Опросник «Подростки о родителях»

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Методика «Подростки о родителях» изучает установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрасте. Первичной основой опросника является опросник, который создал Е. Schaefer (1965). Его опросник «Children’s Report of Parental Behavior Inventory» состоял из 28 шкал по 10 заданий в каждой. Е. Schaefer (1959) рассматривал принятие, опеку и контроль в качестве основных параметров воспитания.

Принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Непринятие же рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, враждебность.

Понятие психологического контроля содержит как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

В Россию методика пришла из Чехословакии. Здесь в исследовании 3. Матейчика и соавторов снова подтвердилось первоначальное представление о том, что воспитательное поведение родителей глазами детей можно описать тремя переменными:

  1. принятие — эмоциональное отвержение;
  2. психологический контроль — психологическая автономия;
  3. скрытый контроль — свободный контроль.

Эта версия и легла в основу создания методики ADOR. Учитывая социокультурные различия, чешские психологи переработали методику. Важным оказалось прежде всего сокращение количества шкал, так как факторный анализ на чешской выборке выделил три значимых фактора:

  1. положительный интерес — враждебность;
  2. директивностъ — автономия;
  3. непоследовательность.

Эти факторы составили пять шкал и стали базой для русскоязычной методики, которую на русской клинической выборке адаптировал коллектив под руководством Л.И.Вассермана [Вассерман Л.И. и др., 1994]. Удивительно, что наряду с использованием в клинической психологической практике методика «Подростки о родителях» уже дважды использовалась в обширных психологических исследованиях образа жизни подростков. В них методика помогла зафиксировать особенности семейной ситуации подростков.

Одно из таких исследований, выполненное под руководством С.Кривцовой [Подросток на перекрестке…, 1997 ], мы кратко пересказываем ниже.

Процедура проведения обследования

Перед началом обследования подростку объясняются цели и задачи исследования, после чего предъявляется инструкция.

Инструкция

Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных ниже положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью передает воспитательные принципы Вашего отца (или матери), то в оценочном бланке рядом с номером соответствующего утверждения поставьте цифру 2. Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит Для Вашего отца (или матери), то ставьте цифру 1. Если же, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), то — цифру 0.

Затем подростку предъявляется регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между ними нет, единственное, что по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Бланки заполняются отдельно, т.е. вначале, например, по отношению к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается бланк для заполнения, в котором будут отражены воспитательные принципы отца. Сам опросник выглядит следующим образом.

Текст опросника

Моя мать/мой отец

  1. Очень часто улыбается мне.
  2. Категорически требует, чтобы я усвоил (а), что могу делать, а что нет.
  3. Недостаточно терпелив(а) по отношению ко мне.
  4. Когда я ухожу, сам(а) решает, когда я должен (должна) вернуться.
  5. Всегда быстро забывает то, что сам(а) говорит или приказывает.
  6. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться.
  7. Считает, что для меня должно существовать много правил, которые я обязан(а) выполнять.
  8. Постоянно на меня кому-то жалуется.
  9. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо.
  10. За одно и то же один раз наказывает, а другой — прощает.
  11. Очень любит делать что-нибудь вместе.
  12. Если поручает мне какую-нибудь работу, то считает, что я должен (должна) делать только ее, пока не закончу.
  13. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал (а).
  14. Могу идти куда захочу и не спрашивать у него (нее) разрешения.
  15. В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел.
  16. Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня.
  17. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен (должна) быть наказан(а).
  18. Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу.
  19. Если бы мне захотелось, то я мог(ла) бы идти куда захочу каждый вечер.
  20. Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, а иногда — нет.
  21. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения.
  22. Следит за тем, чтобы я всегда делал (а) то, что мне сказано.
  23. Иногда у меня возникает ощущение, что я ему (ей) противен.
  24. Позволяет мне делать практически все, что мне нравится.
  25. Меняет свои решения так, как придет в голову или как ему (ей) будет удобно.
  26. Часто хвалит меня за что-либо.
  27. Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь.
  28. Хотел(а) бы, чтобы я стал(а) другим (другой), изменился (изменилась).
  29. Позволяет мне самому (самой) выбирать себе дело по душе.
  30. Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет.
  31. Старается открыто доказать, что любит меня.
  32. Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе.
  33. Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом.
  34. Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя».
  35. Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее.
  36. Считает, что я должен (должна) иметь собственное мнение по каждому вопросу.
  37. Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею.
  38. Когда его (ее) чем-то расстрою, не будет со мной говорить, пока я не начну.
  39. Всегда легко меня прощает.
  40. Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало.
  41. Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо.
  42. Постоянно указывает мне, как себя вести.
  43. Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит.
  44. Проведение каникул я планирую по собственному желанию.
  45. Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым (доброй) и признательным (признательной).
  46. Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил(а).
  47. Часто проверяет, все ли я убрал (а), как было велено.
  48. Чувствую, что он (она) пренебрегает мною.
  49. Моя комната или уголок — это моя крепость: могу убирать ее или нет, он (она) в эти вопросы не вмешивается.
  50. Очень тяжело разобраться в его (ее) желаниях и указаниях.




Комментарий к статье