Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н.Я.Семаго (СОМОР)

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Методика разработана Н.Я.Семаго [Семаго Н.Я., 1999]. Она направлена на индивидуальное исследование субъективного представления ребенка о его взаимоотношениях с окружающими взрослыми и детьми, о самом себе и своем месте в системе наиболее значимых для ребенка социальных взаимодействий в нуждах психологического консультирования. За основу взята методика Рене Жиля.

Методика СОМОР состоит из 8 рисунков, сходных с рисунками из методики Рене Жиля, и примерного перечня вопросов, задаваемых психологом при рассмотрении ребенком каждого рисунка. Изображения выполнены схематично для облегчения процесса идентификации и большей «свободы» ответов и выборов ребенка. Безусловно, уровень развития ребенка должен быть достаточным для понимания условности изображений и сути самого задания. Наш опыт показывает, что, например, дети с пограничной отсталостью справляются с заданиями начиная с 7—8-летнего возраста.

Несомненным достоинством методики является то, что от ребенка не требуется развернутого ответа, что существенно облегчает выполнение задания. Ценность представляет и тот факт, что в ситуации отказа (или невозможности) ребенка давать вербальные ответы он может просто отмечать позиции тех или иных персонажей (показывать пальцем, отвечая на вопрос специалиста).

Отсутствие заданных «ролей» в схематических изображениях персонажей на картинках позволяет проводить исследования как с детьми из социально необеспеченных слоев общества, так и с детьми, проживающими в условиях детских домов и интернатов, оставшихся без попечения родителей.

Порядок представления рисунков и подачи вопросов жестко не определен, и психолог может изменять последовательность предъявления рисунков и вопросов, давать их в порядке, удобном для ребенка или необходимом для целей и логики исследования.

Процедура проведения методики проста, не требует никаких дополнительных средств и оборудования, может повторяться через небольшие промежутки времени. Очень показательным является проведение исследования с помощью методики СОМОР с одним и тем же ребенком до и после различных психокоррекционных мероприятий для оценки их эффективности.

Методика СОМОР предназначена для индивидуального обследования. Время выполнения методики ребенком составляет от 10 до 18 мин.

Комплект методики СОМОР включает:

  • руководство по проведению обследования (краткое теоретическое обоснование, инструкции, перечень вопросов и их порядок для каждого стимульного изображения);
  • стимульный материал, представленный в оригинальной, удобной для использования форме;
  • протокол регистрации результатов обследования.




Комментарий к статье