X

ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Память лежит в основе знаний человека. Знания же являются одним из главных условий успеха деятельности.

Для того, чтобы лучше пользоваться своей памятью, сделать ее более продуктивной, необходимо понять те закономерности, каким она подчиняется. Остановимся сначала на процессах памяти. Под процессами памяти понимается запоминание, воспроизведение и узнавание.

Каждая из этих сторон памяти тесно связана с другими, хотя и имеет ясно выраженные черты своеобразия. Всем из личного опыта хорошо известно, что запомнить — не то же самое, что воспроизвести, припомнить или узнать.

Запоминание может происходить двояким путем: без специально проявленного намерения запомнить (непреднамеренное запоминание) и в результате специальных усилий, направленных на лучшее удержание воспринятого (преднамеренное запоминание).

Непреднамеренное запоминание играет большую роль в ца-шей жизни. Целый ряд событий, встретившихся нам в жизни, запоминается независимо от наших намерений. Так, например, вид затерявшегося в толпе и потерявшего маму ребенка врезается в нашу память, хотя мы и не стараемся во что бы то ни стало запомнить этот эпизод. При чтении книги, если она посильна нам, мы схватываем и надолго удерживаем основную ее мысль, хотя и не задаемся специальной задачей запомнить читаемое.

Непреднамеренному запоминанию способствует ряд условий, одним из которых является яркость эмоциональной окрашенности переживаемого события. Все эмоционально сильное в нашей жизни запоминается независимо от нашего намерения. Непреднамеренному запоминанию способствует также интерес. Как правило, интересное запоминается значительно легче и удерживается более длительно, чем неинтересное.

Непреднамеренные формы запоминания имеют место и в тех случаях, когда какое-либо явление выступает контрастно на общем фоне. Лицо солдата, уличенного в неблаговидном поступке, невольно фиксируется в нашем сознании.

Непроизвольно запоминаются и такие предметы и явления, которые сходны с хорошо известными нам раньше. Например, ботаник, встретившийся с новым экземпляром хорошо известного ему семейства растений, сразу и без специальных усилий запомнит имеющиеся в этом экземпляре отличия от ранее известных ему экземпляров.

Непроизвольное запоминание способствует обогащению жизненного опыта людей, не требуя от них специальных усилий сознания. Тем не менее решающая роль в жизни и деятельности человека принадлежит произвольным, или преднамеренным, формам запоминания.

Преднамеренное запоминание отличается от непреднамеренного прежде всего степенью волевого напряжения. Однако это не единственный признак отличия. Характерной чертой волевого запоминания является наличие в нем задачи и мотива. Что бы мы ни запоминали в условиях специального напряжения нашей воли, мы всегда отдаем себе отчет, почему и для чего мы это делаем.

Указанные здесь черты отличия преднамеренных форм запоминания от непреднамеренных не дают права на противопоставление этих двух видов запоминания. Дело в том, что и непреднамеренное и преднамеренное запоминания осуществляются в результате проявленной человеком активности. Только в одном случае задача запомнить стоит перед нами непосредственно и ясно осознается (преднамеренное запоминание), в другом же случае эта задача отодвинута в боковое поле сознания и мы субъективно, в самонаблюдениях не можем уловить тех усилий, какими сопровождается процесс фиксации нашего материала (непреднамеренное запоминание). Так, например, в опытах проф. А. А. Смирнова испытуемым давался ряд примеров на правописание глаголов с окончанием на «ся» в неопределенной форме. В упражнениях наряду с глаголами в неопределенной форме давались те же глаголы, только в третьем лице единственного числа. Учащимся предлагалось определить, какому грамматическому правилу соответствует это упражнение.

После того как учащиеся ответили на поставленный вопрос, у них спрашивали, не помнят ли они, какие же именно примеры даны были и на это правило. Оказалось, что многие из этих примеров хорошо запомнились. Это значит, что, сравнивая правописание слов «учиться» — «учится», «лениться» — «ленится» и других, продумывая значение этих слов, учащиеся проявляли известную активность, но только активность эта шла в данном случае не по линии запоминания тех или иных фраз и слов, а по линии уяснения смыслового отличия их друг от друга.

Произвольное, или преднамеренное, запоминание может осуществляться двумя приемами или средствами: механически и осмысленно. При механическом запоминании заучивается один элемент за другим в их точной последовательности, без опоры на смысловую связь между ними. В основе механического запоминания лежат ассоциации смежности.

Механическое запоминание характеризуется, во-первых, тем, что оно весьма неэкономно, оно требует гораздо больше времени, чем осмысленное, так как нуждается в частых повторениях. К механическому запоминанию люди прибегают в двух случаях: когда они не могут или не хотят понять заучиваемого, хотя материал сам по себе имеет смысл, и тогда, когда заучиваемый материал дан в таком виде, что он лишен смыслового значения.

