Повышение профессионализма и квалификации

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Получение ученых степеней и званий

Проблема выживания человека как личности связана с целями, которые ставит перед собой человек, а также с ценностями, которые им приняты. Одной из значимых для человека сфер жизни (и выживания) является научная деятельность и связанное с ней стремление приобрести ученые степени и звания.

Основными формами подготовки научных и научнопедагогических кадров является аспирантура, докторантура и соискательство. Если судить по формальным показателям (конкурс в аспирантуру), то интерес к получению ученых степеней пока остается высоким. За последние 10 лет численность аспирантов увеличилась в 2,3 раза и достигла в 2007 г. 146 тыс. Статистика ВАК свидетельствует, что в год через ВАК проходит порядка 30 тыс. кандидатских и до 5 тыс. докторских диссертаций. Как отмечает председатель ВАК М.П. Кирпичников, сейчас в стране «нет проблем с достаточным количеством кандидатов и докторов наук, но есть проблема дефицита высококвалифицированных кадров» . Складывается парадоксальная ситуация: в условиях, когда каждый четвертый студент ориентирован на поступление в аспирантуру, происходит старение научно-педагогических кадров вузов: средний возраст профессоров и доцентов приближается к 60-ти годам. Министр образования и науки А. Фурсенко подтвердил, что одной из главных проблем российской науки является кризис кадров: за 1990-2005 годы численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России, сократилась на 58% . Отечественная наука потеряла более миллиона человек  .

  Очевидно, что это свидетельствует о низкой эффективности института аспирантуры и соискательства (лишь 30% аспирантов по окончании образования защищают диссертацию). Существуют разные причины этого явления, но одной из них, безусловно, является «человеческий фактор», под которым мы понимаем социально-психологические характеристики соискателей ученой степени, их ценностные ориентации, мотивы подготовки диссертаций. В России диссертация является квалификационной работой. На основании защиты диссертации соискателю присваивается ученая степень, и тогда он, в традиционном понимании, причисляется к научному сообществу («клану ученых»). Однако наличие у человека ученой степени не всегда означает, что перед нами истинный ученый, реализующий себя в научном творчестве.

Причины, которые движут человеком в его желании стать ученым, в той или иной степени поднимаются в работах Г. Селье, А. Маслоу, А.И. Половинкина, Н.С. Пряжникова и др. Попытку понять смысл желаний страждущих приобрести ученую степень делает Б. А. Райзберг, автор многократно переиздаваемых учебников по экономике. В качестве основы для своего анализа автор использует известную пятиуровневую «пирамиду» потребностей, предложенную американским психологом Абрахамом Маслоу. Расположенные по рангу (от низших к высшим) потребности образуют следующую структуру («пирамиду Маслоу»):

  • Физиологические потребности;
  • Потребность в безопасности и помощи;
  • Потребность в общении, дружбе, любви;
  • Потребность в уважении со стороны других и самоуважении;
  • Потребность в самореализации, самоутверждении.

Напомним, что А. Маслоу утверждал: пока не удовлетворены потребности более низкого уровня иерархии, человек не стремится к удовлетворению потребностей более высокого уровня. Б.Л. Райзберг анализирует, что же дают человеку ученая степень и ученое звание, и выделяет мотивы, которые могут побуждать человека к активности на научном поприще с целью удовлетворения его потребностей на каждом уровне (ступени) «пирамиды Маслоу». В краткой форме изложим основные результаты проведенного анализа, добавляя необходимые комментарии, а при необходимости вводя некоторые дополнения.

Первый уровень — физиологические потребности. Удовлетворять эти потребности человек может полнее, если после успешной защиты диссертации, присуждения ему ученой степени, или ученого звания увеличатся его доходы или доступ к материальным благам. Однако стоит иметь в виду, что по доходам и материальному благосостоянию им не сравниться не только с удачливыми предпринимателями (тем более, с коммерсантами, торговцами, даже с банкирами), но и во многих случаях со специалистами (и даже квалифицированными рабочими) ведущих отраслей (нефтедобывающей, металлургической, энергетической и др.).

В денежном измерении ученые степени и звания приносят дополнительные доходы как благодаря несколько повышенной ставке заработной платы, так и вследствие получения надбавок и приработка. При работе в бюджетных государственных образовательных или научных учреждениях в настоящее время действуют (установлены) следующие надбавки к тарифным ставкам: для кандидатов наук — 3 тыс. рублей, для докторов — 7 тыс. рублей. Как пишет Б.А. Райзберг, «Многое зависит от умения использовать ученую степень и звание как «орудие» добывания денег и вещественных благ, действуя по формуле: «ученая степень — продвижение по службе в должности — завоевание положения, позволяющего получать доходы — получение самих доходов». Второй уровень — потребность в безопасности. Трудно согласиться с Б.А. Райзбергом в том, что безопасность ученого несколько выше, чем рядового гражданина, поскольку «вследствие исторического почитания ученых на Руси их меньше убивают бандиты, преступные группировки».

Стоит вспомнить, например, всколыхнувшее научную общественность бандитское убийство профессора А.В. Брушлинского в подъезде собственного дома, а также «странная» гибель доктора психологических наук В.Н. Дружинина (обе смерти на нашей памяти — в 2001 году). Кто сочтет, что это все это происходило давно, десять лет назад, в «смутные» времена нашей страны. Но и ныне отечественные ученые, преподаватели вузов не чувствуют себя в безопасности, — экономической. Реформирование высшего профессионального образования, изменение статуса учебных и научных учреждений, перевод их на самофинансирование, реструктуризация их с последующим сокращением кадров делает в нашей стране кадры высшей квалификации незащищенными перед финансовым неблагополучием в связи с возможной потерей работы. Как известно, в отношении к преподавателям вузов в России действует контрактная система: контракт заключается на определенный срок (до пяти лет) по результатам конкурса. Ко времени окончания контракта конкурс на соответствующую должность может быть просто не объявлен, и преподаватель или научный сотрудник (кандидат или доктор наук, доцент или профессор) подлежит «автоматическому» увольнению с формулировкой «по истечении срока контракта». И ни каких выплат за сокращение — юридически сокращения не было, просто истек срок контракта!

Третий уровень — потребность в общении и любви. Считаем необходимым напомнить, что данный уровень « пирамиды Маслоу» включает и стремление принадлежать к общности, находиться рядом с другими, быть признанным и принятым ими. Нельзя не признать, что вхождение в «клуб ученых» развивает общение, между учеными возникают дополнительные контакты, они образуют своеобразные «кланы» , встречаются на конференциях и других мероприятиях, проводимых научными обществами и фондами. Стремления кпринадлежности к сообществу ученых, к принятию и признанию со стороны членов этого сообщества являются для ученого, безусловно, очень значимыми мотивами. Принадлежность к кругу ученых, к определенной научной школе порой рассматривается человеком как приобщение его к своеобразной элите. С удовлетворением потребности любви проблема решается не столь однозначно, но, во всяком случае, как отмечает Б. А. Райзберг, «любовь аспиранток к своим научным руководителям — рядовое событие».

Четвертый уровень — потребность в уважении и самоуважении. Уважение к ученым со стороны окружающих проистекает из исторических российских традиций, хотя в последнее время такое уважение несколько поблекло на фоне почитания дельцов, умеющих «делать деньги». Последние в своем кругу называют ученых, работающих в сфере науки и образования, «лохами», «яйцеголовыми фанатиками» или «чудиками». Однако, по моему мнению, такое отношение является выражением неосознаваемой психологической защиты этих людей по типу рационализации («зелен виноград»): этот тип защиты побуждает обесценивать или дискредитировать недоступные блага. А вот потребность в самоуважении после получения ученых степеней и званий заведомо удовлетворяется в высокой степени, как пишет Б. А. Райзберг, «сам не замечаешь, как начинаешь себя по-настоящему уважать, с достоинством относиться к себе».

Пятый уровень — потребность в самореализации. Безусловно, написание и защита диссертации, приобретение и дальнейшее использование ученых степеней и званий являются выражением одной из высших форм самовыражения. Считается, что в этом отношении ученых превосходят только актеры и политические деятели. Но самореализация ученых имеет и свои особенности, о которых писал Ганс Селье: «Ученые тщеславны, им нравится признание, они не безразличны к известности, которую приносит слава, но очень разборчивы в отношении того, чьего признания им хотелось бы добиться и за что им хотелось бы стать знаменитыми». Для творческого человека (каким является настоящий ученый) важно признание не вообще, а в среде уважаемых, посвященных, значимых для ученого людей.

Психологи признают, что творческим людям присущи следующие личностные черты:

  • независимость — личные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
  • открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
  • высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
  • развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Следует учитывать, что талант диссертанта может быть подтвержден только в его результатах. Вообще, талантливый человек ленивым не бывает. Сошлемся на авторитетное мнение Е. Евтушенко: «От истинного таланта не исходит запах натужного пота не потому, что существует некоторая дарованная богом легкость. Надо чтобы сошло семь потов, наконец, пришел восьмой пот, который не пахнет». Еще раньше русский философ и писатель Лев Шестов отмечал, что «творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой», отбрасывая «негодный хлам».

Выше мы рассматривали, как связано удовлетворение потребностей, образующих «пирамидуМаслоу», с наличием ученых степеней и званий. Но сейчас наличие у человека диплома кандидата наук отнюдь не всегда означает, что перед нами истинный ученый. Соответственно, в науку и в «соискательство ученой степени» могут приводить различные потребности. Создатель «пирамиды потребностей» пишет, что « мы должны отдавать себе отчет в том, что практически любая человеческая потребность может подтолкнуть человека на стезю научного труда, — другой вопрос, станет ли он ученым в высоком смысле этого слова. Человек может рассматривать науку как источник престижа, средство самовыражения или средство удовлетворения любой из бесчисленного множества невротических потребностей».

Джон Голланд, представитель концепции индивидуальности, разработал психодиагностическую методику, позволяющую выделить 6 типов направленности личности:

  1. реалистический — ориентирован, на конкретное дело;
  2. интеллектуальный — характеризуется склонностью к анализу, независимостью и оригинальностью суждений, развитым абстрактным мышлением;
  3. социальный — характеризуется настроем на человека, зависимостью от мнения группы; стремлением дистанцироваться от интеллектуальных проблем;
  4. конвенциальный — предпочитает четко структурированную деятельность, зависим, не любит смену деятельности; у этого типа личности не развита организаторская направленность, однако преобладают математические способности;
  5. предприимчивый — избирает цели, позволяющие проявить энергию, энтузиазм; он доминантен, стремится руководить; ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий;
  6. артистический — не придерживается условностей общества, оригинален в решениях, у него выражен высокий жизненный идеал с постоянным самоутверждением, при этом опирается на эмоции, воображение, интуицию. Автор методики дает для каждого типа направленности личности рекомендации для выбора профессий. Лишь представителям интеллектуального типа он рекомендует выбирать научную деятельность. Наш опыт показывает, что из представителей конвенционного типа получаются хорошие исполнители в науке, которые «не хватают звезд с небес». Но если научный руководитель будет задавать подопечному концепцию в виде последовательности конкретных задач и, обладая изрядным терпением, пошагово контролировать его результаты, — то может получиться добротная кандидатская диссертация.

Аспиранты представляют собой наиболее развитую в интеллектуальном плане часть молодежи, прошедшую несколько ступеней селекции в системе образования. Прослеживается четкая положительная связь успеваемости студентов, их интеллектуального уровня, общего культурного развития — с ориентированностью на аспирантуру. Есть положительная корреляция между занятиями студентов научно-исследовательской работой и желанием продолжить учебу в аспирантуре. В то же время на поступление в аспирантуру ориентированы студенты из малообеспеченных семей, с относительно слабым здоровьем, низкими оценками собственной предприимчивости и коммуникабельности.

