X

ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ОЩУЩЕНИЯ

Человек стремится познать действительность, чтобы воздействовать на нее, подчинить ее своим целям и задачам. В основе познаний человека лежат ощущения как процесс отражения действительности. «Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем…» 9В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 288) Поэтому исследование познавательных процессов человека необходимо начинать с изучения его ощущений.

Прежде чем приступить к анализу ощущений, необходимо установить точку зрения на эти процессы. С диалектико-материалистической точки зрения в ощущениях должно быть подчеркнуто три определяющих их момента. Первое — это обусловленность ощущений воздействием внешнего мира на наши органы чувств. Вне человека и независимо от него существует мир предметов и явлений, которые, воздействуя на наши органы чувств, порождают у нас ощущения. Ощущения, следовательно, являются вторичным образованием. Следующее, что должно быть подчеркнуто в ощущениях с гносеологической точки зрения, это то, что ощущение является качественно новым, отличным от материи образованием. Оно дано в субъективном плане, в виде определенных переживаний. Третьей, характерной чертой ощущений является то, что в них отражается, но не воспроизводится объективный мир. Ощущения являются только субъективным образом объективной действительности. Учитывая- сказанное; ощущение можно определить как процесс отражения человеком в виде субъективных образов отдельных качеств, свойств предметов материального мира, непосредственно действующих на наши органы чувств.

Внешний мир воздействует на наш мозг через анализаторы. Под анализатором академик И. П. Павлов понимает «сложный нервный механизм, начинающийся наружным воспринимающим аппаратом и кончающийся в мозгу, то в низшем отделе его, то в высшем, в последнем случае бесконечно более сложным образом» (И. П. Павлов, Избр. произведения. Госполитиздат, 1949, стр. 193). Человек обладает целым рядом анализаторов, и каждый из них является, по определению И. П. Павлова, специальным трансформатором «внешней энергии в нервный процесс». Окружающие нас предметы и явления, воздействуя на эти трансформаторы, вызывают соответствующее возбуждение. Возбуждение достигает мозга, где и возникают ощущения в виде субъективного образа объективного мира. Единственным источником ощущений, следовательно, является движущаяся материя. В. И. Ленин говорил, что ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

Ощущения необходимо отличать от восприятий. В ощущениях находят свое отражение не предметы, а их отдельные свойства, качества, такие, как цвет, запах, вкус, тепло, холод, вес, форма, характер поверхности (гладкость, шероховатость), твердость и т. д. Иные черты присущи восприятиям. В процессе восприятия в мозгу человека находят отражение не отдельные качества и свойства предметов действительности, а предметы и явления действительности во всей их сложности. Ощущения создают людям возможность довольно тонкой ориентировки в действительности: через наши анализаторы действительность дает знать о себе, сигнализирует. Ответы людей на эти сигналы осуществляются по принципу ориентировочного рефлекса. До часового доносится, допустим, звук сторожевого свистка. Этот свисток неизбежно вызывает на себя ориентировку солдата, после чего он начнет производить уже те или иные полагающиеся по уставу действия.

Познание мира осуществляется через ощущения. Возникает в связи с этим вопрос, а насколько адекватно могут отразить мир действительности наши анализаторы? В истории науки известны попытки отрицать соответствие между тем, что отражалось, и тем, что получилось в результате отражения. Гельмгольц, например, считал, что образ отражения неадекватен его объекту. Согласно его точки зрения соотношение между объектом и его образом такое примерно, как между каким-нибудь предметом и соответствующим ему искусственным значком (иероглифом). Теории иероглифов придерживался в свое время Г. В. Плеханов. Эта теория и сейчас еще живет в некоторых философских системах буржуазных стран. В. И. Ленин резко критиковал теорию иероглифов. Он считал, что эта теория вносит элемент агностицизма. Согласно учению В. И. Ленина образ отражения никогда не может абсолютно совпадать с его объектом, но он всегда адекватно отражает объективную действительность и отнюдь не является каким-то условным знаком ее. Только потому мы и можем познать окружающий нас мир, что он находит адекватное свое отражение в нашем мозгу.

Тот факт, что в основе нашего познания лежат ощущения, нельзя понимать в том смысле, что наше познание целиком сводится к ощущениям. Наряду с ощущениями человек обладает еще мышлением, которое помогает ему поставить отдельные ощущения в связь друг с другом, понять причинно-следственные отношения между предметами и явлениями жизни, проникнуть в их сущность. Так, например, мысли человека, его желания, намерения, мотивы деятельности и пр. не могут непосредственно действовать на наши органы чувств: ни мыслей, ни намерений людей нельзя видеть или слышать, к ним нельзя прикоснуться. Их мы познаем через язык. Ибо «будучи непосредственно связан с мышлением, язык регистрирует и закрепляет в словах и в соединении слов в предложениях результаты работы мышления, успехи познавательной работы человека и, таким образом, делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе» (И. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания. Госполитиздат, 1950, стр. 22).

Познание человеком действительности, осуществляющееся через ощущения и восприятия, является первой чувственной ступенью познания. Познание же через мышление и связанную с ним речь является второй ступенью познания. В основе этих ступеней познания лежат различные мозговые механизмы. В чувственном познании решающая роль принадлежит первой сигнальной системе, в познании же, осуществляющемся в мыслительных процессах, руководящее значение приобретает вторая сигнальная система.

Органы чувств по характеру их размещения в организме могут быть разделены на три группы: расположенные на поверхности организма (экстерорецепторы), расположенные во внутренних органах (интерорецепторы) и расположенные внутри тканей (проприоцепторы).

Первая из этих групп дает нам зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Вторая группа отражает состояние нашего организма (голода, сытости, жажды и т. п.). Третья группа анализаторов отражает движение частей нашего тела и положение его в пространстве.

Существует и другой принцип деления анализаторов — по способу их контакта с соответствующими раздражителями По этому признаку органы чувств (анализаторы) делятся на контактные и дистантные.

К контактным относятся такие анализаторы, которые осуществляют свою функцию при непосредственном соприкосновении (контакте) раздражителя с нервным окончанием того или иного анализатора. Сюда относятся кожные и вкусовые анализаторы. Ведь для того, чтобы, например, ощутить вкус пищи, ее необходимо растворить в слюне и дать возможность прийти в соприкосновение со вкусовыми нервными образованиями. Теплоту предмета мы можем ощутить, лишь прикоснувшись к нему или к подогретому им воздуху; боль — если болевое раздражение непосредственно воздействует на соответствующие нервные окончания.

К дистантным анализаторам относятся такие, которые осуществляют свою функцию на расстоянии: зрение, слух и обоняние.

В каждом анализаторе необходимо различать периферический его конец (рецептор) нервного аппарата и центральный. Периферический конец осуществляет первичный, грубый анализ. Центральный конец, лежащий в головном мозгу, в коре мозга, осуществляет тонкий анализ. При воздействии какого-нибудь предмета или явления на наши органы чувств происходит следующий процесс: нервные окончания того или иного анализатора возбуждаются под влиянием действующего на него раздражителя, возбуждение передается по нервным путям к соответствующим клеткам коры мозга, и лишь после этого мы испытываем то или иное ощущение.

Рассматриваемый процесс расчленяется таким образом на три момента: раздражение, возбуждение и ощущение. Под раздражением следует понимать факт физического воздействия раздражителей на соответствующие нервные образования. Возбуждением называется тот физиологический процесс в нервной системе, который возникает под влиянием раздражения. Ощущение же — психический процесс, который возникает в мозгу в результате дошедшего до него возбуждения.

В основе процесса возбуждения лежит процесс распада белка, из которого построена нервная клетка, с быстрым последующим его восстановлением. Для восстановления требуется примерно 0,002—0,005 секунды. Начавшийся в рецепторе процесс возбуждения распространяется затем по нерву и достигает, наконец, коркового конца анализатора. Возбуждение в клетках коры мозга и переживается нами как ощущение.

Ощущения возникают, как правило, в результате непосредственного воздействия раздражителя на тот или иной анализатор, т. е. первосигнально. Но это не значит, что ощущение не может быть вызвано и со второй сигнальной системы. Если мы будем сочетать какой-нибудь безусловный раздражитель, действующий на тот или иной анализатор, с названием этого раздражителя, то наступит момент, когда соответствующее ощущение возникает в ответ только на слово, обозначающее раздражитель. Так, например, если у человека закрепилась временная связь между вкусом лимона и его названием, то достаточно произнести слово лимон, как у него возникает ощущение вкуса лимона и соответственно усилится выделение слюны.

Необходимо подчеркнуть при этом, что человек, реагируя так или иначе на слово, отречает не на звуковую его форму, а на его значение. Вот почему условная связь, замкнувшаяся между тем или иным ощущением и словом, остается действительной, если мы заменим это слово его синонимом. Так, например, выработав условный рефлекс на слово конфета, мы получим соответствующий эффект и на слово шоколад.

Ощущения свойственны не только человеку, но и всем животным, даже стоящим на относительно низкой ступени их развития. Дождевой червь, не имеющий специальных органов чувств, испытывает болевые ощущения, возникающие у него под влиянием раздражения. Этим объясняется, что червь, если в определенном участке первичного пути следования его к пище воздействовать на него электричеством, станет в конце концов обходить этот участок. Если же мы возьмем высших животных, то многие из них обладают высоко развитой чувствительностью. Собака, например, обладает неизмеримо более’ высокой чувствительностью к запахам органических веществ, чем человек. Но природа ощущений животных и людей совершенно различна. Различие это заключается в том, во-первых, что ощущения животных возникают и протекают в чисто биологическом плане. Животные не осознают переживаемых ими ощущений, не понимают пи причин, их вызвавших, ни тех последствий, которые могут произойти. Ощущения животных в отличие от ощущений людей полностью первосигнальны. Тот факт, что многие животные знают свою кличку, проделывают разные упражнения по приказу дрессировщиков, отнюдь не означает, что они понимают речь человека. Временные связи, вырабатываемые у животных на те или иные слова, возникают не на смысловой, а на ситуационной основе. Собака подает лапу не на смысл фразы «дай лапу», а на включенный в определенную ситуацию звуко-речевой комплекс, возникающий при произношении этой фразы: человек, приказывающий собаке дать лапу, произносит эту фразу с определенной интонацией, сопровождая ее соответствующими жестами и мимикой. В ответ на все это собака и подает лапу.

Человеческие ощущения, как правило, включены в восприятие, под которым понимается процесс отражения человеком предметов и явлений жизни. Объясняется это тем, что человек в своей практической деятельности имеет дело преимущественно с предметами, отсюда и отдельные стороны и качества этих предметов всегда выступают в виде их свойств.

Ощущения человека являются продуктом исторического его развития. «Образование пяти чувств, это — продукт всей всемирной истории» (К- Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. III, стр. 627).

Ощущения людей зависят от характера их деятельности. Чувствительность музыкантов к звукам гораздо тоньше, чем чувствительность людей, не занимающихся музыкой. Художники острее, чем кто-либо другой, чувствуют цвета и формы. Все это закономерно. Каждый человек усиленно развивает те именно виды ощущений, которые особенно важны в избранной им специальности. Особенно высокой степени развития достигают анализаторы под влиянием возникшей у человека потребности компенсировать, заместить отсутствующий рецептор. Обоняние слепо-глухонемой Скороходовой О. И. настолько развилось, что она легко различала по запаху типографских красок газеты «Правда» и «Известия».

Чрезвычайно важно учитывать необходимость развития органов чувств у военнослужащих. В боевой обстановке нередки случаи, когда человеку приходится опираться на них как на основное, а часто и единственное средство в распознавании тех или иных явлений.

Андрей:
Еще статьи