Аномалии половых хромосом
Синдром Шерешевского-Тернера
Среди аномалий набора половых хромосом встречается даже моногамия, т. е. наличие только одной хромосомы из пары. Этот случай получил название синдрома Тернера, или синдрома Шерешевского—Тернера. У больных имеется только одна Х-хромосома (обозначается ХО): таким образом, всего 45 хромосом вместо 46. Частота встречаемости синдрома Шерешевского—Тернера — 1 случай на 2500 рождений живых младенцев женского пола. Это женщины маленького роста с нарушениями развития гонад (менструации отсутствуют). Часто отмечаются другие нарушения в физическом развитии — пороки почек, сердца, укороченная шея.
При синдроме Шерешевского—Тернера нарушения умственного развития имеют сравнительно умеренный характер и отмечаются в 75% случаев. По данным одного из исследований, коэффициент интеллекта в границах 51-70 баллов отмечен у 26% больных, а пик распределения приходится на интервал 71-90 баллов (38%). Отметим, что в единичных случаях встречаются значительные отклонения в обе стороны, как в сторону чрезвычайно низких значений коэффициента интеллекта — меньше 50, так и в сторону высоких значений — 111-130 баллов. Для поведения лиц с синдромом Шерешевского— Тернера характерна определенная инертность эмоциональной сферы. Они флегматичны, уступчивы, в социальных отношениях играют подчиненную роль. Безынициативны, инфантильны, интересы обычно ограничены банальнейшими вещами.
Интересно, что речевые способности развиты хорошо и вербальный интеллект в норме. Однако у всех больных страдает восприятие пространственных отношений, нарушена ориентация в пространстве, различение правого и левого. Иногда даже ведется речь о своеобразной пространственной слепоте. Одновременно отмечается плохое понимание математики, больные плохо справляются со счетными тестами.
Синдром Кпайнфельтера
Другое нарушение числа половых хромосом приводит к появлению набора XXY — так называемый синдром Клайнфельтера. Больные этим синдромом — мужчины ростом выше среднего. Отмечается недоразвитие половых органов. Больные бесплодны, и хотя способность к половому акту имеется, половая активность рано затухает (в возрасте до 40 лет).
Поведение лиц с синдромом Клайнфельтера отмечено психическим инфантилизмом, пассивностью, внушаемостью в большой степени. Коэффициент интеллекта снижен, причем в отличие от синдрома Тернера здесь сильнее всего нарушен, как раз вербальный интеллект, имеются большие трудности при обучении чтению и письму, у части больных наблюдается дислексия в тяжелой форме.
Эффект возраста матери в случае трисомии XXY и XXX (по Фогель, Мотульски, 1990)
Способности к пространственной ориентации, наоборот, не затронуты. У большинства больных коэффициент интеллекта лежит в границах 60-79 баллов. Наблюдаются и другие отклонения от нормального поведения — необщительность, инфантильность, угрюмость, иногда отмечаются вспышки агрессии. У больных понижена способность к нормальным социальным контактам.
Среди факторов риска возникновения синдрома Клайнфельтера также необходимо упомянуть возраст матери (рис. 5.3).
При другой хромосомной мутации наблюдается вариант синдрома Клайнфельтера с кариотипом XXX Y-Частота встречаемости составляет 1 на 2500 мужчин, и нарушения умственного развития выражены сильнее.
Другие аномалии набора половых хромосом
Довольно распространен синдром лишней F-хромосомы, при котором набор половых хромосом имеет вид XYY. Он встречается несколько реже, чем синдром Дауна, — 1 рождение на 800 мужчин. Поскольку на Y-хромосоме количество генов невелико, то нарушения в случае этого синдрома относительно незначительны. Рост у таких людей заметно выше среднего в популяции. Половое развитие нормальное, и лица с этим синдромом могут иметь детей. Отмечается повышенная агрессивность. Среднее значение коэффициента интеллекта 80-88 баллов. Наблюдается преобладание реакций, сопровождающихся немедленным вознаграждением, повышенная импульсивность при эмоциональных реакциях.
Имеется целый ряд других редких аномалий набора половых хромосом — XXX, XXXXY, ХХХХ, ХХХХХ. Для всех этих случаев четко прослеживается закономерность: степень умственной отсталости пропорциональна количеству лишних хромосом. Чем сильнее нарушается генный баланс, тем значительнее нарушения развития.
Генные мутации
Ряд генных мутаций, при которых изменена структура только одного гена, приводит к развитию умственной отсталости. По некоторым оценкам, у 7-10% больных олигофренией она вызвана мутациями именно такого рода.
