В ощущениях необходимо различать три стороны — качество, силу, или интенсивность, и длительность.
Под качеством ощущений понимаются те их основные свойства, по которым ощущения различаются друг от друга. Качествами вкусовых ощущений будут: кислое, сладкое, соленое, горькое, терпкое, различные комбинации вкусов. Качествами зрительных — красные, зеленые, серые, голубые, белые и другие цвета. Органические ощущения характеризуются качествами сытости, жажды и пр.
Под интенсивностью, или силой, ощущения понимается степень выраженности данного качества ощущения. Слуховые, например, ощущения могут иметь разную громкость, световые — разную степень яркости.
Под длительностью ощущения понимается время, в течение которого сохраняется ощущение. Примером краткого по времени ощущения света может явиться вспышка молнии.
В ощущениях содержится не только познавательная сторона, но и чувственный тон, т. е. связанная с переживанием ощущений положительная или отрицательная эмоциональная окрашенность. Одни ощущения переживаются человеком как приятные, другие как неприятные; одни возбуждают, другие успокаивают; одни действуют подбадривающие, другие — угнетающе и т. п. Красный цвет, например, возбуждает, голубой успокаивает; яркий режущий свет оставляет неприятное впечатление, матовый свет умеренной силы приятен.
Ощущения, как указывалось, возникают в результате воздействия раздражителя на наши анализаторы; при этом чем выше развит тот или иной анализатор, тем тоньше отражение действительности. Однако даже наиболее совершенная организация органа чувств не обеспечивает человеку возможности отражения всех объективно существующих раздражителей. Например, зрение человека не воспринимает ультрафиолетовых или инфракрасных лучей. То же можно сказать и относительно нашего уха: в мире гораздо больше звуков, чем те, которые может воспринять слух. Границы в отражении мира объективной действительности, определенные степенью развития наших органов чувств, называются порогами ощущений.
Различаются два вида порогов ощущений: абсолютный и различения, или разностный. Абсолютный порог ощущений характеризуется той минимальной величиной раздражения, которая способна вызвать у нас едва заметное ощущение. Например, если в стакан воды положить очень мало сахара, то мы на вкус не определим его присутствие. Но если постепенно добавлять все больше и больше сахара, то наступит такой момент, когда мы впервые на вкус определим, что в воде имеется сахар, т. е. мы почувствуем самую первую степень ее сладости. Количество сахара, необходимое для едва заметного ощущения сладости воды, и будет характеризовать абсолютный порог вкусовых ощущений. Аналогичные примеры легко привести из области зрительных, слуховых, кожных и других видов ощущений. В абсолютном пороге отличаются обычно нижняя и верхняя его границы. Под нижней границей порога ощущения понимается та его граница, преодоление которой приводит к появлению ощущения в самой первоначальной его форме. Верхняя же граница порога ощущений определяется той максимальной силой раздражения, при которой ощущение теряет специфичность своих форм и переходит в болевое ощущение. Так, например, если мы будем усиливать все время интенсивность освещения, то наступит момент, когда больно станет смотреть. Этот момент и является показателем верхней границы порога зрительного ощущения.
Порог различения характеризуется той силой добавочного раздражения, которое впервые начинает регистрироваться в сознании человека как добавочное. Представим себе человека, несущего какой-то груз за плечами. Если незаметно для этого человека положить в рюкзак некоторую добавочную тяжесть, то он может и не почувствовать этого. Если сила добавочного раздражения достигает величины, при которой человек почувствует еле заметный прирост тяжести, тогда эта величина добавочного раздражения и будет характеризовать разностный порог ощущения, или порог различения.
В психологии широко пользуются понятием чувствительности. Понятие это тесно связано с понятием порога ощущения. Чувствительность и порог ощущений находятся между собой в обратных отношениях, т. е. чем выше порог, тем ниже чувствительность, и обратно. Допустим, что порог слуховых ощущений у А выше, чем у В. Это значит, что для того, чтобы А услышал какой-то звук, ему необходимо подать этот звук с большей силой, чем для В. Но если А требует большей силы звукового раздражения, чем В, то мы можем сказать, что А менее чувствителен к силе звукового раздражения, чем В, а В более чувствителен к звукам, чем А.
Пороги ощущения и чувствительность являются показателями возбудимости нервной системы и характеризуют собой соотношение между процессами возбуждения и торможения. Так, абсолютный порог ощущений зависит от степени возбудимости нервного вещества: чем возбудимее нервная система, тем ниже порог ощущений, а следовательно, тем выше чувствительность, и наоборот. Что же касается порога различения, то он определяется тем соотношением между процессами возбуждения и торможения, какое мы наблюдаем в явлениях дифференцировки. Попытаемся раскрыть это положение.
Как уже говорилось выше, всякое возбуждение никогда не локализуется в пределах одного какого-то, строго определенного пункта коры, а всегда растекается по коре, захватывая собой более или менее широкую область. Затем по мере упражнений начинают проявляться тормозные процессы, в связи с чем область возбуждения коры мозга все больше сужается, концентрируется. Но какую бы степень концентрированности возбуждения мы ни взяли, она никогда не будет сведена к возбуждению одной только мозговой клетки. При самой сильной концентрированности возбуждения оно будет распространяться все же на ряд клеток, отвечающих не только на основной раздражитель, но и на раздражители другой силы, близкой к силе основного. Представим себе теперь, что мы увеличили несколько силу раздражения. Если это увеличение окажется настолько незначительным, что оно не выведет возбуждения из тех границ, которые определены силой основного раздражителя, то мы не почувствуем добавки. Если же сила добавочного раздражителя окажется такой, что она вызовет возбуждение в клетках, лежащих вне зоны того возбуждения, которое вызвано основным раздражением, тогда мы почувствуем добавочное раздражение и осознаем его.
Совершенно очевидно, что один и тот же добавочный раздражитель может быть в одном случае отдифференцирован человеком, в другом — нет. Первый случай будет иметь место, когда область иррадиации возбуждения сузится под влиянием упражнения и вступивших в связи с этим в силу процессов торможения; другой — когда опыт только начинается и процесс иррадиации, вызванный основным раздражителем, проявляется со всей силой.
И. П. Павлов характеризует работу мозга как грандиозную динамическую систему. Это значит, что пороги и чувствительность даже одного и того же человека различны. Зависит это от ряда условий: от опыта, знания той задачи, которую ставит человек перед собой, и т. д. Например, по мере тренировки в различении тех или иных раздражителей чувствительность наших анализаторов резко повышается. Огромное значение имеет и задача, которую ставит перед собой человек в процессе той или другой деятельности, его отношение к этой задаче. Например, разведчик, наблюдающий за противником, достигает более высокой чувствительности зрения в сравнении с той чувствительностью, какую он проявляет в повседневных условиях своей жизни.
На деятельность органов чувств человека большое влияние оказывают также знания. Человек, хорошо знающий свойства того или иного предмета, заметит в нем значительно больше, чем тот человек, который плохо знаком с этим предметом. Опытный артиллерист, как известно, может по звукам выстрелов определить род и вид оружия, опытный наблюдатель заметит и разгадает предмет на значительно более далеком расстоянии, чем неопытный.
Еще в XIX веке в связи с проникновением в психологию экспериментального метода было установлено, что добавочное раздражение должно находиться в определенных отношениях к основному, для того чтобы получилась едва заметная разница в ощущениях. Для ощущения тяжести это отношение составляет примерно 1/зо часть основной нагрузки. Для света эта величина является примерно 1/100, для слуха — 7ю. Дальнейшие работы, направленные на выяснение характера взаимоотношений между силой раздражения и интенсивностью ощущений, показали, что нарастание интенсивности ощущений отстает от роста силы раздражений. Была сделана попытка выразить отношение между силой раздражения и интенсивностью ощущений в математической формуле. Согласно этой формуле раздражение должно расти в геометрической прогрессии, чтобы ощущение вырастало в арифметической прогрессии. Сформулированная таким образом закономерность имеет значение, однако, только для средних раздражителей средней величины. Сильные же, как и слабые, раздражители ведут к увеличению разностного порога. Это указывает на то, что мы имеем целый ряд исключений из сформулированного выше правила.
Органам чувств человека свойственна способность к адаптации. Под адаптацией понимается приспособление того или иного органа чувств к условиям его функционирования. Примером адаптации является приспособление глаза к темноте или к свету. При переходе из светлого помещения в темное мы не в силах на первых порах различать даже резко отличные друг от друга предметы, но спустя некоторое время (40 минут) глаз приспосабливается (адаптируется) к темноте.
Значение адаптации очень велико: она обеспечивает анализаторам возможность адекватно отражать действительность в разных условиях. Адаптация начинается с рецепторной части анализатора. На это указывает тот факт, что более или менее длительное действие одного и того же раздражителя на сетчатку глаза приводит к постепенному уменьшению частоты импульсов в нерве. Но начинаясь с рецепторной части анализатора, процесс адаптации не сводится к деятельности только рецептора. В этом процессе участвует и кора мозга: длительное действие раздражителя вызывает, видимо, тормозные процессы в корковой части анализатора, что и влечет за собой понижение чувствительности.
Органы чувств связаны друг с другом в своей деятельности. Как показывают опыты академика И. П. Лазарева, освещение глаза повышает чувствительность слуха. Исследования члена-корреспондента Академии наук СССР С. В. Кравкова показали, что острота центрального зрения меняется под действием длительного звукового раздражения. Установлено также, что некоторые вкусовые (сахар, поваренная соль, органические кислоты) и обонятельные (гераниол, бергамотовое масло) раздражители, если их давать в определенной дозировке, повышают чувствительность глаза к свету. Взаимосвязанностью в деятельности органов чувств объясняются и такие общеизвестные факты, как появление ощущения «мурашек» на коже под влиянием скрипа, вызванного царапанием стекла о стекло, или же обострение зубной боли при громких звуках и т. п.
Различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, проприоцептивные и органические.