Опросник родительских установок PARY

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Методика PARY предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Ее авторы — американские психологи Е. С. Шафер и Р. К. Белл. Эта методика широко использовалась за рубежом. В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Нещерет и часто применяется в исследованиях.

В методике выделены 23 параметра, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение родителей к семейным ролям, а 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на три подгруппы:

  1. оптимальный эмоциональный контакт;
  2. излишняя эмоциональная дистанция с ребенком;
  3. излишняя концентрация на ребенке.

Шкалы опросника. Отношение к семейным ролям

Отношение описываются с помощью 8 параметров-шкал (их номера по опросному листу: 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23):

  • – ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);
  • – ощущение самопожертвования в роли матери (5);
  • – семейные конфликты (7);
  • – сверхавторитет родителей (11);
  • – неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
  • – «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
  • – доминирование семьи (19);
  • – зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

  1. Оптимальный эмоциональный контакт состоит из 4 параметров (их номера по опросному листу: 1, 14, 15, 21):
    • – побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
    • – партнерские отношения (14);
    • – развитие активности ребенка (15);
    • – уравнительные отношения между родителем и ребенком (21).
  2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком состоит из 3 параметров (их номера по опросному листу: 8, 9, 16):
    • – раздражительность и вспыльчивость (8);
    • – суровость, излишняя строгость (9);
    • – уклонение от контакта с ребенком (16).
  3. Излишняя концентрация на ребенке, описываются 8 параметров (их номера по опросному листу: 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):
    • – чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
    • – преодоление сопротивления, подавление воли (4);
    • – создание безопасности, опасение обидеть (6);
    • – исключение внесемейных влияний (10);
    • – подавление агрессивности (12);
    • – подавление сексуальности (18);
    • – чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
    • – стремление ускорить развитие ребенка (22).

Инструкция

Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение опросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением помещены буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своей убежденности в правильности данного положения:

  • А — если с данным положением согласны полностью;
  • а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;
  • б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;
  • Б — если с данным положением полностью не согласны.

О себе сообщите:

Возраст_

Пол_

Образование_

Профессия_

Количество и возраст детей_

Текст опросника

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителейА а б Б
2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обидА а б Б
3. Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизниА а б Б
4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослыхАабБ
5. Дети должны отдавать отчет в том, что родители делают для них очень многоА а б Б
6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упалАабБ
7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизниАабБ
8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитаниеАабБ
9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощенияАабБ
10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителейАабБ
11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себеАабБ
12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельствАабБ
13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностейАабБ
14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборотАабБ
15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное времяАа б Б
16. Если один раз примириться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянноАа б Б
17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери лучше бы справлялись с детьмиА а б Б
18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах полаАа б Б
19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованноАа б Б
20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают детиАа б Б
21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливееАа б Б
22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцевА а б Б
23. Самое трудное для молодой матери — оставаться одной в первые годы воспитания ребенкаАа б Б
24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильнаяАа б Б
25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизньАа б Б
26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие материАа б Б
27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидностиАа б Б
28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья своего ребенкаАа б Б
29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенкомАа б Б
30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои праваАа б Б
31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку способствует развитию у него сильного характераАа б Б
32. Матери часто бывают настолько измучены присутствием своих детей, что им кажется, что они не могут с ними быть ни минуты большеАа б Б
33. Родители не должны представать перед детьми в плохом светеАа б Б
34. Ребенок должен уважать своих родителей больше другихАа б Б
35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в дракеАабБ
36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей («Могла бы, но…»)АабБ
37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детейАабБ
38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачамиАабБ
39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его делаАабБ
40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизниАабБ
41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голымиАабБ
42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей и для домаАабБ
43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителейАабБ
44. Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы — им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтовАабБ
45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитиеАабБ
46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитаниемАабБ
47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказатьАабБ
48. Надо беречь ребенка от тяжелой работыАабБ
49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениямиАабБ
50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальствоАабБ
51. Очень мало женщин получают благодарность детей за труд, затраченный на их воспитаниеАабБ
52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватойАабБ
53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражениеАа б Б
54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими и уважаемыми людьмиАа б Б
55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойнойАа б Б
56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителейАа б Б
57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родителиАа б Б
58. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенкаАа б Б
59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-либо другой причинеАа б Б
60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться — плохой метод воспитанияАа б Б
61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времениАа б Б
62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнутАа б Б
63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьиАа б Б
64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениямАа б Б
65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйствоАа б Б
66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенокАа б Б
67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей об их переживаниях, помогают им в более быстром социальном развитииАа б Б
68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети учатся решать свои проблемыАа б Б
69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условияхАа б Б
70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросовАа б Б
71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуацииАа б Б
72. Слишком много женщин забывают о том, что их надлежащим местом является домАа б Б
73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватаетАабБ
74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в нихАабБ
75. Большинство матерей не хотят мучить ребенка мелкими поручениямиАабБ
76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсужденияАабБ
77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом делеАабБ
78. Воспитание детей — это тяжелая нервная работаАабБ
79. Дети не должны сомневаться в правильности мышления своих родителейАабБ
80. Больше всех других дети должны уважать родителейАабБ
81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным травмам и другим проблемамАабБ
82. Очень плохо то, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимого занятияАабБ
83. Родители должны считатьдетей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизниАабБ
84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастливАабБ
85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься имАабБ
86. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужемАабБ
87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемыАабБ
88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошоАабБ
89. Так как ребенок — часть матери, она имеет право знать все о его жизниАабБ
90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советыАабБ
91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как

можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами

АабБ
92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом делеАабБ
93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемыАабБ
94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работеАабБ
95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьейАабБ
96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенкаАабБ
97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детейАабБ
98. Самая главная забота матери — благополучие и безопасность ребенкаАабБ
99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятсяАабБ
100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливымиАабБ
101. Естественно, что мать «сходит с ума», если ее дети эгоисты и очень требовательныеАабБ
102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителяхАабБ
103. Первая обязанность детей — доверие по отношению к родителямАабБ
104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунамАабБ
105. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось иметь, для нее не доступныАабБ
106. Нет никаких оснований к тому, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детейАабБ
107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для негоАабБ
108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемамиАабБ
109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизниАабБ
110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросахАабБ
111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными деламиАабБ
112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенкаАабБ
113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемыАа б Б
114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться)Аа б Б
115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детямАа б Б

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф.И.О.
Возраст
Дата эксперимента
№ вопросаАабБ№ вопросаАабБ№ вопросаАабБ№ вопросаАабБ№ вопросаАабБ
124477093
225487194
326497295
427507396
528517497
629527598
730537699
8315477100
9325578101
10335679102
11345780103
12355881104
13365982105
14376083106

вопроса
АабБ
вопроса
АабБ
вопроса
АабБ
вопроса
АабБ
вопроса
АабБ
15386184107
16396285108
17406386109
18416487110
19426588111
20436689112
21446790ИЗ
22456891114
23466992115

Присвоение баллов за ответы: А — 4 балла, а — 3 балла, 6—2 балла, Б — 1 балл.

Анализ результатов методики

Каждый параметр измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющих возможностей и смыслового содержания. Вся методика состоит из 23 шкал и 115 суждений.

Суждения расположены в определенном порядке, и отвечающий должен выразить к ним свое отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Процедура подсчета баллов по каждой шкале содержится в ключе методики. Поскольку испытуемый может выбрать один из четырех ответов, то получает от 1 до 4 баллов.

Таким образом, максимальная выраженность параметра — 20 баллов (пять вопросов по 4 балла), минимальная — 5 баллов. Тогда 17, 18, 19, 20 баллов будут считаться высокими оценками, а 8, 7, 6, 5 баллов — низкими. При обработке и интерпретации результатов имеет смысл анализировать лишь достижение испытуемым высоких или низких оценок.

Ключ к опроснику PARY

Параметр и его значениеN° вопросаОтветN° вопросаОтветN° вопросаОтветN° вопросаОтвет№ вопросаОтвет
1 — вербализация124477093
2 — чрезмерная забота225487194
Параметр и его значение№ вопросаОтвет№ вопросаОтвет№ вопросаОтвет№ вопросаОтвет№ вопросаОтвет
3 — зависимость от семьи326497295
4 — подавление воли427507396
5 — ощущение самопожертвования528517497
6 — опасение обидеть629527598
7 — семейные конфликты730537699
8 — раздражительность8315477100
9 — излишняя строгость9325578101
10 — исключение вне-семейных влияний10335679102
11 — сверхавторитет родителей11345780103
12 — подавление агрессивности12355881104
13 — неудовлетворенность ролью хозяйки13365982105
14 — партнерские отношения14376083106
15 — развитие активности ребенка15386184107
16 — уклонение от конфликта16396285108
17 — безучастность мужа17406386109
18 — подавление сексуальности18416487110
19 — доминирование матери19426588111
20 — чрезвычайное вмешательство в мир ребенка20436689112
21 — уравнение отношений21446790113
22 — стремление ускорить развитие ребенка22456891114
23 — несамостоятельность матери23466992115

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Комментарий к статье

Войти с помощью: 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: