X

Детский апперцептивный тест. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е.Бене — Е.Антони

Детский апперцептивный тест считается методом «исследования личности посредством изучения динамической значимости индивидуальных различий в восприятии стандартных раздражителей» [Руководство к тесту КАТ, 1993, с. 4 ]. Однако среди картинок, которые предъявляют ребенку, есть такие, которые касаются проблем конкуренции и соперничества в отношениях между братьями и сестрами, отношений с родителями, отношений к родителям как супругам и проч. Именно поэтому авторы теста считают, что КАТ способен открыть динамику межличностных отношений, побудительных моментов, тревоги в родительско-детских отношениях и приемы защиты от нее.

КАТ может быть клинически полезен в определении того, какие динамические факторы характеризуют поведение ребенка в группе, в школе, в детском саду или же дома. Стандартный набор методики КАТ содержит 10 картинок, на которых изображены различные звери в самых разных ситуациях (10 дополнительных картинок были созданы для получения информации о детских проблемах, не затрагивавшихся в основном наборе). Кроме того, существуют варианты картинок методик КАТ и КАТ-дополнение с персонажами в виде животных и схематично изображенных людей (детей и взрослых), что сближает эту методику с межличностной методикой. Ситуации в этих двух вариантах наборов картинок совершенно аналогичны друг другу.

Существует подробное руководство по проведению теста. Что касается межличностных отношений ребенка, то психолог имеет возможность оценить:

  1. степень, в которой межличностные отношения соответствуют важнейшим мотивам личности;
  2. степень, в которой настоящие взаимоотношения способны приспосабливаться к новым целям;
  3. степень, в которой ребенок воспринимает окружение как отдельное и независимое от него самого или как то, что является его непосредственной частью;
  4. степень, в которой он может поддерживать отношения с другими субъектами в течение длительного периода времени и проявлять к ним терпимость, несмотря на физические и прочие недостатки последних либо идущие от них беспокойство или даже враждебность.

Наиболее полное руководство по интерпретации детских рассказов по картинкам КАТ можно найти в книге Н. С. Бурлаковой и В. И. Олешкевича [Бурлакова Н.С., Олешкевич В. И., 2001]. Как всякая проективная методика, КАТ достоин специального курса обучения и может быть рекомендован к использованию только специально подготовленными психологами-консультантами и психотерапевтами.

Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е.Бене — Е.Антони

Методика Е.Бене —Е.Антони [Бене Е., 1999] направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи, и то, как он воспринимает их отношение к себе. Кроме того, посредством методики выявляются типы психологических защит, используемые ребенком.

Методика имеет две формы, представленные в методическом руководстве [Бене, 1999]:

  1. для дошкольников и младших школьников;
  2. для подростков.

Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 мин. Методика очень проста в обработке. В настоящем практикуме мы остановимся только на самых важных моментах этой методики и интересном варианте ее модификации.

Несмотря на множество имеющихся сегодня тестов, пригодных для психологической оценки ребенка, существует потребность в тесте, который мог бы адекватно и надежно показать направленность и силу чувств ребенка по отношению к различным членам его семьи и его оценку ответного отношения к нему.

Ж.Пиаже, обсуждая генезис концепции семьи у ребенка, показал, что с изменением возраста идеи семьи значительно меняются. В соответствии с теорией Ж. Пиаже система взаимоотношений — это частный аспект «логики отношений», которой ребенок может овладеть только с 8-летнего возраста. До этого его только сбивает с толку огромное количество ролей, исполняемых одним и тем же человеком, который может одновременно быть отцом, братом, музеем и сыном. Малыш может считать членом семьи квартиранта, но не считать отца, мать или братьев, если они не живут с ним. Сироты стремятся к тому, чтобы дополнить свои семьи. Запущенные и отверженные дети имеют тенденцию воспринимать свои семьи как «романтические». Единственный в семье ребенок может включать в семейный круг воображаемых приятелей.

На следующем этапе дети начинают дифференцировать семейный круг от других лиц, живущих в доме, и от различных фантастических фигур. И наконец, они способны охватить всю систему семейных взаимоотношений и их собственные роли в этой системе.

Ребенок, таким образом, по-разному воспринимает свою семью на различных этапах развития, по-разному оценивает свои взаимоотношения в ней. Предложить ребенку проведение теста необходимо таким образом, чтобы он мог (по эмоциональным ощущениям или логическим причинам) включить в семейный круг или исключить из него важных лиц, так что созданная им в тестовой ситуации семейная группа необязательно соответствовала бы его реальной семье.

