Психологическое давление в повседневной жизни

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В повседневной жизни часто встречаются люди, которые для достижения своих целей готовы использовать некоторые психологические приемы. Чтобы не оказаться человеком, на которого «нажали», необходимо знать, как это могут сделать.

Ущемление личного достоинства

Известно, когда Александр Васильевич Суворов после победы над французами в 1799 г. возвращался в Петербург, неожиданно император Павел I отменил для него все почести. Казалось бы, человек заслужил уважение и почет, а получил от императора немилость и даже опалу. Скорее всего, этот эпизод сыграл свою решающую роль в столь скорой кончине полководца.

Это сравнительно простой способ надавить на человека, и применяется он гораздо чаще, чем все остальные, порой даже неосознанно. Суть его заключается в том, чтобы «задеть» статус человека, его личное достоинство. Поэтому если во время важной деловой встречи вам делают замечания относительно одежды или внешнего вида, например, что вы плохо выглядите или что этот костюм вам не к лицу, то стоит задуматься, — не хотят ли ваши будущие деловые партнеры отвлечь вас от сути дела, переключив ваше внимание на себя самого. Такими «струнами души» может оказаться любой значимый для человека мотив: это и переживание из-за маленького роста, или, скажем, полноты. «Задеть» ваш статус могут, заставляя ждать на каком-нибудь приеме, не слушая то, что вы говорите, или демонстративно не встречаясь с вами глазами, намеренно сокращая время для принятия решения, намекая на «обширные связи» и т.д. Все это может сделать вас более подверженным чужому воздействию. У вас может появиться неосознанное желание поскорее закончить встречу, возможно, даже в ущерб себе. Чтобы не поддаваться такому давлению, необходимо воспитывать в себе внутреннее чувство самоуважения, и тогда можно будет не беспокоиться, что на вас надавят подобным образом.

Когда от вас требуется подписание важного документа, и вы пытаетесь сосредоточиться на нем, ваш деловой партнер может внезапно переключить ваше внимание на предметы, не относящиеся к сути дела, при этом неосознанно для вас произвести нужное внушение. Это когда вам, например, говорят: «Какой ручкой вы обычно любите подписывать документы, шариковой или чернильной?» «Шариковой», — допустим, ответите вы. Милтон Эриксон (Milton Erickson)223 называл это иллюзией выбора или ложным чувством альтернативы. Мало того, что в данном случае ваше внимание переводят на предмет, не имеющий отношения к делу, так еще вам предлагают «выбор без выбора». У некоторых людей возникает неосознанное чувство благодарности за проявленный интерес к своей персоне, а, отвечая на вопрос, человек как бы сам соглашается с тем, что подписывать этот документ ему придется, и все упирается лишь в выбор более удобной ручки.

В гипнозе психологами часто используется такой прием, как «отрицательная команда». Попробуйте войти в какое-нибудь помещение, где есть люди и сказать: «Я очень хочу, чтобы никто сейчас не смотрел на потолок». Как вы думаете, что сделает большинство присутствующих людей? Точно, посмотрят на потолок. На этом собственно построены некоторые рекламные акции. Такой прием могут применить и к вам во время деловой беседы, если в доброжелательно-шутливом тоне, без какого-то тайного подтекста скажут: « Будьте внимательны при ознакомлении с этими документами, не расслабляйтесь, не теряйте контроль, вы должны все тщательнейшим образом проверить. А то сейчас многие обманывают». После таких слов вы можете абсолютно проникнуться доверием к своему возможному партнеру и обнаружить, что начали терять контроль, расслабляться и вообще готовы хоть сейчас подписать все, что вас попросят. Если вы чувствуете нечто похожее, то лучше перенести рассмотрение документов на следующий день.

Воздействие стрессом

Разнообразные стрессогенные факторы оказывают воздействие на человека по нескольку раз в день, и в принципе стрессы нужны человеку, ибо они повышают тонус, усиливают его адаптационные возможности. Однако если стресс достигает критического уровня, то действует не только во вред организму, но и блокирует аналитические функции сознания, снижает (либо дезорганизует) активность в целом. На этом и построено психологическое давление стрессом.

Снизить работоспособность и восприимчивость человека можно по-разному. Известно, что у каждого человека существует врожденное чувство опасности. А значит, если воздействовать на человека громким звуком, внезапным падением, быстро приближающимся предметом, яркой вспышкой света или даже неожиданным прикосновением, можно нарушить восприятие и уменьшить его чувствительность. Например, при сильном шумовом воздействии (120 децибел и выше) могут появляться головные боли, нарушаться движения, человек будет не способен здраво анализировать ситуацию и принимать решения. В свою очередь, мало интенсивные звуки, создаваемые высокочастотными генераторами, могут приводить к куда более, серьезным последствиям. Практически не воспринимаемые нашим слухом, они могут входить в резонанс с собственными колебаниями внутренних органов человека и даже приводить к серьезным патологическим изменениям в организме. Инфразвуковые колебания определенной частоты могут вызывать у человека необъяснимый панический страх, потерю самообладания, чувства контроля над ситуацией. Поэтому, если вы ощущаете непонятный внутренний дискомфорт, договоритесь с вашим партнером о переносе встречи в другое место.