Необходимо помнить, что механическое заучивание смыслового материала приводит обычно к формальному усвоению знаний. Поэтому следует всячески избегать механического заучивания того, что может быть и должно быть осмыслено учащимися. К механическому запоминанию, если и приходится прибегать, то лишь в тех случаях, когда заучиваемый материал лишен сам по себе смыслового значения (например, азбука Морзе, топографические знаки и т. п.). Но даже и в этих случаях необходимо стремиться к осмысливанию заучиваемого, к овладению тем принципом, который положен в основу заучиваемых родов.

Иначе протекает процесс осмысленного запоминания. В этом случае типично стремление опереться на смысл заучиваемого. Отсюда и связи, которые образуются в мозгу человека при таком способе заучивания, приобретают логический характер.

Осмысленное заучивание перестраивает и процесс запоминания. Если при механическом заучивании все члены заучиваемого ряда выступают более или менее равноценными, то при осмысленном заучивании всегда выделяется основное, главное, существенное. Фиксация же второстепенного, менее существенного, отодвигается на второй план.

Осмысленное заучивание более тесно связано со второй сигнальной системой, с мышлением и речью, чем механическое.

Под воспроизведением мы понимаем процесс активизации следов, оставленных в мозгу человека при отражении им действительности. Воспроизведение характеризуется не меньшей сложностью, чем процессы запоминания. Воспроизведение, как и запоминание, бывает преднамеренным (произвольным) и непреднамеренным (непроизвольным).

В основе непроизвольных форм воспроизведения, как и в основе непроизвольного запоминания, лежат ассоциации. Вспомним строки из поэмы А. С. Пушкина «Русалка»:

Вот мельница! Она уж развалилась;

Веселый шум колес ее умолкнул;

Стал жернов — видно, умер и старик.

Дочь бедную оплакал он недолго.

Тропинка тут вилась,— она заглохла.

Давным-давно сюда никто не ходит;

Тут садик был с забором — неужели

Разросся он кудрявой этой рощей?

Ах, вот и дуб заветный, здесь она,

Обняв меня, поникла и умолкла…

Вид развалившейся мельницы вызывает у князя по ассоциации смежности «веселый шум колес», вид садика с забором, воскрешает образ любимой им девушки.

Повод к возникновению непроизвольных запоминаний может быть самым незначительным. Достаточно иногда небольшого штриха, чтобы в сознании всплыл какой-либо эпизод жизни. Вот пример этого: начальник санитарного поезда Белов видит, как «большая снежинка села на черное стекло. Когда он был маленький, у него была книжка, в ней нарисованы снежинки разной формы на черном фоне… Он помнит эту книжку и эту картинку» (В. Панова, «Спутники»), Одной снежинки на стекле окна оказалось достаточно, чтобы развернулась целая цепь ассоциаций, приведшая Белова к воспоминанию детских лет его жизни.

Особым видом непроизвольного воспроизведения является персеверация. Под персеверацией понимается представление, носящее навязчивый характер. Персеверирующие образы появляются обычно после длительных, многократных восприятий каких-нибудь предметов. Например, после длительной, работы с картой она может появиться перед умственным взором человека и при закрытых глазах. В некоторых случаях персеверирующие образы возникают и после однократных восприятий, если последние сопровождались яркими эмоциональными переживаниями. У солдат и офицеров, непосредственных участников какого-либо боя, нередко непроизвольно всплывает в памяти картина этого боя.

Основное значение в жизни человека имеет все же произвольное воспроизведение. Волевые усилия в процессе произвольного воспроизведения могут быть проявлены в разной степени. Иногда достаточно незначительных усилий, чтобы осуществился процесс воспроизведения. Это бывает тогда, когда человек хорошо владеет соответствующим материалом. Например, для курсанта, хорошо знающего Полевой устав, нетрудно воспроизвести в памяти те или другие его положения. Если же материал слабо усвоен, то для его воспроизведения требуются значительные усилия. Возможны случаи, когда никакие усилия не приводят к воспроизведению. Это хорошо известно учащимся, когда им приходится отвечать на вопрос, который или недостаточно был понят ими, или плохо усвоен. Процесс воспроизведения, требующий особых усилий, носит название припоминания.

Присущие процессам припоминания мыслительные и волевые усилия находят, как правило, отражение не только в непосредственных переживаниях, но и во внешних, объективных показателях. Для припоминающего человека характерна своеобразная мимика — сдвинутые брови, определенная установка глаз, застывшая поза и т. п. Это говорит о том, что процессы воспроизведения, как и запоминания, впрочем, характеризуются большой сложностью. В них участвует весь мозг с его чувствующими и двигательными зонами.

На процессы припоминания влияет время, прошедшее от начала восприятия материала до момента его воспроизведения. Если время, отделяющее восприятие от воспроизведения, достаточно велико и человек не прибегал к повторению заученного, то наступает забывание. Нельзя, однако, сказать, что воспроизведение всегда будет лучшим в том случае, когда оно следует тотчас после запоминания. Нередко промежуток в 1—2 дня от момента восприятия материала до его воспроизведения не мешает, а способствует точности и ясности воспроизведения. Интересны в этом отношении опыты, проведенные тов. Красилыциковой. Она предлагала учащимся заучивать стихотворения и прозу. Заучивание останавливалось на той ступени когда учащиеся могли воспроизвести от 70 до 80% заучиваемого материала. Спустя день испытуемым предложено было вновь воспроизвести заученный в эксперименте материал. Оказалось, что при повторном воспроизведении многие испытуемые (45% из лиц, заучивавших прозу) дали лучшие показатели.

