Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Нами были проведены исследования валидности этой методики. Содержательная валидность индексов отношений со значимыми взрослыми и сверстниками проверялась путем их сравнения с аналогичными показателями по методикам «Рисунок семьи» и «Цветовой тест отношений». Были получены следующие коэффициенты корреляции: наивысший — для отца, высокие и значимые — для братьев и сестер, менее высокие, но все еще значимые — для бабушек и дедушек. Коэффициент корреляции индексов отношения к матери оказался низким положительным и незначимым. Мы интерпретируем последнее так: отношения матери и ребенка наиболее амбивалентны и разнообразны. В методике Р. Жиля шкала отношения к матери нагружается 20 вопросами. Поэтому индекс отношения к матери как бы сглаживается, усредняется по этим 20 ситуациям. В методиках же «Рисунок семьи» и «Цветовой тест отношений» отношения «мать—ребенок» представлены более нацеленно и однозначно. Поэтому коэффициент корреляции здесь небольшой и незначимый. Что касается отношения к отцу, бабушкам, дедушкам и сиблингам, то все три методики мерят их достаточно однородно. Поэтому и коэффициенты корреляции здесь больше.

Содержательная валидность второй группы показателей — личностных качеств, проявляющихся в общении, — проверялась с помощью детского варианта теста Кетелла.

Здесь обнаружены два любопытных факта: во-первых, уточнился смысл параметра «любознательность». В обыденном сознании понятие «любознательность» близко к понятиям «пытливость», «познавательная направленность», «познавательная инициативность». Наши исследования показали, что в тесте Жиля «любознательность» операционализируется только как «близость к рассказывающему что-то взрослому», даже как «зависимость от взрослого, ведомость взрослым», «социальная адекватность поведения».

Во-вторых, уточнилось понятие «отгороженность», «стремление к уединению». В формулировках из методики Жиля этот параметр несет несколько негативный оттенок. Оказалось, что этот фактор положительно коррелирует с интеллектом! Таким образом, не «любознательные» — близкие к рассказывающему что-то взрослому, ведомые — дети, а как раз «уединенные» дети-одиночки на картинках теста являются более интеллектуально развитыми и в этом смысле более независимыми, направленными не столько на отношения «человек—человек», сколько на отношения «человек—предметный мир».

Методика Жиля достаточно широко используется в исследовательской и консультативной практике психологов. Отчасти это связано с тем, что она напечатана во многих сборниках тестов или рабочих книгах. Однако стоит обратить внимание потенциальных пользователей этой методики на следующее.

  1. Авторской публикацией этой методики является публикация И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева. Использование заведомо неполных перепечаток нежелательно. Авторы русскоязычной версии уточнили понимание этой методики во втором издании (2003).
  2. Многочисленные вторичные перепечатки методики отличаются погрешностями. Например, практически везде вдвое уменьшен размер картинок, используемых в методике. Это создает трудности, особенно для более маленьких детей — они попросту мало что могут разглядеть на картинках. Кроме того, в оригинале на одной странице дается только одна картинка или один вербальный вопрос. При вторичной публикации стремление сэкономить место привело к тому, что на одной странице располагается сразу два или даже три задания теста. Это изменяет (в худшую сторону) ситуацию тестирования, отвлекая внимание ребенка или оказывая на него давление.
  3. Есть попытка сделать сокращенный вариант методики, состоящий всего из 21 задания. Нам она кажется неубедительной и необоснованной.
  4. Наконец, нам встречались различные версии перевода методики на русский язык. Отличие состояло в количестве шкал и их названиях. Пользователь должен быть внимателен — какой вариант методики он держит в руках.

Необходимо добавить, что методика еще ждет своей полной валидизации и стандартизации. Используемые в ней «сырые» баллы в ряде случаев ставят начинающего практического психолога в трудное положение.





Комментарий к статье