Методика «Модель личностной сферы» Р. Шмидека

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Методика «Модель личностной сферы» является клиническим проективным рисуночным тестом, с помощью которого можно анализировать позицию ребенка в его социальных отношениях. Эта методика была разработана австрийским психиатром Р. Шмидеком и использовалась им при обследовании подростков и взрослых. Нами используется модификация этой методики. При консультировании детей 9—10 лет и старше задание выполняет сам ребенок. При консультировании более младших детей возможно выполнение задания родителем за ребенка. Эта методика может быть выполнена и самими родителями «за себя», т.е. она одинаково пригодна и для родителей (взрослых) и для детей.

Тестовый материал

Испытуемому предлагается чистый лист белой бумаги, в центре которого изображен небольшой круг.

Инструкция

Это (указывается на круг) Вы (символ вашего «Я»). Изобразите вокруг себя всех людей, которые являются или были значимыми для Вас и Вашей жизни. Вы можете изобразить их как хотите — несколькими штрихами, как символ, как геометрическую фигуру, как человеческую фигуру. Как рисовать — Ваше дело, здесь совершенно неважно, хорошо или плохо Вы рисуете. Если какие-то события, идеи или вещи представляют или представляли для Вас особую значимость, включите их в рисунок. Напишите имя или название каждому человеку, событию или объекту, чтобы было видно, кто или что это. Чтобы показать, насколько для Вас значимы и важны люди, события или объекты, Вы можете нарисовать от одной до трех соединительных линий между Вами и ними соответственно степени важности. Одна линия — при относительной важности, две — при большей важности, три — при самой большой важности. Если эти отношения были прерваны, обозначьте это поперечными штрихами поперек соединительных линий. Один штрих — при относительно слабых нарушениях отношений, два — при довольно серьезных, три — при очень серьезных нарушениях отношений.

Время рисования не ограничивается. При выполнении задания родителем за ребенка в инструкцию вносятся соответственные изменения. Полученный рисунок служит основой для подробной беседы о системе межличностных отношений. Кроме того, могут быть использованы некоторые стандартные принципы анализа детских рисунков.

Полученную на основе выполнения этого задания схему отношений автор методики Р. Шмидек именует личностной сферой. Это понятие близко по смыслу к понятию «социального атома» Дж. Морено, однако отличается тем, что выходит за рамки чисто социально-психологических отношений, поскольку охватывает и так называемые «креативные моменты» (терминология Р. Шмидека) — не только человека настоящего момента, но также значимые отношения в прошлом, а также идеи, вещи и отношение к ним. Поскольку методика дает испытуемому большую свободу в изображении личностного пространства, при интерпретации результатов (в отличие от результатов стандартизированных тестов) всегда необходимы интуиция и большой диагностический опыт. В нашей практике мы часто используем эту методику как дополнительную к «Цветовому тесту отношений».

Семейная социограмма

Впервые эта методика была опубликована Э. Г. Эйдемиллером [Эйдемиллер Э. Г., 1994]. Правда, в дальнейшем он не помещал ее в свои более поздние книги по семейной терапии.

Цель рисуночной методики «Семейная социограмма» — выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникаций в семье.

Тестовый материал

Бланк формата А4 с нарисованным в середине кругом диаметром 80 мм.

Инструкция

Перед Вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов семьи в форме кружков и подпишите их имена.

Примечание. Члены семьи выполняют задание, не советуясь друг с другом.

Критерии оценки результатов

  1. Число членов семьи, попавших в площадь круга:
    • — «забывает» нарисовать какого-либо члена семьи — конфликтные отношения;
    • — дорисовывает кого-то из посторонних лиц, животных, любимые предметы — принятие их в качестве полноправных членов семьи.
  2. Величина кружков:
    • — относительно большой кружок «Я» — достаточная или завышенная самооценка;
    • — относительно маленький кружок «Я» — пониженная самооценка;
    • — большой кружок какого-либо члена семьи — большая значимость его в глазах испытуемого;
    • — маленький кружок какого-либо члена семьи — маленькая значимость его в глазах испытуемого.
  3. Расположение кружков относительно друг друга:
    • — кружок «Я» в центре — эгоцентрическая направленность личности;
    • — кружок «Я» внизу или в стороне от других кружков — переживание эмоциональной отверженности;
    • — большой кружок в центре или вверху — наиболее значимый член семьи.
  4. Дистанция между кружками:
    • — удаленность одного кружка от другого — конфликтные отношения в семье, эмоциональное отвержение;
    • — «слипание», наслаивание кружков друг на друга — недифференцированность «Я» у членов семьи, наличие симбиотических связей.




Комментарий к статье