размеров гиппокампа — структуры, играющей ключевую роль в ориентации в пространстве.

О роли средовых воздействий говорят и межкультурные сопоставления. Например, у детей австралийских аборигенов отмечены необычайно развитые способности к ориентации на открытой местности при отсутствии всяких видимых ориентиров, они также лучше справляются с некоторыми зрительными задачами. Однако эти экстраординарные способности к ориентации и перцепции исчезают в условиях воспитания, отличающихся от традиционных.

В ходе изучения людей с экстраординарными способностями обнаруживается целый ряд альтернативных влияний, которыми можно объяснить достижения, приписываемые врожденному таланту. Следует упомянуть некоторые из них, поскольку они определяют эффективность обучения, тренировок и уровень последующих достижений.

Прежде всего, это количество и качество практики в какой-либо сфере деятельности. Здесь можно снова привести пример с музыкальным образованием, поскольку роль практики в этом случае неоспорима. Согласно некоторым подсчетам, студенты консерватории, обучающиеся игре на скрипке, к 21 году уже имеют за спиной около 10 тыс. часов упражнений. Эрикссон показал, что суммарное количество практики со времени начала занятий хорошо предсказывает внутригрупповые и межгрупповые отличия в исполнительском мастерстве (Ericsson et al., 1993).

По данным Лемана (Lehman, 1995), формальная оценка коэффициента корреляции между уровнем исполнительского мастерства и количеством практики дает значения порядка

0,3-0,6. Эти значения, скорее всего, сильно преуменьшены, поскольку не учитывается качество практики: значение разных стратегий тренировки, степень энтузиазма, интенсивность занятий.

Роль генетически обусловленных качеств при этом также нельзя исключить; например, способность к настойчивому преследованию цели может быть обусловлена генетическими предпосылками. Однако в концепции врожденного таланта подразумеваются способности не такого рода.

Еще один контраргумент сводится к тому, что корреляция между количеством практики и достижениями наблюдается просто из-за того, что одаренный человек больше практикуется из-за больших успехов в овладении навыками и стремления к данной деятельности. Конечно, достижение успеха само по себе может стимулировать занятия, это обстоятельство действительно важно, но исследования показывают, что успех всегда следует за периодом интенсивных занятий, а не наоборот. Что касается врожденного побуждения к занятиям, то даже среди самых выдающихся музыкантов подавляющее большинство признают, что они никогда бы не занимались так много, если бы не было очень сильного побуждения со стороны родителей.

Таким образом, к категории средовых воздействий, очень важных для поддержания количества тренировок молодых исполнителей на необходимо высоком уровне, относится всесторонняя поддержка, побуждение и ободрение со стороны родителей. Это важно, даже если студенты считаются очень талантливыми и одаренными.


Пример врожденных способностей

Один из самых выдающихся математиков Сриниваса Рамануджан (1887-1920) часто приводится в качестве примера врожденных математических способностей. В возрасте 14 лет он самостоятельно изучил двухтомный курс тригонометрии. Очевидно, с этого момента он так увлекся математикой, что уже в 15 лет самостоятельно открыл\’ формулы Эйлера, выражающие синус и косинус через показательную функцию мнимого аргумента, не зная, что они уже открыты.

В 16-летнем возрасте ему удалось достать книгу по высшей математике, которая содержала 6165 различных теорем и формул, большинство из них без выводов. Знакомство с его биографией показывает, что он занимался математикой практически непрерывно. Судя по его сообщениям о том, что некоторые формулы ему внушают во сне боги, вычисления не прекращались даже во сне. Из-за этого он не смог учиться и закончить даже первый курс Мадрасского университета. Несколько лет он не имел никаких определенных занятий. Когда в 1909 г. он женился и стал работать клерком в порту, жена и теша приходили кормить его в обеденный перерыв, потому что он был слишком занят вычислениями, чтобы прерываться для еды.

Когда он сообщил о своих работах в Кембридж, то там выхлопотали для него стипендию, и с 1914 по 1919 г. он работал в Кембридже вместе с английскими математиками. В аналитической теории чисел Рамануджан практически самостоятельно воссоздал целую область математики, которая сложилась в течение длительного времени усилиями большого количества ученых. В 1918 г. он был избран профессором Кембриджского университета.

Трудно сказать, имеем ли мы в лице Рамануджана пример врожденного таланта или нет. Однако абсолютно очевидно, что здесь налицо колоссальное сосредоточение усилий на одной сфере деятельности и огромное количество практики, причем практики особого рода, протекавшей с огромным напряжением сил. Его здоровье оказалось подорванным, он заболел туберкулезом, вернулся в Индию и вскоре умер.