Фенилкетонурия
Фенилкетонурия — заболевание, при котором в результате мутации нарушена структура фермента, участвующего в метаболизме аминокислоты фенилаланина (фенилаланингидроксилаза). Этот фермент необходим для превращения фенилаланина в тирозин. Такого рода заболевания получили названия энзимопатий, т. е. вызванных дефектом ферментов (энзимов). При этом заболевании в крови накапливаются фенилаланин и продукты его неправильного обмена (фенилуксусная кислота), что приводит к повреждению развивающейся нервной системы. В основном это разрушение миелина и дегенерация нервной системы губчатого типа. Возникают умственная отсталость, микроцефалия, психозы, тремор, судорожная активность, спастичность. Данная мутация является рецессивной, т. е. может проявиться в фенотипе только в гомозиготном состоянии. Самые высокие значения заболеваемости фенилкетонурией отмечены в Ирландии (16,4 случая на 100 тыс. новорожденных); для сравнения: в США — 5 случаев на 100 тыс. новорожденных.
Несмотря на кажущуюся простоту ситуации (болезнь связана с одним геном), наследование фенилкетонурии представляет собой не такое простое явление. Уже обнаружено около 100 мутаций этого гена на 12-й хромосоме, отличающихся по степени воздействия на умственное развитие.
В случае фенилкетонурии мы имеем яркий пример того, как можно предупредить развитие заболевания, имеющего генетическую природу, с помощью подбора средовых воздействий. В настоящее время фенилкетонурия легко обнаруживается при обычных обследованиях новорожденных в 2-3-дневном возрасте (в норме концентрация фенилаланина в плазме крови не должна превышать 4 мг/дл). Больные переводятся на диету с низким содержанием фенилаланина, что помогает избежать повреждения нервной системы при развитии. При этом тирозин становится незаменимой аминокислотой и необходимо обеспечить его наличие в диете. Наиболее критическим периодом являются ранние этапы онтогенеза, поэтому во взрослом возрасте многие уже не придерживаются диетических ограничений, хотя это все-таки желательно. Женщины с фенилкетонурией независимо от их собственного состояния должны соблюдать специальную диету во время беременности, в противном случае высокий уровень фенилаланина в их крови будет оказывать повреждающее действие на развивающийся плод.
Фенилкетонурия является хорошим примером взаимодействия «генотип—среда». Напомним, что суть этого заболевания состоит в разной чувствительности особей с разным генотипом к воздействиям среды. Одна и та же среда (в данном случае среда — это характер питания) у одних генотипов вызывает тяжелую болезнь (фенилкетонурию), а у других генотипов не наблюдается абсолютно никаких патологических изменений. В других условиях среды (при соблюдении специальной диеты) различия между генотипами по этому признаку (фенилкетонурия) исчезают.
Гомоцистинурия и другие генные мутации
Еще одной энзимопатией, связанной с нарушением обмена аминокислот, является гомоцистинурия. При этом заболевании в результате мутации нарушена структура фермента, участвующего в превращении гомоцистеина в цистатионин. Больные гомоцистинурией страдают от умственной отсталости, различных патологий органов зрения (катаракты, отслойки сетчатки, атрофии зрительного нерва), присутствуют нейропсихиатрические симптомы (судороги, мышечная слабость, эмоциональные расстройства по типу шизофрении). У части пациентов диета с низким содержанием метионина помогает замедлить или предотвратить нейрологические осложнения.
Синдром ломкой Х-хромосомы
Одной из причин отставания в умственном развитии может быть мутация гена FMRI, расположенного на Х-хромосоме. Так называемый синдром ломкой Х-хромосомы связан с дефектами, варьирующими от умеренных нарушений способностей к обучению и гиперактивности до серьезных отклонений и аутизма. Значение коэффициента интеллекта лежит обычно в области 30-65. При изучении факторов, влияющих на умственное развитие детей с этим дефектом, выяснилась любопытная особенность, касающаяся средовых воздействий на проявления этого наследственного заболевания. Сравнивался коэффициент интеллекта родителей, их здоровых детей и детей с синдромом ломкой Х-хромосомы. Оказалось, что коэффициент интеллекта родителей хорошо коррелирует с показателями умственного развития здоровых детей. В то же время эта корреляционная связь значительно слабее для девочек и еще менее значительна для мальчиков с синдромом ломкой Х-хромосомы. Это означает, что по коэффициенту интеллекта родителей достаточно трудно предсказать конечный результат данного генетического дефекта.
