Повышение профессионализма и квалификации

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Процесс получения ученой степени людьми, не связанными с научно-педагогической деятельностью, имеет в нашей стране давнюю историю. Так, в начале XX века, а позднее в 1930-х годах чиновникам, имеющим государственные заслуги, присваивали степень почетного доктора наук — без защиты диссертации. История СССР и России изобилует фактами, когда по заказу крупных чиновников писались тексты, которые в последующем представлялись как «крупное научное достижение». Ныне диссертации крупных чиновников — обычно покупные; в некоторых случаях, для руководителей высокого ранга — выполненные их подчиненными, работающими в подведомственных учреждениях. Выделяют следующие категории потребителей заказных диссертаций в 90-е годы XX века: административные работники госаппарата; старший офицерский состав Вооруженных сил России и МВД; бизнесмены и директорский корпус, включая топ-менеджмент крупных российских компаний; публичные политики. Но, что интересно с позиций психологии — обладатели купленных дипломов со временем сами начинают верить в то, что они действительно являются представителями науки и могут выполнять экспертные функции.

Получение диплома кандидата или даже доктора наук автоматически не делает человека истинным ученым. «В социальном плане ученый — это субъект, принадлежащий к научному сообществу, т.е. в условиях современной институдионированной науки, получивший соответствующее образование, работающий в одном из научно-исследовательских или образовательных учреждениях, имеющий публикации в научных журналах и т.п. Не обладающего этими атрибутами человека мы вряд ли сочтем принадлежащим к научному обществу, вне зависимости от того, кем он сам себя ощущает и что именно — членство в каких мифических академиях обозначено в его визитке». В мире основой признания научной квалификации служит публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях; а также его известность в узких кругах специалистов.

Вернемся на шаг назад и вспомним, ученая степень свидетельствует о квалификации человека, о том, чему он научился. Любому кандидату и доктору наук известно, как повышается общий и специальный уровень человека, написавшего и защитившего диссертацию. Не случайно на встрече Д. А. Медведева с членами ВАК осенью 2007 г. участниками совещания была обозначена необходимость диверсификации ученых званий и степеней. Как популярно объяснил суть проблемы ректор МГМА имени И. М. Сеченова М. Пальцев, «есть фундаментальные науки — это доктор или кандидат наук, есть люди бизнеса, которые защищают диссертации, — это тоже кандидат наук, есть выдающиеся организаторы — чиновники, и они тоже кандидаты наук. Но ведь это разные совершенно направления». В Европе такое разделение уже давно проведено! Мнение, что «доктор публичного администрирования ничуть не хуже доктора химических наук, но только это не наука, а нечто иное» поддержал и председатель ВАК М. П. Кирпичников на указанном совещании.

Есть еще и четвертая категория соискателей, — и здесь мы, безусловно, согласны с Б. А. Райзбергом, — «заслуживающих самого глубокого уважения, выстрадавших свою диссертацию годами упорного ожидания своего часа и кропотливого труда». Речь идет о преподавателях вузов и работниках научных подразделений организаций, которые, имея высокий научный потенциал, не обладают ни « пробивной силой», ни «ресурсной поддержкой». И человеческий ресурс отнюдь не мал: из обзора, проведенного Д. Р. Юси-повой, следует, что доля «не остепененных» среди штатного преподавательского состава государственных и муниципальных вузов насчитывается 39,9%; среди них половина (54,5%) — молодые преподаватели и ассистенты в возрасте до 30 лет. Из них будет сформирован стержень («костяк») штатного научно-педагогического состава кафедр. Это как раз те люди, которые, вступив на научную стезю, будут капля за каплей откладывать крупицы собственных научных наработок, пропущенных через сито известных из литературы фактов и концепций, строя свой скромный «диссертационный домик». Большинство из таких соискателей удовлетворяется кандидатской степенью, но встречаются и более «неугомонные, которые к 50-ти годам подумывают о докторской диссертации, а ближе к 60-ти даже защищают ее, сотворив практически целиком собственными руками». Статистика показывает (данные 2007 г.), что среди штатных сотрудников кафедры каждый второй доцент (53,3%) имеет возраст старше 50-ти лет; а каждый второй профессор (56,8%) старше — 60-ти лет.

Для рассматриваемой категории профессиональная деятельность с годами становится основной жизненной ценностью, смыслом жизни. В этом случае познавательные потребности побуждают столь интенсивную активность субъекта, что она позволяет «выйти за пределы» повседневности. Этот «выход за пределы» направлен на научное творчество. Свое свободное время человек использует не столько на релаксационные формы досуга, сколько, по терминологии Д. Н. Завалишиной, на создание «заделов» (информационных, методических), которые составляют потенциал возможных линий его научного развития и реализации профессиональной деятельности. И на определенном этапе становится необходимым оформление полученных научных результатов в диссертационную оболочку, вынесение на обсуждение авторитетным экспертам, закрепление статуса дипломом кандидата или доктора наук. Так уж сложилось в отечественной официальной науке (как социальном институте), что с получением им ученой степени возможности заниматься научным познанием значительно расширяются, появляется большая научная свобода. Как писал Б. В. Вольтер (род. 1929 г.), отечественный ученый-химик, известный своими афоризмами о науке и ученых, «защитив диссертацию, можно подумать и о науке».