Кроме количества и качества практики в числе альтернативных влияний, сказывающихся на успешности обучения и могущих быть основой экстраординарных достижений, обычно упоминаются:

1)    внимание и способность к концентрации;

2)    уровень мотивации;

3)    уверенность в себе и оптимизм;

4)    энтузиазм и энергичность.

В целом можно считать, что концепция врожденного таланта не находит подтверждения в экспериментальных данных и противоречит целому ряду наблюдений. Более того, вера во врожденный талант, который обладает некими признаками, поддающимися обнаружению на ранней стадии развития (например, с помощью каких-либо тестов), по существу просто вредна, если речь идет о ее применении в социальной и воспитательной области. Любое разделение детей на группы якобы одаренных или неодаренных от рождения дискриминационно, несправедливо и абсолютно бесполезно.

Возникает довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны, концепция врожденной одаренности не находит достаточно убедительного подтверждения. Потомки гениев, как правило, ничем не отличаются от обычных людей, т. е. их необыкновенные качества не связаны с наследственными задатками. Вспомним расхожее выражение о том, что природа отдыхает на потомках гениев. Родители и многочисленные родственники Рамануджана не только не обладали математическими талантами или склонностью к математике, но не отличались вообще какими бы то ни было интеллектуальными достижениями.

С другой стороны, воздействия внешней среды, связанные с возникновением особой одаренности, тоже не удается идентифицировать. По этому поводу высказывались многие исследователи. Так, Бёрт писал: «Достаточно парадоксально, что влияние хорошей среды наиболее сомнительно там, где под сомнением и влияние хорошей наследственности». Ему вторит Симонтон: «Если социально-экономический статус, стимулирующая домашняя среда, одаренные родители — все делают свой вклад в возникновение гения, тогда каждый ребенок в данной семье должен получать примерно равный шанс на успех. Но как много людей слышало о братьях или сестрах Баха, Рембрандта, Сервантеса, Декарта, Дарвина, Ганди или Сун-Ятсена?» (Simonton, 1984).

Эмергенез

В настоящее время существует несколько объяснений этой ситуации. Одно из них связано с явлением, получившим название эмергенез (emergenesis). В ходе близнецовых исследований было замечено, что некоторые признаки ведут себя необычно. Например, если сравнить характеристики ЭЭГ, в частности среднюю частоту α-ритма, то отмечается очень высокая степень корреляции — порядка 0,8-0,9. Это касается всех монозиготных близнецов вне зависимости от того, выросли ли они вместе или воспитывались порознь.

В то же время при сравнении ЭЭГ дизиготных близнецов выясняется, что их показатели коррелируют не больше, чем у случайно взятых испытуемых (не родственников). Так же ведут себя некоторые другие черты личности, такие как импульсивность или экстраверсия.

Напомним, что обычно признаки, определяемые полигенно, т. е. зависящие от многих генов, коррелируют между родственниками в зависимости от степени их генетической близости.

Было выдвинуто предположение о том, что существуют признаки, определяемые особой конфигурацией генов или набором свойств, каждое из которых обусловлено генетически. Это явление было обозначено как эмергенез. Эмергенная, или эмергенетическая, черта — это и есть признак, определяемый данным набором. Любое изменение конфигурации генов приводит к исчезновению этой черты, поэтому у монозиготных близнецов эмергенные признаки проявляются чрезвычайно сходным образом. У родственников эти наборы уже не идентичны, они пусть и немного, но изменены, что нарушает уникальную конфигурацию генов. Таким образом, сходство по проявлению эмергенной черты у родственников обнаруживается не чаще, чем у случайных людей. Это приводит к тому, что свойства, определяемые такой конфигурацией генов, встречаются в семьях пробандов не чаще, чем в популяции. Наличие таких свойств может объяснить, почему подчас дети одних и тех же родителей так сильно отличаются друг от друга.

Брамвелл проверил исследование Гальтона (1869) о наследовании гениальности и пришел к выводу, что из всех профессий, описанных этим ученым, только у судей имеется тенденция к повышенной частоте встречаемости в отдельных семьях. По специально разработанной шкале {Creative personality scale) провели исследование творческих способностей личности, в ходе которого были обследованы более 1700 индивидов. Выяснилось, что для монозиготных близнецов, выросших отдельно, характерны умеренно высокие значения корреляции творческих способностей (0,54). В то же время корреляция для дизиготных близнецов, выросших порознь, оказалась практически нулевой (Waller et al., 1993). Это обстоятельство указывает на то, что способность к творчеству может являться эмергенной чертой.