Исследование, проведенное в 2002 г. в пяти государственных университетах Приволжского федерального округа, показало, что «главными поставщиками «науко-ориентированной» молодежи являются семьи рядовых специалистов с высшим образованием (по западным дефинициям — профессионалов и интеллектуалов)». Согласно полученным данным, у 36% студентов, намеренных поступать в аспирантуру, отцы — рядовые профессионалы, у 42% к этой же группе относятся и матери; многие родители работают в бюджетных сферах, часто — в вузах. Исследователи приходят к выводу: «воспроизводство специалистов высшей квалификации через аспирантуру происходит в основном в виде «самовоспроизводства» интеллигенции». Это рассматривается как положительный фактор для подготовки научных кадров, поскольку социокультурный потенциал таких семей велик и выходцы из них могут воспользоваться им для интеграции в научное сообщество. Выявлена и проблема — крайне низкая материальная обеспеченность таких аспирантов. Эту же проблему подтверждает и опрос, проведенный Фондом общественного мнения (ФОМ) в 2008 г. среди студентов десяти авторитетных вузов России: 75% студентов, намеренных продолжить свое образование в аспирантуре, сталкиваются с дефицитом средств для приобретения питания и одежды. Студенты же из семей с самым высоким материальным положением (таковых 23%) аспирантуру обычно игнорируют; они ориентируются на получение престижных заграничных степеней (магистратура за границей, степень PhD, MBA).

Далеко не все будущие аспиранты намерены в дальнейшем заниматься наукой. Молодые люди идут в аспирантуру из-за сохранившейся (отметим — пока) престижности этого института; для того, чтобы «оттянуть» момент вступления в трудовую жизнь: в условиях экономического кризиса, дефицита рабочих мест — обеспечение части выпускников вузов местами в очную аспирантуру является составляющей социальной политики руководства страны в этот период; остается надеяться, что результат пребывания выпускников в аспирантуре будет совпадать с целями этого института. Для юношей важнейшим сопутствующим мотивом поступления в аспирантуру является получение отсрочки от армии. Достаточно широко распространено мнение, что кандидату наук легче сделать карьеру в любом виде деятельности, и опыт западных стран — наглядное подтверждение этой позиции. Трудно не согласиться с мнением, согласно которому сейчас аспирантура в большей степени работает на повышение интеллектуального потенциала общества в целом и в гораздо меньшей степени — на воспроизводство кадров для науки и образования.

В своем дальнейшем социально-психологическом анализе соискателей ученой степени будем опираться на классификацию,, предложенную в уже упоминавшемся исследовании С. С. Балабановым с соавторами, в которой выделяются следующие четыре типа (кластера) аспирантов:

1) «Высокоресурсные» — 18 % (из них 86% мужчин), обладающие ярко выраженными способностями к научной деятельности. Представители этого кластера реже других озабочены неблагоприятными условиями для научной работы не потому, что находятся в благоприятных условиях. Существенную проблему при проведении научных исследований они видят в нехватке научной литературы. Но эти аспиранты умеют самостоятельно справляться со сложными жизненными ситуациями. Для них главная проблема — перегруженность работой: 82% имеют вторичную занятость не менее 20 часов в неделю, в том числе треть работает полную рабочую неделю. Таким образом, очная аспирантура для них фактически превращается в заочную. Часть «высокоресурсныx» аспирантов (порядка 6%) получают доходы и от коммерциализации результатов собственных инновационных исследований и разработок. Можно предположить, что «высокоресурсные» аспиранты более других предрасположены к научно-организационной и коммерческой деятельности в сфере наукоемкого бизнеса.

2) «Мотивированные на науку» — 27,7%; здесь женщин 58%. Члены этой группы, по мнению исследователей, наиболее перспективны с точки зрения успешного обучения в аспирантуре, защиты диссертации в срок и дальнейшей научно-педагогической карьеры. Каждый третий аспирант этого кластера свободно владеет иностранным языком. Наличие автомашины и навыки вождения хотя и не имеют прямого отношения к профессии научно-педагогического работника, но являются «визитной карточкой» высокого (в условиях России) социального статуса индивида, входящего в этот кластер. Аспиранты этой группы оценивают свой интеллектуальный потенциал выше, чем представители других кластеров. В качестве основных проблем, затрудняющих работу над диссертацией, они называют слабую научно-техническую базу в вузе (34% опрошенных), нехватку средств для проведения исследований (29%) и дефицит научного общения (28%). В этом кластере, демонстрирующем лучшие академические и научные показатели, количество аспирантов, занимающихся подработками — минимально. Однако тривиальный вывод о том, что чем меньше отвлекаешься на подработки, тем лучше идет работа над диссертацией, опровергает практика аспирантов первого типа, успевающих «делать и диссертации, и деньги».

