В ходе работы со Светой четко определился предмет обсуждения, главная проблема. В беседе удалось вывести в материальный план (графическое обозначение) актуальные переживания Светы, появилась возможность «проговорить» свою непростую ситуацию. В результате психологу удалось показать девушке, что «не все так плохо», что вокруг нее много людей, для которых она дорога и значима. Это обсуждение позволило повысить групповую идентификацию Светы.
К концу встречи Света успокоилась, настроение улучшилось. Данный методический прием позволил организовать продолжительную беседу с девушкой, в ходе которой появилась возможность анализа ее отношений с мамой: обсуждались различные стороны отношений, фиксировалось внимание на благоприятных периодах, была показана неоднозначность модальности ее переживаний.
На третьей встрече было решено продолжить работу по обсуждению и осознанию контекста сложившейся ситуации, выйти на расширение временных биографических рамок «сегодняшней» ситуации, показать возможные жизненные перспективы. Такой план работы, по мнению психолога, должен был усилить механизм возрастной идентификации. На этой встрече использовалась методическая процедура «Радости и огорчения жизни».
Данная встреча позволила психологу уточнить преобладающую модальность переживаний Светы в различные возрастные периоды. Анализ радостей и огорчений жизни Светы показал, что данный период оценивается как конфликтный и напряженный. Радостное мироощущение девушка отмечала в ранние дошкольный ишкольный периоды жизни. По ее словам, она «любила всех, и все любили ее». На рисунке пространственное соотношение биографических интервалов различное. Такие периоды, как «Поступление в школу» и «Окончание школы», на линии жизни наиболее протяженные. С ними девушка связывает радостное мироощущение, прошлое представляется как светлое, бесконфликтное, когда она жила с окружающими ее людьми и с собой в полном согласии. Будущее девушка идеализирует, считает, что у нее хватит сил на создание хорошей семьи, счастливой жизни с любимым человеком, что, когда она будет далеко от родного дома, мама все осознает и изменит свое поведение по отношению к ней, отцу и бабушке. Света объединила в один временной интервал учебу в 1 -4-м классах, мотивируя это тем, что ей было хорошо все эти годы, она очень любила свою первую учительницу и что для нее было горем переходить в 5-й класс.
На линии жизни 5, 6 и 7-й классы занимают равные интервалы и не связаны с переживанием отрицательных эмоций. Начиная с 8-го класса, интервалы увеличиваются, постепенно нарастает неблагополучное мироощущение, которое достигает максимума к 11-му классу. Такую эмоциональную картину девушка связывает с нараставшим непониманием со стороны матери, ее отдалением, уходом в «свою» жизнь без семьи, ее ложью, изменой отцу.
В ходе составления «линии жизни» со Светой обсуждались те переживания, которые сопутствовали кризисно-возрастным этапам ее жизни, обсуждались возможности преодоления трудностей сложившейся ситуации, было показано, что острые ситуации при их правильной интерпретации устранимы.
В совместной работе психолога и ребенка методика позволила расширить контекст анализа проблемы, масштаб ее мировосприятия. Вербализация девушкой своих переживаний к концу занятий снизила их остроту, «фокус» переместился на будущие события. По словам Светы, по окончании работы ей многие вещи показались другими: «Не стоит застревать так на своих огорчениях, ведь впереди так много хорошего. Правда ведь?»
При четвертой встрече, опираясь на уже сложившиеся доверительные отношения между психологом и Светой, была использована техника «Альбом моей жизни».
Как увидим из нижеприведенного протокола, в ходе работы с конвертами Света создала 5 страниц-рубрик своего альбома.
Из конверта «Радости» она выбрала одну страницу-рубрику — «Любовь».
Из конверта «Разное» — «Дом», «Просто жизнь», «Я».
Из конверта «Печальное» — «Чужие».