Таким образом, при мутации гена FMR1 ослаблено влияние коэффициента интеллекта родителей на результаты развития этих детей. В то же время выяснилось, что большое значение имеют средовые воздействия, в частности та среда, которая окружает ребенка дома. Обогащение домашнего окружения, устранение отвлекающих моментов, постоянство в выполнении рутинных процедур благоприятно сказываются на развитии способности концентрировать внимание и, как следствие, на обучении.
Олигофрения и родственные браки
Большое число мутаций, в том числе вредных, являются рецессивными. В фенотипе они могут проявиться только, если окажутся в гомозиготном состоянии. Инбридинг, или близкородственное скрещивание, способствует переводу рецессивных аллелей в гомозиготное состояние, поэтому близкородственные браки у человека приводят к повышенной частоте различных наследственных заболеваний. Так, в ряде стран разрешены кузенные браки (между двоюродными братьями и сестрами), процент родственных браков велик и в небольших изолированных популяциях. Специальные исследования показали, * что в случае родственных браков резко возрастает количество различных патологий. Например, по данным, полученным в Израиле, в случаях глубокого слабоумия процент родившихся от кузенных браков в 2-5 раз выше, чем для популяции в целом. Исследования, проведенные во Франции, показали, что в случае родственных браков число мертворожденных или умерших вскоре после рождения превышает показатели для неродственных браков почти в 2 раза.
Частота случаев олигофрении среди потомков, родившихся от кузенных браков, составляет 9,3%, соответствующий показатель для популяции в целом в Англии — 0,8-1%.
Аутизм
Особый вид нарушения развития представляет аутизм, описанный впервые Каннером в 1943 г. Симптомы аутизма проявляются очень рано: ребенок съеживается от прикосновений, не тянется к родителям, вернувшимся после периода отсутствия, в 2-3-месячном возрасте отсутствует улыбка в ответ на голос матери. В целом для аутизма характерна эмоциональная и социальная отстраненность от других людей. Избегание социальных взаимодействий, нарушение или отсутствие подражания другим людям приводят к серьезным нарушениям развития, прежде всего речи. Речь может отсутствовать полностью либо развиваться с большим отставанием и искажениями. У 66-75% больных аутизмом коэффициент интеллекта ниже 70 баллов, такие больные требуют специального ухода в течение всей жизни.
Отсутствует воображение, эмоциональная эмпатия, не воспринимаются чувства и переживания других, отмечается выраженное нарушение способности начинать и поддерживать разговор. Они не понимают намеков, юмора, не могут хранить секреты. Экспериментально показано отсутствие понимания того, что могут испытывать, переживать и даже знать другие люди. Например, аутичному ребенку показывают куклу, которая кладет шарик в корзинку, а затем уходит через дверь кукольного дома. В ее отсутствие ребенок наблюдает, как шарик изымается из корзинки. Когда кукла возвращается, ребенка спрашивают, где кукла будет искать шарик, и он неизменно показывает не на корзинку, а туда, где шарик находится сейчас. Если тот же эксперимент проделать с ребенком, больным синдромом Дауна (с таким же коэффициентом интеллекта), он ответит на вопрос правильно.
Еще одна характерная черта — резко ограниченный репертуар активности, очень часто стереотипно повторяющийся. Наблюдается невероятная настойчивость в соблюдении рутинных ритуалов, больной активно противится даже минимальным изменениям. Круг интересов резко ограничен. Ребенок игнорирует других детей и предпочитает играть один, причем склонен к повторяющейся, стереотипной активности (может часами наблюдать вращающиеся предметы, пересыпать песок между пальцами, перекладывать объекты в каком-то непонятном порядке). Эта тенденция полностью концентрировать внимание на каком-то объекте или деятельности и невозможность переключать внимание является характернейшей чертой аутизма. С нарушениями механизмов внимания, в частности привлечения внимания, связан такой типичный признак аутичного ребенка, как отсутствие (или избегание?) контактов взглядами. При аутизме часто отмечаются длительно повторяющиеся стереотипные простые движения: раскачивание, наклоны, хлопки, щелканье пальцами. Иногда такая деятельность направлена на самого себя. Больной может методично наносить себе удары вплоть до появления физических повреждений.
Смена типа активности может даже спровоцировать эмоциональный кризис, так же как и незначительные изменения в окружающей среде, например любые изменения в обстановке (убрали игрушки в комнате или сложили их в другом порядке, поставили новую мебель и т. п.). В связи с этим наблюдается избегание нового, больные предпочитают поддерживать прежний распорядок дня, носить каждый день одну и ту же одежду, выбирают один и тот же маршрут движения.
