Опросник родительских установок PARY

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Методика PARY предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Ее авторы — американские психологи Е. С. Шафер и Р. К. Белл. Эта методика широко использовалась за рубежом. В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет и часто применяется в исследованиях.

В методике выделены 23 параметра, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение родителей к семейным ролям, а 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на три подгруппы:

  1. оптимальный эмоциональный контакт;
  2. излишняя эмоциональная дистанция с ребенком;
  3. излишняя концентрация на ребенке.

Шкалы опросника. Отношение к семейным ролям

Отношение описываются с помощью 8 параметров-шкал (их номера по опросному листу: 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23):

  • — ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
  • — ощущение самопожертвования в роли матери (5);
  • — семейные конфликты (7);
  • — сверхавторитет родителей (11);
  • — неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
  • — «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
  • — доминирование семьи (19);
  • — зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

  1. Оптимальный эмоциональный контакт состоит из 4 параметров (их номера по опросному листу: 1, 14, 15, 21):
    • — побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
    • — партнерские отношения (14);
    • — развитие активности ребенка (15);
    • — уравнительные отношения между родителем и ребенком (21).
  2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком состоит из 3 параметров (их номера по опросному листу: 8, 9, 16):
    • — раздражительность и вспыльчивость (8);
    • — суровость, излишняя строгость (9);
    • — уклонение от контакта с ребенком (16).
  3. Излишняя концентрация на ребенке, описываются 8 параметров (их номера по опросному листу: 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
    • — чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
    • — преодоление сопротивления, подавление воли (4);
    • — создание безопасности, опасение обидеть (6);
    • — исключение внесемейных влияний (10);
    • — подавление агрессивности (12);
    • — подавление сексуальности (18);
    • — чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
    • — стремление ускорить развитие ребенка (22).

Инструкция

Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение опросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением помещены буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своей убежденности в правильности данного положения:

  • А — если с данным положением согласны полностью;
  • а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;
  • б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;
  • Б — если с данным положением полностью не согласны.

О себе сообщите:

Возраст_

Пол_

Образование_

Профессия_

Количество и возраст детей_

Текст опросника

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей А а б Б
2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид А а б Б
3. Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни А а б Б
4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых АабБ
5. Дети должны отдавать отчет в том, что родители делают для них очень много А а б Б
6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал АабБ
7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни АабБ
8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание АабБ
9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения АабБ
10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей АабБ
11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе АабБ
12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств АабБ
13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей АабБ
14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот АабБ
15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время Аа б Б
16. Если один раз примириться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно Аа б Б
17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери лучше бы справлялись с детьми А а б Б
18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола Аа б Б
19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно Аа б Б
20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети Аа б Б
21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее Аа б Б
22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев А а б Б
23. Самое трудное для молодой матери — оставаться одной в первые годы воспитания ребенка Аа б Б
24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная Аа б Б
25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь Аа б Б
26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери Аа б Б
27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности Аа б Б
28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья своего ребенка Аа б Б
29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком Аа б Б
30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права Аа б Б
31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку способствует развитию у него сильного характера Аа б Б
32. Матери часто бывают настолько измучены присутствием своих детей, что им кажется, что они не могут с ними быть ни минуты больше Аа б Б
33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете Аа б Б
34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других Аа б Б
35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке АабБ
36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей («Могла бы, но…») АабБ
37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей АабБ
38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами АабБ
39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела АабБ
40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни АабБ
41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми АабБ
42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей и для дома АабБ
43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей АабБ
44. Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы — им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов АабБ
45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие АабБ
46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием АабБ
47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказать АабБ
48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы АабБ
49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями АабБ
50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство АабБ
51. Очень мало женщин получают благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание АабБ
52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой АабБ
53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение Аа б Б
54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими и уважаемыми людьми Аа б Б
55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной Аа б Б
56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей Аа б Б
57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители Аа б Б
58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка Аа б Б
59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-либо другой причине Аа б Б
60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться — плохой метод воспитания Аа б Б
61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени Аа б Б
62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут Аа б Б
63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи Аа б Б
64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям Аа б Б
65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство Аа б Б
66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок Аа б Б
67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей об их переживаниях, помогают им в более быстром социальном развитии Аа б Б
68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети учатся решать свои проблемы Аа б Б
69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях Аа б Б
70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов Аа б Б
71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации Аа б Б
72. Слишком много женщин забывают о том, что их надлежащим местом является дом Аа б Б
73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает АабБ
74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них АабБ
75. Большинство матерей не хотят мучить ребенка мелкими поручениями АабБ
76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения АабБ
77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле АабБ
78. Воспитание детей — это тяжелая нервная работа АабБ
79. Дети не должны сомневаться в правильности мышления своих родителей АабБ
80. Больше всех других дети должны уважать родителей АабБ
81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным травмам и другим проблемам АабБ
82. Очень плохо то, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимого занятия АабБ
83. Родители должны считатьдетей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни АабБ
84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив АабБ
85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им АабБ
86. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем АабБ
87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы АабБ
88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо АабБ
89. Так как ребенок — часть матери, она имеет право знать все о его жизни АабБ
90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы АабБ
91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как

можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами

АабБ
92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле АабБ
93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы АабБ
94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе АабБ
95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей АабБ
96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка АабБ
97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей АабБ
98. Самая главная забота матери — благополучие и безопасность ребенка АабБ
99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся АабБ
100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми АабБ
101. Естественно, что мать «сходит с ума», если ее дети эгоисты и очень требовательные АабБ
102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях АабБ
103. Первая обязанность детей — доверие по отношению к родителям АабБ
104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам АабБ
105. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось иметь, для нее не доступны АабБ
106. Нет никаких оснований к тому, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей АабБ
107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него АабБ
108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами АабБ
109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни АабБ
110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах АабБ
111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами АабБ
112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка АабБ
113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы Аа б Б
114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться) Аа б Б
115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям Аа б Б

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф.И.О.
Возраст
Дата эксперимента
№ вопроса АабБ № вопроса АабБ № вопроса АабБ № вопроса АабБ № вопроса АабБ
1 24 47 70 93
2 25 48 71 94
3 26 49 72 95
4 27 50 73 96
5 28 51 74 97
6 29 52 75 98
7 30 53 76 99
8 31 54 77 100
9 32 55 78 101
10 33 56 79 102
11 34 57 80 103
12 35 58 81 104
13 36 59 82 105
14 37 60 83 106

вопроса
АабБ
вопроса
АабБ
вопроса
АабБ
вопроса
АабБ
вопроса
АабБ
15 38 61 84 107
16 39 62 85 108
17 40 63 86 109
18 41 64 87 110
19 42 65 88 111
20 43 66 89 112
21 44 67 90 ИЗ
22 45 68 91 114
23 46 69 92 115

Присвоение баллов за ответы: А — 4 балла, а — 3 балла, 6—2 балла, Б — 1 балл.

Анализ результатов методики

Каждый параметр измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющих возможностей и смыслового содержания. Вся методика состоит из 23 шкал и 115 суждений.

Суждения расположены в определенном порядке, и отвечающий должен выразить к ним свое отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Процедура подсчета баллов по каждой шкале содержится в ключе методики. Поскольку испытуемый может выбрать один из четырех ответов, то получает от 1 до 4 баллов.

Таким образом, максимальная выраженность параметра — 20 баллов (пять вопросов по 4 балла), минимальная — 5 баллов. Тогда 17, 18, 19, 20 баллов будут считаться высокими оценками, а 8, 7, 6, 5 баллов — низкими. При обработке и интерпретации результатов имеет смысл анализировать лишь достижение испытуемым высоких или низких оценок.

Ключ к опроснику PARY

Параметр и его значение N° вопроса Ответ N° вопроса Ответ N° вопроса Ответ N° вопроса Ответ № вопроса Ответ
1 — вербализация 1 24 47 70 93
2 — чрезмерная забота 2 25 48 71 94
Параметр и его значение № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
3 — зависимость от семьи 3 26 49 72 95
4 — подавление воли 4 27 50 73 96
5 — ощущение самопожертвования 5 28 51 74 97
6 — опасение обидеть 6 29 52 75 98
7 — семейные конфликты 7 30 53 76 99
8 — раздражительность 8 31 54 77 100
9 — излишняя строгость 9 32 55 78 101
10 — исключение вне-семейных влияний 10 33 56 79 102
11 — сверхавторитет родителей 11 34 57 80 103
12 — подавление агрессивности 12 35 58 81 104
13 — неудовлетворенность ролью хозяйки 13 36 59 82 105
14 — партнерские отношения 14 37 60 83 106
15 — развитие активности ребенка 15 38 61 84 107
16 — уклонение от конфликта 16 39 62 85 108
17 — безучастность мужа 17 40 63 86 109
18 — подавление сексуальности 18 41 64 87 110
19 — доминирование матери 19 42 65 88 111
20 — чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 20 43 66 89 112
21 — уравнение отношений 21 44 67 90 113
22 — стремление ускорить развитие ребенка 22 45 68 91 114
23 — несамостоятельность матери 23 46 69 92 115




Комментарий к статье