Человек, находящийся в бодрствующем состоянии, всегда чем-то занят, что-то делает: трудится, учится, играет, обдумывает и т. д. Это указывает на то, что нормальным состоянием бодрствующего человека является деятельность.
Под деятельностью понимается человеческая , активность,’направленная на достижение сознательно поставленной цели.
В деятельности человека, независимо от ее вида, надо различать две взаимно связанные и находящиеся в единстве стороны: а) внешнюю, выражающуюся в каких-то движениях, действиях и операциях; б) внутреннюю, проявляющуюся в психической активности.
Возьмем в качестве примера деятельность разведчика. Он ведет разведку с определенной целью, по определенным мотивам, по заранее намеченному плану, используя для этого имеющиеся у него знания и умения. Внешнее выражение эта деятельность находит в системе определенных движений: в передвижении к месту расположения противника, в поворотах головы и глаз при рассматривании заинтересовавших его объектов и т. д.
Движения, однако, нельзя сужать до понятия так называемой локомоции, т. е. простого перемещения человека или его органов (рук, ног, пальцев) в пространстве. Движение является более широким понятием, охватывающим не только линейные перемещения работающего органа в пространстве, но и мимические и пантомимические движения. Отсюда деятельность человека, спокойно сидящего и обдумывающего тот или иной вопрос, нельзя считать лишенной движения, так как в нее входит определенная мимика, пантомимика и скрытые речедвигательные процессы. Об этом красноречиво говорит картина Богданова-Бельского «Устный счет» (см. рис. 35).
Отдельные движения, составляющие ту или иную деятельность человека, объединяются между собой и образуют системы движения. Б любой такой системе все движения строго согласованы (координированы) друг с другом. Без этого рабочее действие было бы невозможным. Согласованность включенных в рабочий процесс движений возникает в результате более или менее длительных упражнений. Это легко видеть, если сравнить координированность движений старых солдат при выполнении команды «Кругом», допустим, с координированностью этих же движений у молодых солдат, только что пришедших в Армию. В первом случае эта команда выполняется так, что все вовлекаемые в эти движения мышцы работают в полной гармонии и мы не обнаруживали лишних, ненужных, мешающих движений. Иначе обстоит дело у молодых солдат, только что начавших обучаться военному строю: при исполнении команды «Кругом» обнаруживается нередко расхождение в темпах движения туловища и нижних конечностей, руки отрываются от туловища, импульс, данный в ноги при команде «Кругом», оказывается или недостаточным, и солдат не доходит до нужного положения в строю, или же слишком большим, и солдат переходит через то положение, в котором он должен был оказаться после выполнения команды.
Способность к овладению системой движений резко дифференцирует людей. У одних людей координация движений складывается легко и быстро, у других — медленно, с трудом. Это зависит от развития моторной сферы человека.
Системы движений, в которых осуществляется деятельность людей, не исчерпывают собой сущности деятельности, хотя им принадлежит и большая роль. Они являются только тем средством, с помощью которого человек достигает поставленной цели. Сущность же деятельности заключается в тех целях и задачах, которые преследуются этой деятельностью, и в тех мотивах, во имя которых она совершается.
Говоря о целях и задачах более или менее сложной деятельности, необходимо различать конечные и частные (ближайшие) задачи и цели. Под конечной задачей или целью понимается то, что должно быть достигнуто в результате целого ряда определенных действий. Ближайшие же задачи являются средством достижения конечной цели и совершаются как бы попутно. Скажем, конечная цель войсковой разведки может быть сформулирована следующим образом: оградить войска от внезап’ного нападения наземного и воздушного противника, обеспечить им свободу действий и возможность организованно вступить в бой в наиболее выгодной группировке. Для того чтобы решить эту конечную задачу, разведывательная группа, дозор, отдельный разъезд и т. д. должны: а) установить местонахождение противника; б) определить свойства местности и ее удобства для расположения и действия войск; в) выяснить политические настроения населения данного района, его экономическое, санитарное и ветеринарное состояние и т. п. Эти последние задачи являются частными, без решения которых не может быть достигнута и конечная цель деятельности.
Конечная цель и частные задачи, ведущие к ее достижению, не находятся одновременно в ясном поле сознания действующего человека. Ясное поле сознания всегда занято решением ближайшей задачи, которая соотносится время от времени только с конечной целью деятельности. При соотнесении частных задач с конечной проверяется, насколько правильно решаются частные задачи с точки зрения конечной цели деятельности. Конечная цель и частные ее задачи, таким образом, взаимно обусловливают друг друга, причем ведущее значение принадлежит конечной цели деятельности. Она подчиняет себе, организует и направляет решение частных задач. Частные же задачи в свою очередь подчиняют себе, организуют и направляют отдельные, входящие в них движения, действия, операции. В результате взаимодействия друг с другом конечной и частных задач, а также частных задач и тех систем движений, при помощи которых они осуществляются, создается единая система, придающая деятельности целенаправленность и плановость.
Всякая деятельность встречает разное к себе отношение людей. Зависит это от того, в какой мере конечная цель деятельности совпадает или не совпадает с мировоззрением людей, с характером их потребностей и интересов.
Отношение людей к той или иной деятельности находит выражение в мотивах деятельности, т. е. в осознании и обосновании того, ради чего эта деятельность должна быть совершена.
Мотивы, характеризующие отношение человека к предстоящей деятельности, могут быть принципиальными или беспринципными.
Мотивы деятельности, опирающиеся на принципиальные соображения, на определенное мировоззрение, характеризуются перспективностью, чего нельзя сказать о мотивах, которые носят случайный характер. Неправильным было бы думать, однако, что всякий мотив, опирающийся на любое мировоззрение, одинаково перспективен. Перспективность взгляда на деятельность определяется содержанием мировоззрения. Буржуазное, идеалистическое мировоззрение, не соответствующее объективным законам развития природы и общества, порождает мнимую, иллюзорную перспективу. Подлинно перспективным, неиллюзорным отношением к деятельности может считаться лишь таксе отношение, которое вытекает из действительно научного коммунистического мировоззрения. В этом кроется причина наиболее перспективного отношения к деятельности в условиях советской действительности. Не случаен тот факт, что максимально перспективное отношение к труду, нашедшее свое выражение в стахановском движении, могло появиться и развиться только в социалистических условиях жизни.
Перспективные мотивы деятельности, в основе которых лежит коммунистическое мировоззрение, повышают активность личности в труде, будят творческую инициативу, снимают с труда «зазор-ность» и делают его делом чести, славы, доблести и геройства.