Теперь что касается неожиданных прикосновений. У каждого человека есть сотни автоматических «программ». Одной из таких «программ поведения» является рукопожатие, когда вам человек протягивает руку, вы автоматически протягиваете свою в ответ. Но что произойдет, если вы не поздороваетесь, а, к примеру, возьмете его за запястье? Происходит то, что в психологии называют «прерывание шаблона»: вы нарушите привычную «программу поведения». Человек, чью руку вы взяли, не знает, что делать дальше, у него отсутствует следующий шаг, к которому можно перейти. И вот в это самое время вы даете ему определенную инструкцию, внушение: «Мы сегодня обязательно должны закончить все дела». Если вы просто прервете рукопожатие и ничего больше не сделаете, то человек, с которым вы таким странным образом поздоровались, будет в недоумении от вашей реакции. Поэтому здесь важно словесное внушение. Вообще любая неожиданность может вызвать реакцию «зависания» (в нейролингвистическом программировании это называется наведенным трансовым состоянием), и во время этого периода могут сделать любое внушение как во благо вам, так и во зло.

При серьезных деловых разговорах нужно следить за тем, чтобы в помещении не было жарко и душно, иначе это может вас настолько расслабить, что понизит мыслительную активность или снизит внимание. Когда в помещении, где вы ведете переговоры, шумно или же нет места для конфиденциальной беседы, все это рассчитано на то, что вы пойдете на уступки.

Неосведомленность и производственный стресс

На практике производственный стресс часто есть результат недостаточной информированности работника о том, что от него конкретно требуется, или недостаточной интеграции новичка с организацией. В частности, Д. Нельсон показал, что процесс превращения нового сотрудника в «полноправного» члена коллектива нередко сопровождается чувством неопределенности и тревоги. В других эмпирических работах на большом материале показано, что ожидания новичков зачастую нереалистичны и чересчур оптимистичны. В результате возникает настолько значительное расхождение между ожиданиями и реальностью, что оно приводит к состояниям, близким к шоковым. Если человек находится в таком состоянии довольно длительное время, то у него снижается удовлетворенность своей работой и сопротивляемость к стрессу. Очевидно, что новичку необходима предварительная, максимально реалистичная информация о работе, что дает ему возможность подготовиться к возможным стрессовым ситуациям и тем самым противостоять им. Дж. Уэйнос, предложивший такой подход, описывает его как весьма эффективный.

Применительно к производству, можно сказать, что если на рабочем месте возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором, о чем убедительно свидетельствует модель, предложенная Р. Карасеком.

Контроль со стороны руководителя как средство давления

Контроль является неотъемлемой составляющей труда управленца (наряду с мотивацией подчиненных, их организацией на решение производственных задач, планированием и регулированием их деятельности). Традиционно в психологии управления выделяют три вида контроля: текущий, опережающий и результирующий. Но если во главу угла ставятся узкие групповые или индивидуальные цели, то контроль может стать средством дезорганизации работы подчиненных и продуцирования у них негативных психических состояний.

По мнению Т.С. Кобаченко, достаточно типичными являются случаи, когда контроль (и результирующий, и текущий) организуется в отношении деятельности конкретного лица (или группы лиц) с целью изменения их статуса в учреждении или фирме. Это находит отражение в критериях, параметрах оценок, в выборе процедур и, естественно, проверяющих субъектов. Нередки случаи, когда контроль рассматривается конкретным руководителем как средство психического давления на нижестоящий уровень, т.е. на подчиненного.

Контроль используется как орудие для формирования повышенной тревожности в целях актуализации у подчиненных потребности в безопасности (являющейся, по А. Маслоу, одной из базовых потребностей человека). На этом психологическом фоне возможно повышение внушаемости подчиненного, снижение его волевых качеств, что позволяет более легко заставить его выполнять работу (часто совершенно бессмысленную с точки зрения интересов и производства, и самих проверяемых специалистов), которая требуется контролирующей инстанции.