Второе возможное объяснение этих различий кроется в особенностях индивидуальных средовых влияний. До сих пор обнаружение и идентификация событий, составляющих индивидуальную среду, остается сравнительно слабо разработанной областью.


Импрессинг

Всю сложность этой задачи хорошо иллюстрирует концепция им-прессинга (Эфроимсон, 1991). Под импрессингом понимают некие события в детском либо подростковом возрасте, которые производят глубокое впечатление и на всю жизнь могут определить мотивы деятельности человека, его интересы и шкалу ценностей.

Здесь есть аналогия с известным типом обучения — импринтингом. Что характерно для импринтинга? Во-первых, наличие критического периода, во время которого происходит «запечатлевание» некого сложного сенсорного образа. Во-вторых, это событие в дальнейшем вызывает определенный тип поведения, на проявление которого уже практически невозможно повлиять. Утенок, вылупившийся из яйца, в течение нескольких часов запоминает образ матери или того объекта, который он увидел первым. В дальнейшем этот образ вызывает реакцию следования, которую уже нельзя ничем изменить, новый импринтинг попросту невозможен. Тот же самый раздражитель, предъявленный после критического периода, уже не оказывает никакого значимого действия.

Примерно таким же образом обстоит дело с импрессингом. Здесь тоже постулируется наличие некоего критического состояния, во время которого событие, связанное с воздействием внешней среды, запечатлевается и влияет в дальнейшем на поведение человека. В качестве такого события, произведшего впечатление, может выступить книга, встреча, знакомство и т. п. Точно такое же событие может произойти с другими людьми и не вызвать абсолютно никакого эффекта. Даже с тем же самым человеком, быть может, ничего бы не произошло, если бы это событие произошло в другое время и при других обстоятельствах. Это вносит еще большую неопределенность в понятие индивидуальной среды. Одно и то же событие, воздействующее в разные периоды, может либо вызвать импрессинг, либо вообще никак не повлиять на человека.


Пример импрессинга

В качестве примера импрессинга приводят биографию А. Эйнштейна. В возрасте 12 лет он прочитал небольшую книжку по евклидовой геометрии на плоскости, которая произвела на него колоссальное впечатление и сыграла определяющую роль в развитии его интересов. Эту книгу читали еще сотни подростков, и ни на кого она не произвела такого действия.

Другой примерэто случай из биографии Софьи Ковалевской. Как-то в подростковом возрасте она с семьей выехала летом на дачу, и ей досталась комната без обоев. Стены были оклеены страницами учебника математики. Ее настолько заинтересовали эти необычные стены, что она принялась с огромным интересом их изучать, что дало толчок к развитию страсти к математике.

ЕСЛИ попробовать разобраться с условиями, которые делают возможным импрессинг, то, несмотря на всю неопределенность, можно высказать некоторые предположения. По всей видимости, огромную роль играет фактор подкрепления — то, каким образом поощряется активность. Для человека подкреплением может быть внимание окружающих, восхищение, поощрение с их стороны. Так, физик

А. Комптон (нобелевский лауреат) вспоминал, что в возрасте 8 лет он показал своей матери тетрадку, представлявшую «научный трактат» о свойствах индийских и африканских слонов. Она его поздравила, причем сделала это так, что это воспоминание осталось у него на всю жизнь. Много лет спустя он говорил, что если бы мать тогда рассмеялась, он утратил бы навсегда интерес к исследовательской работе.

В качестве фактора подкрепления может выступать и просто восторг от внезапного понимания того, как решается задача. Может, именно это и произошло в случае Рамануджана.

Уже описанные примеры раннего развития речи у детей, вызывавшего восторг, умиление и внимание родителей, также напоминают по своим свойствам импрессинг. Освоение речи тоже протекает по похожим законам, во всяком случае и критический период ее освоения, и автоматические механизмы запечатлевания — все это имеет место. Несмотря на все отличия между человеком и животными, стоит упомянуть, что некоторые аналогии импрессингу мы можем найти и у млекопитающих. Например, у лисенка писк мыши вызывает практически неугасимый ориентировочный рефлекс на всю жизнь после первого же подкрепления (поедания мыши).

Нетрудно заметить, что концепция импрессинга переносит основной акцент в проблеме возникновения экстраординарных, гениальных личностей в сферу мотивации. На почве импрессинга формируются всепоглощающие интересы личности, сообщающие всему поведению человека невероятную целеустремленность, которая приводит к формированию экстраординарных способностей и реализуется в конечном счете в выдающихся достижениях.

Оценку врожденных особенностей личности, характерных для талантливых или гениальных людей, логичнее всего начать с определения их коэффициента интеллекта. IQ гениев никогда не был ниже 120 баллов (сейчас есть методики, позволяющие оценить IQ по фактам биографии, литературному наследству и пр.). Некоторые проводят эту границу чуть выше — 140 баллов. Начиная со 110-120 баллов уровень интеллекта никак не коррелирует с экстраординарностью личности, дальнейшее повышение не имеет значения. В то же время огромное количество людей с IQ больше чем 120-140 баллов представляют собой вполне обычных людей.

Дело, очевидно, в других особенностях личности. Б. Пастернак в одном из своих писем писал, что заурядные личности в отличие от гениальных работают только из-под палки обстоятельств. Очевидно, вопрос в том, что побуждает человека к деятельности, т. е. речь идет о мотивах поведения. Необыкновенное развитие способностей обусловлено непрерывной всепоглощающей активностью в сфере интересов гения. Незаурядные способности формируются в ходе незаурядной деятельности. Как писал Люка, «гений продуктивен непрерывно, потому что творчество является его сущностью».

В. П. Эфроимсон указывал: «Что касается индивидуальных дарований, то их разнообразие так велико, они столь независимо наследуются, что в силу генетической рекомбинации почти каждому человеку достается в удел какой-то набор способностей…» и далее: «…решающее значение приобретает наличие или отсутствие стимула для развития и реализации наличного индивидуального набора дарований».


Средовые воздействия и одаренность

Несмотря на всю сложность поиска воздействий среды, влияющих на проявления талантливости, некоторые факторы все-таки удается выявить. Некоторые из них достаточно неожиданны, как, например, родительская депривация, т. е. лишение родительского попечения в детском возрасте вследствие утраты одного или обоих родителей. Вообще-то такого рода событие приводит к очень неблагоприятным последствиям. По статистике, всего около 8% людей переживают в детстве раннюю смерть одного из родителей. Однако если посмотреть, сколько таких людей среди взрослых преступников или пациентов психиатрических лечебниц (особенно страдающих депрессиями), то цифры совсем другие — 32 и 27% соответственно.

По данным, полученным в Шотландии, у 40% девочек-сирот отмечается беременность в возрасте до 18 лет, в то время как для девочек, воспитывавшихся в полных семьях, аналогичный показатель составляет всего 6%.

Эти данные вполне понятны, однако если подсчитать процент выдающихся личностей, потерявших в раннем детстве родителей, то получаются близкие значения — 28%.

По сведениям, приводимым Альбертом, среди нобелевских лауреатов таких людей 22%, среди выдающихся ученых — 41%, среди британских премьер-министров — 45%, а среди американских президентов — 51% (Albert, 1980). Сюда можно добавить Билла Клинтона, мать которого овдовела за 6 месяцев до его рождения. В чем тут дело? По словам известного математика и философа Бертрана Рассела (который осиротел в 3 года), большую часть времени он проводил в одиночестве, что способствовало тому, что он ушел в книги, в природу. Речь идет об одиночестве особого рода, способствующем размышлениям и раннему развитию. Такое одиночество — необходимое условие становления личности.

В связи с этим заслуживают внимания данные о психологических характеристиках интеллектуально одаренных школьников старших классов (Csikszentmihalyi et al, 1993). Исследуя их эмоциональные качества, ученые обнаружили, что в отличие от учеников со средними способностями у них наблюдается большая внутренняя мотивация к чтению, мышлению и одиночеству.

Еще один фактор — это порядок рождения. Давно замечено, что в семьях существуют определенные отличия между детьми, связанные с порядком их рождения. Так, старшие дети демонстрируют тенденцию к ортодоксальным воззрениям, а их младшие братья и сестры впоследствии становятся приверженцами радикальных взглядов. Психологи связывают это с конфликтами, возникающими между детьми в борьбе за внимание родителей. Что касается выдающихся личностей, то они значительно чаще встречаются среди первенцев. Фрейд объяснял это тем, что человек, который был бесспорным любимцем своей матери, на всю жизнь сохраняет уверенность в успехе, которая часто влечет за собой действительный успех. На эту проблему можно взглянуть и с другой стороны. Дело в том, что первый ребенок в самый критический период своего развития общается только со взрослыми, общение с другими детьми становится возможным только позднее. Вспомним о близнецовом эффекте, приводящем к снижению коэффициента интеллекта из-за того, что близнецы слишком замкнуты друг на друга. Вот уж кто воистину лишен одиночества! Может быть, и в этом случае действуют похожие механизмы?

