Нами были проведены исследования валидности этой методики. Содержательная валидность индексов отношений со значимыми взрослыми и сверстниками проверялась путем их сравнения с аналогичными показателями по методикам «Рисунок семьи» и «Цветовой тест отношений». Были получены следующие коэффициенты корреляции: наивысший — для отца, высокие и значимые — для братьев и сестер, менее высокие, но все еще значимые — для бабушек и дедушек. Коэффициент корреляции индексов отношения к матери оказался низким положительным и незначимым. Мы интерпретируем последнее так: отношения матери и ребенка наиболее амбивалентны и разнообразны. В методике Р. Жиля шкала отношения к матери нагружается 20 вопросами. Поэтому индекс отношения к матери как бы сглаживается, усредняется по этим 20 ситуациям. В методиках же «Рисунок семьи» и «Цветовой тест отношений» отношения «мать—ребенок» представлены более нацеленно и однозначно. Поэтому коэффициент корреляции здесь небольшой и незначимый. Что касается отношения к отцу, бабушкам, дедушкам и сиблингам, то все три методики мерят их достаточно однородно. Поэтому и коэффициенты корреляции здесь больше.
Содержательная валидность второй группы показателей — личностных качеств, проявляющихся в общении, — проверялась с помощью детского варианта теста Кетелла.
Здесь обнаружены два любопытных факта: во-первых, уточнился смысл параметра «любознательность». В обыденном сознании понятие «любознательность» близко к понятиям «пытливость», «познавательная направленность», «познавательная инициативность». Наши исследования показали, что в тесте Жиля «любознательность» операционализируется только как «близость к рассказывающему что-то взрослому», даже как «зависимость от взрослого, ведомость взрослым», «социальная адекватность поведения».
Во-вторых, уточнилось понятие «отгороженность», «стремление к уединению». В формулировках из методики Жиля этот параметр несет несколько негативный оттенок. Оказалось, что этот фактор положительно коррелирует с интеллектом! Таким образом, не «любознательные» — близкие к рассказывающему что-то взрослому, ведомые — дети, а как раз «уединенные» дети-одиночки на картинках теста являются более интеллектуально развитыми и в этом смысле более независимыми, направленными не столько на отношения «человек—человек», сколько на отношения «человек—предметный мир».
Методика Жиля достаточно широко используется в исследовательской и консультативной практике психологов. Отчасти это связано с тем, что она напечатана во многих сборниках тестов или рабочих книгах. Однако стоит обратить внимание потенциальных пользователей этой методики на следующее.
- Авторской публикацией этой методики является публикация И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева. Использование заведомо неполных перепечаток нежелательно. Авторы русскоязычной версии уточнили понимание этой методики во втором издании (2003).
- Многочисленные вторичные перепечатки методики отличаются погрешностями. Например, практически везде вдвое уменьшен размер картинок, используемых в методике. Это создает трудности, особенно для более маленьких детей — они попросту мало что могут разглядеть на картинках. Кроме того, в оригинале на одной странице дается только одна картинка или один вербальный вопрос. При вторичной публикации стремление сэкономить место привело к тому, что на одной странице располагается сразу два или даже три задания теста. Это изменяет (в худшую сторону) ситуацию тестирования, отвлекая внимание ребенка или оказывая на него давление.
- Есть попытка сделать сокращенный вариант методики, состоящий всего из 21 задания. Нам она кажется неубедительной и необоснованной.
- Наконец, нам встречались различные версии перевода методики на русский язык. Отличие состояло в количестве шкал и их названиях. Пользователь должен быть внимателен — какой вариант методики он держит в руках.
Необходимо добавить, что методика еще ждет своей полной валидизации и стандартизации. Используемые в ней «сырые» баллы в ряде случаев ставят начинающего практического психолога в трудное положение.