Речь идет о тех внутренних сторонах явлений, которые одновременно и предполагают, и исключают друг друга. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Она и составляет внутреннее содержание, источник развития действительности.
Этот закон диалектики нашел свое применение в гештальт-психологии. Каждый из нас может одновременно и любить, и ненавидеть своих близких, испытывать чувство радости и огорчения при завершении дела, которому посвятил часть своей жизни. Но эти противоположности не являются неприемлемыми, а, наоборот, помогают сформировать и завершить гештальт. Полностью осознавая противоположные полюсы своего Я, своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем осознавать и самих себя.
Противоположные стороны нашего Я в гештальт-терапии получили название Нападающего и Защищающегося.
Нападающий характеризуется авторитарностью, Защищающийся всегда оправдывается, чувствует свою уязвимость, бессилие. «Как и каждая пара «родитель-ребенок», они борются за власть друг над другом, стремятся контролировать друг друга».
Одна из задач гештальт-терапии — используя закон единства и борьбы противоположностей, помочь пациенту выделить фигуру из фона, завершить гештальт и снова вернуть его в фоновое окружение.
Функции защиты
Индивидуум реагирует на угрозу или стрессовую ситуацию посредством защитных реакций. Это может быть уход от проблемы, искусственная невосприимчивость к ситуации или даже болезнь (истерия). По существу, вся жизнь человека состоит из каких-то трудностей и защитных реакций на них. Можно привыкнуть к первым или, наоборот, ко вторым и прибегать к таким реакциям даже в тех случаях, когда никакая реальная опасность не угрожает.
Здоровые люди, которые способны четко сформировать гештальт и провести грань между собственным Я и окружающей средой, реагируют на возникающие трудности адекватно.
При возникновении невроза защитные механизмы искажаются и препятствуют росту личности. Перлз выделяет реакции слияния, ретрофлексии, интроекции и проекции.
При реакции слияния человек не может дифференцировать себя на фоне других, он не в состоянии четко определить, где заканчивается его Я и начинается Я другого человека. У таких людей граница собственного Я настолько размыта, что они с трудом отличают свои чувства, мысли и желания от чужих. Слияние делает невозможным формирование гештальта. По своей сути реакция слияния — это невротический механизм избегания контакта.
Ретрофлексия означает «обращение назад, на себя». Граница между личностью и средой смещается в сторону личности.
Если попытка удовлетворить свою потребность встречает сопротивление, то реагирующий таким образом индивид вместо того, чтобы направить энергию борьбы на изменение среды, направляет ее на себя. Тогда формируется отношение к себе как к постороннему объекту. Происходит разделение Я как субъекта и как объекта. Разделяя себя, человек с реакцией ретрофлексии становится и субъектом, и объектом своих действий. Все его усилия направлены не на борьбу с внешними трудностями, а на самоосуждение, самобичевание, в лучшем случае — на коррекцию собственных эмоций и поведения.
Интроекция — тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей без критики и попытки сделать их своими собственными. В результате граница между Я и средой переносится, перемещается внутрь Я. Индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность. Все усилия такого человека направлены на примирение чужих идей, он буквально разрывается между ними на части. Примером интроекций могут служить родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления их ценности.
При гештальт-терапии очень важно отличать интроекции от собственных убеждений пациента.
Проекция противоположна интроекции. Граница между собственным Я и средой смещается в сторону второй. Проекция — это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри Я, на других, на окружающую среду. Такой человек считает, что окружающий мир холоден и безразличен к нему, что именно он, этот мир, виноват в его неустроенности, безынициативности, неудачах.
В то время как интроекцирующий субъект делает полем битвы свое Я, проецирующий — окружающий мир. Каждый поступок — это гештальт, и более важно осознать, как совершается этот поступок, а не почему он совершается.