Итоговый протокол работы Светы по моделированию свой биографической ситуации выглядит следующим образом:
Содержание и количество иллюстраций |
Комментарии Светланы при выборе иллюстраций и «экскурсии» по альбому |
Примечание |
Страница 1 — «Чужие» |
||
1. Бой боксеров |
«Это было у нас на самом деле, но сильно ее ударить я не смогла, хотя она этого заслуживает» |
Разговор о матери в третьем лице; в мимике, интонации выражено ее отвержение |
2. Женщина, расталкивающая очередь |
«Это про нее, везде ездит, денег много, из-за этого готова на все, на унижение отца, бабушки. У нее такое лицо бывает, когда при этих своих гостях начинает меня воспитывать» |
Речь идет о матери |
3. Две женщины: одна сидит, другая стоит |
«А это мама и бабушка. Мама не ценит того, что делает для нее бабушка. Бабушка любит папу и меня, и из-за этого она ее ненавидит» |
|
4. Одинокая женщина на перроне |
«Как она не поймет, что две «стенки» в доме не нужны. А эти ковры, которые некуда стелить? Ведь она же одна останется, я к себе ее не возьму, пусть знает, как нам всем было плохо из-за нее» |
Речь идет о матери. Заплакала, долго не могла успокоиться |
Страница 2 — «Любовь» |
||
1. Новорожденный |
«Говорят, дети от любви рождаются… я что-то в это не верю. Вот и у А. то же самое» |
Перенос на своего будущего мужа, говорит неуверенно, вопросительно |
2. Мужчина на фоне развалин > |
«Я его люблю? Не знаю, за его спиной его жизнь, а вдруг со мной рухнет вторая половина? Мне бы хотелось, чтобы А. был более уверенным в жизни» |
|
3. Двое на вокзале, девушка в фате |
«А вот это мне не нравится, больно он нахальный и самоуверенный» |
Обеспокоена. Видимо, перенос на Р., которому Света нравится сейчас |
Содержание и количество иллюстраций |
Комментарии Светланы при выборе иллюстраций и «экскурсии» по альбому |
Примечание |
4. Одинокая, очень печальная невеста |
«А ведь такое может быть… Тебя просто бросят, хотя говорят, что любят» |
|
5. Жених и невеста на бахче |
«Какие они красивые и счастливые…» |
|
6. Двое пожилых людей |
«А вот это действительно счастье, но бывает, наверное, один случай на миллион. А как было у Вас?» |
Доверительный тон общения |
Страница 3 — «Просто жизнь» |
||
1. Мужчина в наручниках |
«Нельзя всю жизнь прожить, обманывая других. Вот только наказание бывает разным» |
|
2. Дом-интернат для калек |
«А вот они ничего не знают, им, наверное, хорошо. Господи, не дай бог такого…» |
|
3. Плачущая девушка |
Долго смотрит на картинку, не комментирует |
|
4. Старуха около креста |
«А интересно, что чувствует человек, который прожил жизнь и ему скоро умирать. Я не хочу доживать до глубокой старости, человек тогда жалок…» |
Изменился тон, глаза увлажнились |
5. Группа подростков на площади |
«Они вместе, но все у них по-разному» |
|
6. Милиционер и проститутка |
«А интересно, это, действительно, так уж плохо? Ведь человек может и должен жить как хочет. Нет, я думаю, что со мной этого не произойдет, мамы хватит» |
Разговор вернулся к основной проблеме — оценке взаимоотношений с матерью |
Страница 4 — «Дом» |
||
1. Двое у стола |
«Я думаю, что у них все будет хорошо…» |
|
2. Двое детей на пожаре |
«А это наш с Вовкой дом. Горел, горел и сгорел. Тряпки, гости, выпивки…» |
Говорит с горечью. Проекция семейной ситуации |
Содержание и количество иллюстраций |
Комментарии Светланы при выборе иллюстраций и «экскурсии» по альбому |
Примечание |
3. Двое детей в ванне на улице |
«Как хорошо было в детстве у бабушки…» На вопрос психолога «почему?» отвечает: «Ничего не понимаешь, всем доволен» |
|
4. Вид на станицу |
«Какие все-таки красивые у нас места. Правда же, похоже на нашу станицу?» |
Успокоилась, отношение к материалу внимательное, работой увлечена |
Страница 5 — «Я» |
||
1. Раковина |
«Человек как раковина, никто не знает, что у него внутри» |
Уверенно, с сожалением |
2. Лицо — пустая маска |
«Это я для своей матери» |
Опять возвращается к ситуации конфликта |
3. Больной ребенок |
«Это я. Вы же знаете, что я и сейчас больна, а она (мать) мне сказала: «Лучше бы ты умерла, ты мне всю жизнь отравила…»» |
Голос дрожит, заплакала |
4. Улыбающаяся школьница |
«Мне хорошо в школе, меня здесь хотя бы стараются понять…» |
|
5. Гитара |
«Ну, об этом Вы знаете. А кстати, может, частушки ко Дню учителя сочиним? Надо Вите сказать…» |
|
6. Девушка в раздумье |
«Ой, я не знаю, какая я, не понимаю. Голова, наверное, пустая…» |
Накладывает на первую картинку рисунок человека без лица |
Диагностическая направленность работы
Характер выбора рубрик для названия страниц альбома уже сразу обнаруживает зону конфликтных и значимых переживаний девушки:
— ярко выраженные напряженные отношения с матерью (рубрика «Чужие»);
— прогнозирование неудачи в супружеских отношениях (рубрика «Любовь»);
-трудности принятия себя (рубрика «Я»).
В то же время выбор эмоционально положительно окрашенных страниц альбома связан с идеализацией прошлого («Хорошо было у бабушки») и будущего. Все положительные мироощущения девушки не связаны с переживаниями настоящего (сейчас) и актуального (здесь), все события где-то «там» и «не сейчас».
Подбор иллюстраций, их устойчивость, повторяющееся содержание в рамках даже одной страницы показывают на силу конфликтного продолжительного переживания.
Данная методическая процедура дала возможность увидеть основные тенденции личностного самоопределения девушки — поиск себя в мире (рубрики «Дом», «Я»), отношения с другими (рубрика «Чужие») и т.д.
В ходе составления альбома была выделена группа проблем, типичных для старших школьников, условно названная нами «Страхи». Прежде всего, это касается ее отношений с бабушкой. Для девушки бабушка самый значимый, самый близкий человек в жизни, в то же время она понимает, что она в любой момент может уйти из жизни, это осознание приводит к расширению масштаба мироощущения — она обсуждает широкий контекст проблемы жизни и смерти.
В ходе работы обнаруживается амбивалентное отношение к матери: «Она не понимает меня, но она моя мать и я все равно люблю ее».
Можно говорить о диффузии личностной идентичности Светы, это проявляется в ее высказываниях: «Не пойму, какая же я? Кто я?» Составляя «Альбом своей жизни», моделируя свой портрет, Света достаточно долго манипулировала картинками «человек без лица», «лицо-маска», накладывала их на портрет девушки.
Итоги работы
Психологу с помощью данной методической процедуры удалось вывести личностные проблемы девушки в план обсуждения, «изобразить» их, говорить о них.
В ходе работы Света пережила положительные эмоции за счет возможности творческой самореализации; с удовольствием строила свою «биографию», что выражалось в оценке данной встречи: «Было очень интересно. Мы с Вами поговорили, посмотрели, на душе легче стало… А хорошо было бы, если и в жизни так — если что не нравится, переложил, убрал. Но, к сожалению, такого не бывает. Многие у нас в классе смеются, но, мне кажется, я сейчас начинаю понимать, почему Островский писал, что жизнь человеку Дается только один раз…»
В ходе моделирования своей жизни у девушки появилась возможность эмоционально отреагировать актуальную конфликтную ситуацию, она улыбалась, глаза увлажнялись, плакала, разговаривала сама с собой. Перенос отрицательных эмоций в условный изобразительный план помог девушке снять острое психическое напряжение, еще раз проговорить значимые для нее жизненные события, в определенном плане овладеть ими.
Работая с иллюстративным материалом, ставя перед собой сложные вопросы, Света пыталась обсудить и сложные философские проблемы, осознать смысл жизни и определить свое в ней место.
По окончании работы Света сказала: «Я многое поняла, я попытаюсь наладить хотя бы терпимые отношения с мамой. Я ведь тоже не подарок, а она много работает, и деньги эти в конце концов для нас… Правда, не знаю, получится ли у меня? Но я попытаюсь…»
В результате четырех консультативных встреч психологу удалось купировать у Светы остроту переживаний по поводу создавшейся жизненной ситуации. Изменилось ее отношение к семейному конфликту, обсуждены некоторые пути его разрешения.
У девушки повысился уровень самопринятия за счет усиления групповой идентификации в системе отношений со сверстниками. Была сделана попытка подготовить ее к новым возможным жизненным трудностям, обсудить адекватные реакции на различные психотравмирующие факторы.