У очень небольшого числа больных аутизмом (так называемых autistis savants) на фоне умственной отсталости иногда обнаруживаются некоторые экстраординарные способности. Это может быть способность к молниеносным арифметическим вычислениям, музыкальные способности, память, рисование. Так, описан случай, когда 8-летний больной аутизмом с одного взгляда мог воспроизвести все цифры таблицы или молниеносно умножить четырехзначные цифры. В другом примере ребенок 6-ти лет мог писать слова в обратном порядке с такой же скоростью, как и в прямом.
Заболеваемость аутизмом составляет 0,7-5,6 случаев на 10 тыс., причем преобладают мальчики (75% случаев аутизма). Большинство признаков становятся очевидными уже к концу третьего года жизни. В самое последнее время в ряде штатов США сообщалось об увеличении заболеваемости аутизмом. Долгое время считалось, что причиной аутизма является неправильное поведение родителей, их неспособность поощрить правильное поведение и установить тесную связь с ребенком. В настоящее время ясно, что в основе этого заболевания лежат биологические причины.
Анализ заболеваемости родственников показывает, что риск аутизма для братьев и сестер больного составляет 2,5-8,6%, что более чем в 100 раз превышает средние значения для популяции в целом.
Если в семье два аутичных ребенка, то шанс заболеть для третьего составляет 35%. В одной работе, выполненной в штате Юта, было показано, что в 11 семьях, где отец страдал аутизмом, более чем у половины из 44 детей отмечен аутизм. Обнаружено, что среди братьев и сестер больного аутизмом значительно чаще, чем в среднем, встречаются нарушения в обучении чтению и правописанию, депрессивные состояния. Однако характерно то, что отсутствует связь с шизофренией. Это важно, поскольку ряд симптомов аутизма (но далеко не все!) сходен с признаками шизофрении, и некоторые ученые сначала рассматривали его как форму шизофрении. Сейчас очевидно, что это разные заболевания, в частности, детская шизофрения проявляются только после 5 лет, заболеваемость среди лиц обоего пола одинакова, и в семьях больных аутизмом частота заболеваемости шизофренией не превышает средней в популяции.
Средние значения конкордантности по аутизму для монозиготных близнецов составляют 73%, для дизиготных — 7%. Отсюда высокий коэффициент наследуемости, который в отдельных работах оценивается в 90% (разброс для разных исследований от 65 до 90%). Таким образом, аутизм в очень большой степени определяется особенностями генотипа. Анализ данных показывает, что, возможно, с аутизмом связано от 2 до 10 локусов.
Сообщалось о целом ряде отклонений в нормальном развитии мозга при аутизме, например на уровне нейрональной организации в миндалине (ядро, тесно связанное с эмоциональными реакциями) или в гиппокампе. У 25% аутичных детей во взрослом или подростковом возрасте развивается эпилепсия. Однако если смотреть на данные в целом, то отсутствует какой-либо постоянный патологический фактор, специфический для аутизма.
В случае аутизма не найдено эффективных средств фармакологического лечения, однако получены определенные успехи в поведенческой терапии, когда удается достичь полезного результата с помощью методов коррекции поведения, основанных на обучении. Речь идет об интенсивном обучении тем особенностям поведения, в отношении которых наблюдается дефицит при аутизме. Прежде всего, это обучение обращению внимания, поддерживанию контакта взглядов, тому, как смотреть и в то же время слушать. Большинство коррекционных техник основано на принципах классического обусловливания и инструментального обучения.
Обучение затрудняется большими индивидуальными различиями, существует и целый ряд других сложностей. Даже самые способные больные не могут правильно действовать или рассуждать в новых или необычных ситуациях, в условиях, когда имеется слишком большой выбор.
Им крайне необходимы систематичность и рутинное повторение в сочетании с простыми и четкими инструкциями, объясненными простым языком. Большие проблемы возникают с подкреплением правильного поведения, поощрением и ободрением. Дело в том, что аутичные дети не обнаруживают никакой реакции на внимание и похвалы, особенно в начале. Психотерапевт может начать с предложения сладостей (любимой пищи, напитка), сочетая его с улыбкой и похвалами, т. е. попытаться выработать нечто вроде рефлекса второго порядка. В конце концов ребенок начинает связывать сласти с одобрением и поощрением и добиваться их.
Один из наиболее часто используемых методов — это систематическая тренировка отдельных правильных действий. Ребенку предлагают указать на какой-либо предмет или дотронуться до чего-либо, немедленно поощряя правильное действие. Такие действия повторяются десятки раз. Постепенно выбор можно разнообразить. В дальнейшем начинают добиваться ответов на вопросы, которые постепенно включают все больше требований. Дети, которые плохо говорят, поощряются за правильное повторение слов или отдельных звуков.