Процесс уяснения и уточнения воспринятого под влиянием времени носит название реминисценции. В основе реминисценции лежит, по мнению И. П. Павлова, снятие утомления нервных клеток, наступившего при решении трудной задачи. Спустя некоторое время это утомление исчезает и продуктивность процессов воспроизведения увеличивается. Это положение И. П. Павлова хорошо объясняет тот общеизвестный факт, что заученный материал мы легче и лучше воспроизводим утром следующего дня, чем вечером предыдущего.

Процессы воспроизведения тесно связаны с процессами запоминания. Все то, что запомнено, осмыслено, воспроизводится обычно легко; наоборот, все то, что заучено механически, без должного понимания, воспроизводится с большим трудом. Вот почему преподаватель должен всячески стремиться к сознательному и прочному усвоению учащимися учебного материала.

В процессе воспроизведения необходимо стремиться к смысловому связыванию нового со старым, ранее известным. Чем крепче эти связи, чем они и существеннее, и чем больше установлено их при запоминании, тем легче, полнее и содержательнее протекает процесс воспроизведения; наоборот, материал, не связанный или недостаточно связанный с прошлым опытом человека, удерживается с трудом и воспроизводится неточно. Процесс воспроизведения вообще кроет в себе возможности ошибок. Ошибок этих может быть больше или меньше, они могут касаться более или менее существенных сторон воспроизводимого явления. Но они всегда возможны. Хорошо известно, что люди, опрашиваемые относительно какого-нибудь одновременно наблюдаемого ими события, могут дать различные, а иногда даже и противоречивые показания. В основном, главном, существенном эти показания совпадут между собой, но в деталях, во второстепенном они могут сильно отличаться друг от друга. Ошибки воспроизведения могут проистекать прежде всего из неточности тех связей, которые закрепились в процессе восприятия. Но они возможны н в другом случае, когда те или иные связи оказались недостаточно закрепленными. При недостаточной закрепленности связей они могут взаимно тормозить друг друга, что неизбежно влечет за собой моменты неуверенности и ошибочности в воспроизведении.

Степень точности и полнота воспроизведения зависят от ряда причин. Большую роль играют те отношения, какие устанавливаются у человека к запоминаемому материалу. Сами же эти отношения определяются характером стоящих перед человеком задач, тех целей и мотивов, которые лежат в основе процесса запоминания. Офицер, получивший задание разведать ту или иную местность с точки зрения пригодности для обороны, даст значительно более верное описание ее рельефа, имеющихся местных предметов и их взаиморасположения, чем тот же офицер, побывавший в этой местности в порядке прогулки. И чем ответственнее отношение этого офицера к поставленной перед ним задаче, тем точнее будут его показания.

Точность воспроизведения зависит от специальных в этом отношении упражнений.    

Постоянно стимулируя людей к точности при запоминании, можно выработать у них способность фиксировать не только главное, существенное, но и детали. Выработка такого качества имеет большое значение для офицеров, профессиональная деятельность которых обязывает их видеть и целое и части.

Процесс узнавания зиждется на объединении непосредственно воспринимаемого с тем, что было воспринято ранее. Узнать какой-либо предмет или явление — это и значит отождествить воспринимаемое теперь с воспринятым раньше.

Взгляду на процесс узнавания как на отождествление воспринятого теперь и раньше не противоречит и тот случай, когда узнается предмет; ранее никогда не воспринимавшийся человеком непосредственно и известный ему только по словесному описанию. Только предмет отождествляется в данном случае не с образом, ранее когда-то непосредственно воспринятым, а с образом, возникшим на основе устного или письменного описания предмета другими людьми. Чем полнее и точнее при этом описание предметов и явлений, тем адэкватнее будет их образ в мозгу людей, а в связи с этим легче будет осуществляться и процесс узнавания. Отсюда вытекает педагогическое правило: если хочешь добиться, чтобы создаваемый через описание образ предмета оказался наиболее адэкватным подлинному предмету или явлению,— не только добивайся наиболее точного и правдивого его описания, но старайся и показать его или непосредственно или же в виде картины, чертежа, схемы и т.п. Тот факт, что узнавание осуществляется через повторное восприятие, делает этот процесс значительно более легким, чем воспроизведение.

Процессы узнавания имеют различную степень ясности. Иногда узнавание наступает тотчас, мгновенно, иногда же требуется волевое напряжение, чтобы установить степень тождества воспринимаемого с имеющимся представлением.

Быстрота, ясность и точность узнавания зависят от степени закрепленности ранее сформировавшихся систем временных связей, а также и от степени соответствия имеющихся у людей представлений подлинным предметам и явлениям жизни. Поверхностное знакомство с предметами и явлениями затрудняет, как правило, не только их воспроизведение, но и узнавание.

Андрей:
Еще статьи