В обобщенном виде схема подобного манипулятивного поведения приблизительно такая: контролирующая инстанция, или лицо, осуществляя проверку, фиксирует внимание на ошибках, недоработках, нарушениях в деятельности подконтрольного лица. В силу того, что невозможно полностью регламентировать должностные обязанности, технологию, правила выполнения тех или иных профессиональных задач, практически любого специалиста (либо руководителя нижестоящего уровня), можно поставить в ситуацию, когда создается впечатление множественности нарушений, отклонений и недоработок. Контролирующая инстанция, сделав вывод о «степени некомпетентности» подконтрольного лица (а проверяющий, вышестоящий в управленческой иерархии, — всегда прав « по определению»), ставит проверяемого перед альтернативой -либо покинуть предприятие, либо изо всех сил пытаться «реабилитироваться», выполняя навязываемое задание.

Угроза физического давления

Это еще не само физическое давление, а всего лишь угроза, или возможные опасения, но по своим разрушительным свойствам она порой действеннее, чем все остальное. Известно, что император Павел I чрезвычайно сильно опасался за свою жизнь, собственно этот страх на протяжении нескольких лет отравлял его существование. Не вызывает сомнения, что человек воспринимающий все угрозы слишком близко к сердцу, фактически лишается возможности воспринимать все краски жизни. Страх и тревога, по существу, парализуют человека, делают его неполноценным.

Такие мысли не только обволакивают все сознание, но и подавляют человека, заставляя постоянно думать об этом. Он становится рабом своих мыслей, которые размножаются с невероятной скоростью. Есть такая древняя мудрость: «Сходное притягивает сходное». Так и страшные, «дурные» мысли будут притягивать к себе подобные. Получится, что жертва сама себе внушает, что с ней может что-то случится, тем самым, не только отравляя себе жизнь, но и разрушает свое здоровье.

Наша внутренняя речь является программой нашего внешнего поведения. А значит, вероятность того, что человек с такими мыслями окажет сопротивление сложившимся обстоятельствам, практически равна нулю. Поэтому очень важно научиться игнорировать письма, звонки, послания с угрозами, чтобы не поддаваться панике, страху, а здраво рассуждать и находить выход из любой, пусть даже из самой тупиковой ситуации.

Таким образом, в руках у каждого человека есть «ключик», используя который, можно успешно противостоять подобным воздействиям, а значит, выживать в этом мире. Надо только умело этим «ключиком» пользоваться. А жизненные трудности, проблемы, сопровождающиеся столкновением интересов, разными формами давления следует рассматривать как необходимые (пусть даже весьма неприятные) компоненты нашего бытия. И человеку для выживания личности эти проблемы нужно пережить. А то, как человек проживает неизбежные трудные периоды своей жизни, зависит от его саморегуляции. Ведь природа устроена так, что жаркий день сменяется прохладой ночи, а за любым напряжением, должно неизбежно следовать расслабление.

Завершая параграф о психологическом давлении в повседневной жизни, расскажем о наглядном и поучительном примере, демонстрирующем необходимость управлять проблемой, меняя отношение к ней. «Профессор начал свой урок с того, что взял в руку стакан с небольшим количеством воды. Он поднял его таким образом, чтобы все его увидели, и спросил студентов:

—    Как вы думаете, сколько весит этот стакан?

—    50 грамм, 100 грамм, 125 грамм, — отвечали студенты.

— Я действительно не узнаю, пока не взвешу его, — сказал профессор, — но мой вопрос таков: что бы произошло, если я бы его держал, как сейчас, в течение нескольких минут?

—    Ничего, — сказали студенты.

— Хорошо, а что бы случилось, если я бы его держал, как сейчас, в течение часа? — спросил профессор.

— Ваша рука начала бы болеть, — сказал один из студентов.

— Вы правы, ну а что бы произошло, если бы я его держал весь день?

— Ваша рука бы онемела, у вас было бы сильное мышечное расстройство и паралич, и на всякий случай пришлось бы поехать в больницу.

— Очень хорошо. Но пока мы тут обсуждали, изменился ли вес стакана? — спросил профессор.

— Нет.

— А что же заставляет болеть руку и вызывает мышечное расстройство?

Студенты были озадачены.

— Что мне надо сделать, чтобы все это исправить? — снова спросил профессор.

— Поставьте стакан, — сказал один из студентов.

— Точно! — сказал профессор. — С жизненными проблемами всегда так. Только подумай о них несколько минут и они с тобой. Подумай о них подольше, и они начнут зудеть. Если думать еще дольше, они тебя парализуют. Ты ничего не сможешь сделать.

Важно думать о проблемах в жизни, но еще важней уметь отложить их: на конец рабочего дня, на следующий день. Так ты не устаешь, просыпаешься каждый день свежий и сильный. И ты можешь управлять любой проблемой, любого рода вызовом, идущим с тобой по пути».





Комментарий к статье