Как развиваются мыслительные процессы начиная с детства и вплоть до зрелого возраста? Согласно концепции Дж. Брунера, наше познание связано с чувствами и двигательной активностью: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через них. Поэтому сенсомоторное отображение действительности — решающее в детские годы жизни. К нему вскоре добавляется так называемое тоническое отображение, когда ребенок интериоризует и откладывает в памяти образы воспринятых им реальных объектов. Такое представление мира с помощью мысленных образов служит первым шагом к символическому представлению и характерно для школьного возраста.
В течение подросткового и юношеского периодов мир образов постепенно уступает место понятиям — символическим отображениям предметов. Стимулом для такого перехода служит в основном речь. Брунер подчеркивает, что язык — важнейшее орудие развития когнитивных процессов.
Такая же точка зрения, согласно которой протекание познавательных процессов неотделимо от развития речи, была высказана еще в 1934 г. отечественным психологом Л. С. Выготским. Язык — это не только средство передачи культурного наследия, но и регулятор поведения (поскольку слово может вызывать или подавлять то или иное действие).
Согласно концепции Ж. Пиаже, развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. Внешние воздействия заставляют организм либо видоизменять существующие структуры активности, если они не удовлетворяют требованиям адаптации, либо, в случае надобности, вырабатывать новые.
Это значит, что приспособление осуществляется с помощью двух механизмов:
- ассимиляции, при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам и умениям;
- аккомодации, когда старые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации.
Пиаже выделяет три главные стадии становления познавательных процессов. Первая — сенсомоторная — это становление и развитие чувствительных и двигательных структур (первые 2 года жизни ребенка). Вторая — стадия конкретных операций (от 2 до 11 лет): слова все больше начинают означать конкретные предметы, а действия постепенно интериоризируются. Так развивается мышление.
Сначала оно носит лишь субъективный характер, будучи сосредоточенным на том, что ребенок видит или знает, а не на действительности как таковой.
Таким образом, мышление ребенка на этой стадии эгоцентрично, однако оно позволяет ему манипулировать предметами, сравнивать их, классифицировать, осуществлять над:
- целостно-образный, личностный уровень: осознание себя как деятельного субъекта; он проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание идентичности Я;
- рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень: осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
- целенаправленно-деятельный уровень: своеобразный синтез трех указанных уровней, выполнение регулятивно-поведенческих и мотивационных функций благодаря многочисленным формам самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.
Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности; уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего Я (рефлексия и саморефлексия).
Джейн Ловингер попыталась описать процесс формирования людьми связных, непротиворечивых представлений о себе и показала развитие Я-концепции, или «эго» индивида, в виде последовательности предсказуемых стадий. Они зависят от смысловых структур, или истолкований внешнего мира, и от структур характера, предназначенных для осмысления своего опыта и самопонимания.
- Первые две стадии — досоциальная и импульсивная — свойственны маленьким детям. Так, пребывая на досоциальной стадии развития, младенцы озабочены исключительно собственными потребностями и стремятся к получению удовольствия. В раннем детстве, на импульсивной стадии, человек уже достигает идентичности, хотя по-прежнему его преимущественно интересует удовлетворение своих потребностей. Дети оценивают собственные действия как хорошие или плохие, основываясь исключительно на том, поощряют их за это или наказывают. Их представление о мире эгоцентрично и конкретно. Ловингер обнаружила, что некоторые дети, подростки и даже взрослые задерживаются в этой фазе.
- Третья стадия — самозащитная, или дельта-стадия. Она более прогрессивна: дошкольник руководствуется своекорыстными намерениями, и для удовлетворения личных интересов все средства хороши; он подчиняется правилам только исходя из личной выгоды и чтобы избежать неприятностей. Однако и на этой стадии могут остановиться некоторые подростки и взрослые: они продолжают во всем искать свою выгоду и манипулировать людьми, а их отношения с окружающими ограничены проблемами контроля, господства, обмана и собственных неприятностей.
- Четвертой стадии — конформистской — большинство людей достигает на исходе детства или в отрочестве. Человек судит о себе по внешним обстоятельствам: имуществу, статусу, репутации, внешности, а правилам подчиняется просто потому, что «так надо». Он пытается избегать осуждения людей, и когда это ему не удается, испытывает чувство стыда.
Следующие три стадии требуют рефлексивного мышления.
- На пятой — сознательной — главным становится суждение о своих особенностях, достижениях и идеалах, воспринимаемых под углом зрения собственных принципов. Достигая ее, подростки обязательно руководствуются нормами сверстников или авторитетных лиц, способны к самокритике, понимают, что критерии «правильно/неправильно» зависят от контекста.
- На шестой — автономной — стадии люди осознают внутренние конфликты между личными нуждами и своими идеалами, а также между своим и чужим восприятием одних и тех же событий. Они уже способны понять других, проявить терпимость и уважение к их взглядам, решениям жизненных проблем, выбору друзей и рода занятий. Вместо осуждения начинают признавать за другими право на свои решения.
- Седьмая — интегрирующая — стадия достигается, когда люди обретают способность уважать и примирять конфликтующие требования как внутри себя, так и в отношениях с окружающими. Они не только смиряются с тем, что другие непохожи на них, но и ценят это отличие. По оценкам Дж. Ловингер, этой стадии достигают менее 1% всех взрослых людей.
Формирование самосознания, идентичности — непрекращающийся процесс. Человеку необходимо реструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичность по мере того, как меняется его внутренний и внешний мир. Люди, которые способны увлечься своей работой, в значительной мере самоидентичность находят в карьере. Другие — в семье или где-либо еще. Три системы развития взрослого человека предполагают динамические взаимодействия между тремя Я — индивидуума, члена семьи и работника.
90% мужчин и женщин указывают, что их семейные роли и обязанности являются важнейшими компонентами при самоопределении. Лишь в очень редких случаях респонденты определяли себя, опираясь на свою карьеру, а не на семью.
Идентичность человека как компетентного работника складывается, когда он заинтересован, увлечен своей работой (внутренняя мотивация), добивается в ней хороших результатов. Люди, достигшие такой идентичности, утверждают, что они продолжали бы работать, даже если бы могли этого и не делать, будучи полностью материально обеспеченными, поскольку они получают от работы большее удовлетворение, чем от досуга. В последние годы большинство работающих уже не определяют себя преимущественно через свою трудовую деятельность, а пытаются найти баланс между семьей, работой и развлечениями.
В целом можно выделить три пласта сознания человека:
- отношение к себе;
- отношение к другим людям;
- ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Отношение к другим людям и осознание его бывают различными:
- Эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»)).
- Группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»).
- Просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими его таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»),
- Эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек определенным образом соотнесен с духовным миром, с Богом», «Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»).