Преобладающие в этом кластере женщины более склонны к «жизни-ритуалу», нежели мужчиной с их авантюризмом и жаждой перемен, что и проявляется в период работы над диссертацией. Вспомним, что В. Освальд важнейшим критерием творчества ученого называл оригинальность как способность создавать что-либо самостоятельно. Эта способность означает наличие продуктивного процесса (человек мыслит), в отличие от действия по памяти или по образцу. Человек же, выбравший «жизнь по правилам», лишен столь необходимых в науке автономии и интеллектуальной, оригинальности. Он характеризуется «правильностью» и исполнительностью. Но, как говорят, «талантливых -уважают, исполнительных — любят». Высока вероятность, что такие аспиранты подготовят диссертацию и найдут свое место в научно-педагогической деятельности. Но компенсирует ли симпатия научного руководителя к трудолюбивому соискателю отсутствие у последнего внутренней свободы?

3)«Депривированные» — 31% (из них 57% мужчин и 43% женщин) находятся в неблагоприятных материальных условиях, а также имеют проблемы со здоровьем (15% опрошенных) и с социальными связями. Основные проблемы они видят не только в материальных трудностях (64% опрошенных), но и в нехватке научной литературы; они, более, чем аспиранты других кластеров, ощущают нехватку средств на научные исследования, ну и, как и в других кластерах, загружены работой по специальности. Аспирант, отнесенный к типу«депривированных», в большой степени строит свою «жизнь по правилам». Такие люди стараются избавить себя «от тревог за будущее как результат своих поступков и вообще чувства неопределенности». Постоянный пресс контроля за своим поведением, мыслями и чувствами, вызванный внешним и внутренним неблагополучием, может раздавить творческое начало. Вероятно, аспиранты этого типа, смогут найти свое место в научно-исследовательской или педагогической деятельности, но лишь при наличии благоприятных условий.

4)«Балласт» — 23,5%; это молодые люди, по объективным и субъективным показателям наименее перспективные для научной и научно-педагогической деятельности (мужчин здесь — 62%). Это люди, которые лишь имитируют работу над диссертацией. Они реже, чем представители других кластеров, в качестве проблем, затрудняющих работу над диссертацией, называют материальные трудности, загруженность преподавательской работой, практически не приводят в качестве довода плохие жилищные условия и семейные проблемы. Чаще, чем в других кластерах, здесь в качестве причин, затрудняющих работу над диссертацией, респонденты приводят свою слабую компьютерную подготовку, ну и собственную неорганизованность. Ни один из представителей этого кластера не отметил у себя высоких интеллектуальных способностей. Аспиранты, отнесенные к этому кластеру, научную карьеру, по-видимому, не планируют. Последующие (2007 г.) исследования, проводимые О. А. Урбан, среди пятикурсников вузов Кузбасса позволили выделить группу выпускников, составляющую 22% от всех опрошенных, для которой характерна эклектичность установок. Обнаружено, что выпускники этой группы при низкой успеваемости — ориентированы на обучение в аспирантуре, при отрицательном отношении к своей профессии — имеют планы на трудоустройство по специальности. Хотя об этом прямо не говорится в исследовании, мы можем прогнозировать, что, становясь аспирантами, такие выпускники войдут в группу «балласта». Наблюдения показывают, что число таких аспирантов, намеренных в период экономического кризиса номинально «числиться» в аспирантуре, возросло.





1 Comments

  1. Приведен материал из статьи, без ссылки на нее. Привожу данные этой статьи: Дружилов С.А. СОИСКАТЕЛИ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ //
    Ценности и смыслы. 2010. № 2. С. 74-90.
    А вот ссылка на полный текст статьи на сайте автора: http://druzhilov.ru/?p=1096

Комментарий к статье