В науке нередко случается так, что даже близкие коллеги не могут по достоинству оценить новую разработку. М. Хайдеггер (1889 — 1976 г.) справедливо заметил, что мысль-это всегда одиночество. Порой ученому приходится трудиться без надежды на быстрое признание. Ситуацию усугубляет отсутствие в вузе докторского совета по избранному направлению, удаленность от научных центров, затруднения с публикациями в связи с уменьшением количества Вак — овских журналов. Это в литературе можно писать «в стол», в науке — нет. Однако в некотором смысле вузовские ученые находятся в «выигрышном» положении: возможность донести свои научные результаты до своих учеников дает им эмоциональное удовлетворение. Важно понимание того, что их последователи смогут продвинуть науку дальше в понимании Природы, Мира и Истины.

Такова картина, изображающая положение подготовку и содержание научно-педагогических кадров, которая предстает нам на сегодняшний день. Возможно, это субъективное восприятие автора статьи приводит к сгущению мрачных красок, а на самом деле все не так драматично: и научно-педагогические кадры успешно растут и приходят на смену яйцеголовым маразматикам; и реформирование науки и высшего образования ведет нас к невиданным дотоле высотам? Действительно, «большое — видится на расстоянии», и лучше — если сверху. И отражается в соответствующих выступлениях и заявлениях компетентных лиц и авторитетных специалистов в рассматриваемой предметной области.

Ректор ГУ-ВШЭ Я. И. Кузьминов в докладе «Ресурсы образования» на Всероссийской социологической конференции «Образование и общество», проводившейся Российским обществом социологов, Институтом социологии РАН осенью 2009 г., обозначил ресурсные причины деформации в системе высшего образования. Было отмечено, что «оплата преподавателей отстает от альтернатив в 2-3 раза и ведет к негативному отбору. Начиная с 90-х гг., система образования выталкивает людей с высоким потенциалом и квалификацией». Докладчик указал на последствия этого негативного отбора: «отсутствие инноваций; коррупционный потенциал; преподаватель-ученый, преподаватель-воспитатель замещается преподавателем с психологией почасовика или даже хуже — коррупционером». И такой вывод, сделанный на фоне кризисных явлений в экономике и в обществе в целом, не вызывает оптимизма.

С другой стороны, есть обнадеживающее заявление, сделанное министром о А. Фурсенко годом раньше (в конце июля 2008 г.) на открытии Международной летней школы молодых ученых СНГ в Новосибирске. Согласно его словам, кризис научных кадров в России будет преодолен к концу 2013 г. и для этого разрабатывается целевая федеральная программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Предполагается довести долю профессорско-преподавательского состава государственных вузов в возрасте до 39 лет (включительно) в общей численности преподавателей до (40 — 41)%.

Экономический кризис вносит свои поправки в реализацию планов и обязательств. Так, уже известно, что в бюджет страны заложено уменьшение финансирования науки и образования. В то же время продолжается переход на уровневую систему высшего образования, вызвавшую неоднозначную оценку научно-педагогической общественности. Оптимисты возразят — это не беда, есть хорошие традиции и крепкие основания, наработанные в образовании и науке. Но остаются вопросы о путях и способах реформирования высшей школы и мучительные раздумья о перспективах ее обеспечения научно-педагогическими кадрами. И так близки слова отечественного поэта Н. М. Грибачева (1910 — 1992 г.):

И это мука без вины,

Решать: ну что там, что там, что там,

За тем недальним поворотом,

Куда мы двигаться должны?

Выше говорилось о разных путях написания диссертаций и приобретения ученых степеней, в том числе с помощью научных руководителей (официальных и неофициальных). И не стоит судить об этом однозначно. В нашем многополярном и мультивариантном мире осуществление обоснованного, правильного выбора действия — это важнейшее условие психологического выживания человека. И если этот выбор связан с необходимостью опереться на других — нет в этом ничего зазорного. Даже Ньютон писал, что он смог достичь успехов в науке, опираясь на достижения своих предшественников, имея в виду Галилея. А уж нам, простым смертным, тем более без содействия никак не обойтись. И свой моральный выбор делает и тот, кто жаждет получения ученой степени, и тот, кто берется помогать соискателю, осознавая его научный и нравственный потенциал. И эта проблема вечная, как мир. Вот как с горькой иронией писал о ней почти тысячу лет назад арабский поэт Абу Мухаммед аль-Харири:

Без обмана прожить невозможно, мой друг, -Ведь не люди, а дикие звери вокруг!

Если жизненных благ оскудели дожди -Воду с поля чужого себе отведи.

Не под силу победа тебе над орлом -Так довольствуйся только орлиным пером.





1 Comments

  1. Приведен материал из статьи, без ссылки на нее. Привожу данные этой статьи: Дружилов С.А. СОИСКАТЕЛИ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ //
    Ценности и смыслы. 2010. № 2. С. 74-90.
    А вот ссылка на полный текст статьи на сайте автора: http://druzhilov.ru/?p=1096

Комментарий к статье