Полученное различие между идеей семьи, выраженной ребенком, и его семьей дает психологу дополнительную информацию о Домашней эмоциональной жизни ребенка. Эмоциональный фон, играющий главную роль в интерперсональных отношениях ребенка, включает сильные переживания любви или ненависти, «сексуального или агрессивного» в широком смысле этих слов, более слабые переживания типа «нравится/не нравится», «приятно/неприятно» и реакцию ревности и соперничества. Тест также включает переживания ребенка, направленные на себя, «аутоэротические» или «аутоагрессивные», и механизмы защиты от осознания направленных на него чувств. Переживания старших детей различаются более тонко, чем чувства младших. У маленьких детей переживание чего-либо или любовь к кому-либо, неприязнь или сильная ненависть легко перетекают из одного в другое.

Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:

  1. двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с «сексуализированными» переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;
  2. двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;
  3. родительского потакания, выражающегося высказываниями типа «Этого члена семьи мама слишком балует»;
  4. родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа «Мама беспокоится, что этот человек может простудиться».

Все эти пункты, кроме касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств:

  1. чувства исходят от ребенка и направляются другим людям;
  2. ребенок ощущает себя объектом чувств других.

Примером первой категории будет: «Я люблю прижиматься к этому члену семьи». А примером второй: «Этот человек любит крепко обнимать меня».

Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:

  1. положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
  2. отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;
  3. зависимость от других.

Тестовый материал

Тест предполагает инсценировку ситуации, которая может быть, конечно, воспроизведена и на бумаге, но со значительными потерями эффективности. Это объясняется тем, что в период жизни, указанный Пиаже как дооперациональный, существенную роль в детском «конкретном» подходе к миру играет «активная манипуляция» с объектами. Более того, письменные ответы воспроизводят скорее атмосферу школы, чем домашнюю. И может быть показано, что при исследовании эмоциональной сферы данные, полученные прямыми методами, оказываются менее ценными, чем данные, полученные с помощью непрямых проективных и игровых техник. Мы убеждены, что любое тестирование ребенка должно исходить из его предрасположенности к «конкретности» в интеллектуальной сфере и к более спонтанному выражению в игре и в эмоциональной сфере. Только методы, отражающие эти склонности, способны уловить мимолетный интерес ребенка и не допустить, насколько это возможно, ответов «романтизированных» и вызванных усталостью и скукой.

Тестовый материал призван дать конкретные представления о семье ребенка. Он состоит из 20 фигур, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Ребенку предлагаются фигуры от «дедушек» и «бабушек» до новорожденных детей, что позволяет ему создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включена еще одна важная фигурка: для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура «Никто».

Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка с щелью. Каждый вопрос написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку объясняют, что карточки содержат послания и что его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой, а тестовый материал должен подготовить испытуемого к предстоящему эмоциональному реагированию. Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации. Задача ребенка — подчиняться условиям теста. Его не просят анализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье, — многие дети оказались бы не способными сделать это. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, собранной из различных источников, достаточных для понимания основы отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован, но его место не определено жестко и отдать вопрос позволяется господину «Никто».

Более того, чувства, «брошенные» в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.

Текст опросника (Форма для старших детей)

  1. Нежные чувства, исходящие от ребенка.
    • 0. Этот член семьи очень хороший.
    • 1. Этот член семьи очень веселый.
    • 2. Этот член семьи всегда помогает другим.
    • 3. Этот член семьи имеет великолепные возможности.
    • 4. Этот член семьи никогда не подведет тебя.
    • 5. Этот член семьи много шутит.
    • 6. Этот член семьи заслуживает хорошего подарка.
    • 7. Этот член семьи — хороший спортсмен.
    • 8. С этим членом семьи хорошо играть.
    • 9. Этот член семьи очень добрый.
  2. Сильные положительные с сексуальным оттенком чувства, исходящие от ребенка.
    • 10. Мне нравится прижиматься к этому члену семьи.
    • 11. Я люблю, когда меня целует этот член семьи.
    • 12. Иногда мне хочется, чтобы я спал в одной кровати с этим членом семьи.
    • 13. Мне хотелось бы, чтобы этот человек был возле меня всегда.
    • 14. Мне бы хотелось, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о ком-либо другом.
    • 15. Я хотел(а) бы, чтобы мой будущий супруг напоминал этого члена семьи.
    • 16. Мне нравится, когда этот член семьи щекочет меня.
    • 17. Мне нравится обнимать этого члена семьи. Слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка.
    • 20. Этот член семьи иногда слишком суетится.
    • 21. Этот член семьи иногда придирается.
    • 22. Этот человек иногда портит чужие забавы.
    • 23. Этот член семьи иногда вспыльчив.
    • 24. Этот член семьи бывает в плохом настроении.
    • 25. Этот член семьи временами слишком много жалуется.
    • 26. Этот член семьи иногда досаждает без всякого повода.
    • 27. Этот член семьи никогда не удовлетворен.
    • 28. Этот человек не очень терпелив.
    • 29. Этот член семьи иногда слишком зол.
  3. Сильные отрицательные (враждебные) чувства, исходящие от ребенка.
    • 30. Иногда мне хочется убить этого члена семьи.
    • 31. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь.
    • 32. Иногда я ненавижу этого члена семьи.
    • 33. Иногда я представляю себя бьющим этого члена семьи.
    • 34. Иногда я думаю, что был бы счастливей, если бы этого человека не было в семье.
    • 35. Иногда я чувствую, что «сыт этим человеком по горло».
    • 36. Временами я хочу сделать что-то только для того, чтобы досадить этому человеку.
    • 37. Этот член семьи может сильно разозлить меня. Нежные чувства, получаемые ребенком.
    • 40. Этот член семьи добр ко мне.
    • 41. Этот член семьи очень тактичен со мной.
    • 42. Этот член семьи очень меня любит.
    • 43. Этот член семьи очень внимателен ко мне.
    • 44. Этот член семьи готов помочь мне.
    • 45. Этот член семьи любит забавляться со мной.
    • 46. Этот член семьи действительно понимает меня.
    • 47. Этот член семьи всегда выслушает меня.
  4. Сильные положительные, с сексуальным оттенком чувства, получаемые ребенком.
    • 50. Этот член семьи любит баловать меня.
    • 51. Этот член семьи любит крепко обнимать меня.
    • 52. Этот член семьи любит прижимать меня к себе.
    • 53. Этот член семьи любит помогать мне мыться.
    • 54. Этот член семьи любит пощекотать меня.
    • 55. Этот член семьи любит быть со мной в постели.
    • 56. Этот член семьи хочет всегда быть со мной.
    • 57. Этот член семьи заботится больше обо мне, чем о ком-либо другом. Слабые отрицательные чувства, получаемые ребенком.
    • 60. Этот член семьи иногда смотрит на меня неодобрительно.
    • 61. Этот член семьи любит подразнить меня.
    • 62. Этот член семьи иногда ругает меня.
    • 63. Этот член семьи не соглашается со мной, когда мне хотелось бы того.
    • 64. Этот член семьи не всегда соглашается помочь мне, когда у меня трудности^
    • 65. Этот член семьи иногда ворчит на меня.
    • 66. Этот член семьи иногда зол на меня.
    • 67. Этот член семьи слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время.
  5. Сильные отрицательные (враждебные) чувства, получаемые ребенком.
    • 70. Этот член семьи часто бьет меня.
    • 71. Этот член семьи слишком часто наказывает меня.
    • 72. Этот член семьи дает мне почувствовать себя глупым.
    • 73. Этот член семьи заставляет меня бояться.
    • 74. Этот член семьи неодобрителен ко мне.
    • 75. Этот член семьи заставляет меня чувствовать себя несчастным.
    • 76. Этот член семьи всегда недоволен мной.
    • 77. Этот член семьи недостаточно любит меня. Материнская сверхопека.
    • 80. Мама беспокоится, что этот член семьи может простудиться.
    • 81. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть.
    • 82. Мама беспокоится, чтобы этот член семьи не попал под машину.
    • 83. Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-то себе повредить.
    • 84. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться.
    • 85. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться.
    • 86. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными детьми.
    • 87. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест.
  6. Отцовское сверхпотакание.
    • 90. Об этом члене семьи папа зачастую попусту волнуется.
    • 91. Этому члену семьи папа уделяет слишком много внимания.
    • 92. Этого члена семьи папа слишком балует.
    • 93. С этим членом семьи папа проводит слишком много времени.
    • 94. Этого члена семьи папа любит больше всех.
  7. Материнское сверхпотакание.
    • 95. Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется.
    • 96. Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания.
    • 97. Этого члена семьи мама слишком балует.
    • 98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени.
    • 99. Этого члена семьи мама любит больше всех.

Разные области чувств операционализированы разным количеством вопросов, поэтому некоторых номеров вопросов в перечне нет. Пункты, которые выражают положительные и отрицательные чувства ребенка, наиболее подходящи, чтобы быть использованными не только относительно других людей, но также относительно себя, для этого указанные области содержат больше вопросов, чем другие.

admin:
Еще статьи