Эфроимсон в попытках выяснить причины возникновения гениальности выделил несколько факторов, вроде бы имеющих к ней отношение, — так называемые 5 стигм гениальности. Эти факторы частично связаны с генетическими причинами, частично со средовыми воздействиями. Одним из таких факторов является заболевание подагрой. Эта болезнь, связанная с нарушениями обмена мочевой кислоты, в основном наблюдается у мужчин. Она может быть вызвана как наследственной предрасположенностью, так и погрешностями диеты (слишком большим употреблением пуринов с некоторыми продуктами). Частота встречаемости подагры — 0,3% (у трех мужчин из 1000). Среди выдающихся людей подагра встречается значительно чаще. Для разных выборок приводятся различные результаты — понятно, что критерии подбора гениев тоже произвольные. В малых выборках иногда указывают цифры заболеваемости от 14 до 75 %. Среди 1033 выдающихся деятелей Англии оказалось 55 подагриков (5,3%). В любом случае заболеваемость среди таких людей в десятки раз превышает норму.

Подагрой страдали многие знаменитые ученые, философы, политические деятели, полководцы, писатели и художники — например, Дарвин, Галилей, Ньютон, Гарвей, Эразм Роттердамский, Монтень, Бисмарк, Кромвель, Александр Македонский, Цезарь, Тургенев, Бетховен, Рубенс, Микеланджело, Рембрандт и т. д.

Если исходить из концепции специфической одаренности, то трудно представить себе механизм, благодаря которому одно и то же воздействие среды (болезнь) могло одинаково благоприятно сказаться на столь различных видах человеческой деятельности.

При описании личностей гениев, страдавших подагрой, неизменно указывается на то, что они были очень энергичны, упорны, не знали отдыха и спешки в достижении своих целей. Им были свойственны железная воля, хватка, настойчивость и систематичность. Нетрудно сделать вывод, что и здесь проблема переводится в сферу мотивации, именно эти качества обеспечивают необычную умственную и физическую работоспособность, целеустремленность и приводят к выдающимся результатам. Было высказано предположение, что при этом заболевании избыток мочевой кислоты может оказывать стимулирующее действие на нервную систему. Отмечается, что структура мочевой кислоты близка к некоторым психостимуляторам (например, кофеину).

Как бы то ни было, следует отдавать себе отчет, что в случае с подагрой речь идет прежде всего о корреляции, причем большинство гениальных и талантливых людей этим заболеванием не страдали и, наоборот, подавляющее большинство больных подагрой представляют собой обычных людей. Может быть, кому-то данное заболевание и дает некий дополнительный толчок, повышая энергичность достижения цели.

Другие наследственные болезни, по Эфроимсону, встречающиеся у знаменитых людей чаще — синдром Марфана и синдром Морриса, — вообще представляют собой редчайшие заболевания, и основывать какие бы то ни было заключения на считанных случаях вряд ли стоит.

В числе «стигм гениачьности» Эфроимсоном упоминается и гипоманиакальная депрессия. Эта особенность нервной системы свойственна так называемым циклотимическим личностям. У циклоти-миков наблюдаются периодические чередования настроения. В фазе подъема (гипоманиакальной) для них характерны подъем настроения и повышенная активность. Гипоманиакальную фазу сменяют периоды снижения активности и настроения с элементами депрессии. Подчеркнем, что речь идет о поведении, остающемся в пределах нормы.

Примеров такого рода личностей достаточно много среди выдающихся людей (Гете, Линней, Гоголь, Пушкин, Диккенс, Лев Толстой). По некоторым оценкам, среди них циклотимики встречаются в десять раз чаще, чем обычно. Если в норме гипоманиакальная депрессия встречается у 4 человек из 1000, то среди гениев — у 4 из 100. Очевидно, в период подъема достигается особая концентрация нервных и физических сил, способствующая достижению беспрецедентных результатов. Но и здесь следует отметить, что по этим же оценкам большинство гениальных людей (96 из 100) не обнаруживают такого типа поведения.

Попытки связать гениальность с различными заболеваниями делаются уже очень давно. И пусть даже при этом специально оговаривают, что речь идет лишь о поисках неких генетических маркеров, все равно создается впечатление, что дело не только в этом. Просто гений настолько необычен, настолько «ненормален» с точки зрения обычного человека, что невольно раз за разом выдвигаются версии о какой-либо патологии, лежащей в основе гениальности. Так, совсем недавно Ньютону и Эйнштейну «поставили диагноз» аутизма на том лишь основании, что Эйнштейн, например, тяготился салонными разговорами и совершенно не мог поддерживать светской беседы о всякой чепухе. Благодаря этому он в свое время произвел на многих впечатление нелюдимого и замкнутого человека, не способного общаться, а много лет спустя пара досужих медиков покопались в мемуарах и «обосновали» сенсационный диагноз.

admin:
Еще статьи