Как человек мыслит, как он относится к событиям своей жизни, так он и живет. И если Ваши мысли и Ваши отношения оказываются не подвластны Вам, то Вы оказываетесь жертвой собственных мыслей и отношений. Но отношения и вызванные ими мысли во многом зависят от первичных (примитивных) эмоций и от их субъективной интерпретации. Рабством Бенедикт Спиноза называл «человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов».
Шри Раджнеш (Ошо) рассказывает такую притчу. У старого крестьянина сбежала его единственная лошадь, он ее искал, но найти не мог. «Бедный, какое у тебя горе!» — вздыхали односельчане. «О чем вы?» — отвечал крестьянин, — «у меня нет горя, я просто ищу лошадь, которая убежала!» Через какое-то время лошадь сама прибежала к нему, да не одна, а привела с собой сильного молодого коня. «Какая у тебя радость!» — охали односельчане. — «Не было лошади, а вот появилось сразу две». «Очем вы?» — удивлялся крестьянин. — «Просто в моем стойле стоят теперь две лошади, и я иду их кормить». Но вот сын крестьянина поехал кататься на новом скакуне, упал и сломал ногу. «Бедный», — снова охали соседи, — «какое несчастье!» «Я не вижу несчастья»,-отвечал крестьянин, — «просто у сына сломана нога, и ее надо лечить». Тут началась война, всех молодых мужчин забрали воевать, и только сын старого крестьянина остался дома… И т.д.: в то время, когда вся деревня жила в мире оценок и в каждом событии захлестывалась переживаниями, старый крестьянин жил самой жизнью, не отвлекаясь на мелькающие переживания.
С точки зрения саморегуляции состояния человека, конструктивным является подход Н.И. Козлова, предлагающего рассматривать жизнь как поток нейтральных событий, таких же как рост дерева или взрыв звезды. Действительно, только наши интерпретации событий придают им положительное или отрицательное значение. Действительно, примитивные эмоции «неразборчивы» -и переживается все подряд, что надо и что не надо, они явно «перегружают» нас, толкают порой на иррациональные действия. Освободившись от примитивных эмоций, человек, безусловно,становится мудрее. Но следует признать, что при этом человек отнюдь не обязательно становится счастливее. Иногда человек чувствует, что его жизнь стала беднее, ощущает внутреннюю пустоту. Вместе с отрицательными оказались «отсеченными» и положительные эмоции, кроме того, теряется его непосредственность и эмоциональная живость, остается грусть: «О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств…». Некоторые люди воспринимают это как потерю, и в каком-то смысле они правы.
Для иллюстрации важности эмоций для высших животных Н.И. Козлов приводит пример искусственной само-стимуляции эмоций обезьянами. Любимое развлечение обезьян — таскать за собой пустые железные баки, которые громыхают при этом со страшной силой. Если обезьяну лишить этого развлечения, она может расстроиться. Человеку не стоит уподобляться обезьяне: освобождение его разума от влияния эмоций является оправданным с точки зрения рационального поведения, необходимого для выживания человека. Однако таковое освобождение зачастую приобретает своеобразные формы. Некоторые люди остаются в таком прозрачно-спокойном состоянии, характерном, скорее, представителям растительного мира, другие — создают себе некоторую «эмоциональную нишу» — своеобразный приватный «мир эмоций», мир искусственный, но отвечающий вкусу и потребностям данной личности. В своей «эмоциональной нише» человек создает себе и своему ближайшему окружению праздники и «маленькие радости».
Чтобы выжить в этом мире как Личности, нужно жить «проснувшись» («открыв глаза»): не накручивать себя искусственными негативными переживаниями, но быть открытым красоте мира. Активное участие в собственной судьбе — одна из отличительных черт самоактуализирующейся личности, человека, который стремится «сбыться», состояться, не пройти мимо своей жизни. Далеко не всем это удается в полной мере. А. Маслоу считает, что таких людей не больше одного процента. Самоактуализацию следует рассматривать как своеобразный «маяк», стремление к которому обеспечивает не только выживание личности, а возможность ее самореализации, полноценную жизнь. Э. Фромм писал, что индивиду необходима собственная картина мира, своего рода система координат, без которой он не может действовать целенаправленно и последовательно. Знание таких «координатных точек» позволяет человеку сверить правильность своего движения по направлению к самоактуализации его личности. Сформулируем их в виде восьми тезисов, вытекающих из основных концептуальных положений А. Маслоу.
- Самоактуализация означает полные и бескорыстные переживания, переживания без подростковой застенчивости. В момент самоактуализации индивид является личностью в высшем ее проявлении.
- Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент есть выбор — движение вперед или отступление. Сколько раз в день выбрать развитие вместо страха — значит, настолько шагов продвинуться к самоактуализации. И этот выбор во всем: лгать или оставаться честным, продаваться или сохранять собственное достоинство и т.д.
- Само слово «самоактуализация» подразумевает наличие «Я». Человек — это не податливый воск, в нем всегда есть некоторая стержневая структура. Увы, большинство из нас чаще всего прислушиваются не сами к себе, а к голосу других, окружающих. Есть хорошая метафора самоощущения как процесса дегустации дорогого вина: можно ориентироваться на красивую наклейку с медалями, на «фирменное» название, услышанное ранее мнение других людей — и не распознать (а может быть, даже с напускной гордостью хвалить) дешевую, мерзкую на вкус и запах подделку. Но лучше поступить по-другому — сделайте глоток вина из бутылки, когда этикетка не видна. Задержите дыхание, ощутите аромат и вкус, обратитесь к «Верховному судье» внутри себя — и лишь тогда вы можете сказать: «Оно мне нравится» (если оно действительно Вам нравится).
- Человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному «Я» в каждый момент жизни, чтобы спокойно сказать: «Нет, это мне не нравится». Быть готовым к независимости от окружающих позиций!
- Оставаться честным, прежде всего, перед собой, особенно тогда, когда сомневаешься. Обращаться к самому себе, требовать от себя ответа — это значит взять на себя ответственность, а это — огромный шаг к самоактуализации.
- Самоактуализация — это не только конечное состояние, но также и процесс, самореализация своих возможностей. Самоактуализация — это не обязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего, это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализация — это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Человек всегда хочет быть «первоклассным» или хорошим, насколько он может быть.
- Высшее переживание — это момент самоактуализации. Клайв Льюис (Clive Lewis) писал о том, что радость должна удивлять. Человек, стремящийся к самоактуализации, должен сам создавать условия для таких переживаний. С другой стороны, отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты непригоден, что не является твоим потенциалом, -это также раскрытие самого себя, чем ты в действительности являешься.
- Найти самого себя, раскрыть: что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что — плохо, какова цель твоей жизни. Для этого нужно выявить свои линии внутренней психологической защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их в себе. Это болезненно, так как защита направлена против чего-то неприятного. Но отказ от защиты стоит того.